УДК 339.5

Вступление России в ВТО

Москвитина Анастасия Эдуардовна – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: В данной статье предоставлена информация об анализе причин вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Ключевые слова: Россия, ВТО, Всемирная торговая организация.

В послевоенный период результаты деятельности автомобильной промышленности Российской Федерации увеличились. Больше всего повлияли объем производства в отрасли и научно-технический потенциал. Это привело к сокращению технологического разрыва между отечественными автомобилями и иностранными.

Стоит отметить, что общая экономическая и политическая ситуация за последние 30 лет была нестабильной, в результате чего темпы роста отрасли снизились. Кроме того, сократились продажи автомобильной продукции, и соответственно, развития. Все эти факторы негативно повлияли на развитие отрасли. Решением этих проблем для России могло бы стать вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Преимущества присоединения могут улучшить рыночные результаты, увеличить долю России на мировом автомобильном рынке, снизить импортные тарифы, а также увеличить объем прямых иностранных инвестиций.

Вступление России в ВТО вызвано разными факторами, но главными из них являются стремление к повышению конкурентоспособности и эффективности экономики, свобода транзитной зоны, доступ к международному механизму разрешения экономических споров. Тем не менее, здесь следует отметить, что в то же время у России есть возможности выхода на другие международные организации, например, в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в западноевропейскую торговлю.

Факторы и особенности вступления России в ВТО

В настоящее время доля ВТО в мировой торговле составляет около 97%, а рынок делится на 159 стран-членов этой организации.

Процесс вступления Российской Федерации в ВТО длился 18 лет. Все началось в 1993 году с подачи заявки на присоединение к ГАТТ. В конце 2011 года рабочая группа по вступлению России в ВТО утвердила пакет документов, в том числе отчет и обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Затем Россия официально завершила переговоры о вступлении в ВТО, членство в которых достигнуто с 1993 года. Известно, что вступление в ВТО должно быть согласовано всеми странами-членами (а всего было 153 страны-члена).

Итогом переговоров стало вступление в силу протокол об ассоциации России с Марракешским соглашением о создании Всемирной торговой организации (ВТО) 22 августа. После этого Российская Федерация стала 156-м членом ВТО.

Согласно соглашениям двусторонних переговоров по товарам и услугам заключено 57 соглашений о доступе на рынок. Что касается импортных пошлин, стороны договорились об установлении тарифа в среднем на уровне 7,3% для несельскохозяйственной продукции (в 2011 году до вступления в ВТО ставка тарифа составляла 9,5%). Для российской стороны эта ставка не эффективна, как хотелось бы, с другой стороны, средняя ставка тарифа учитывает интересы всех участников.

Стоит отметить следующие подписанные соглашения:

  • Электросигнализация для железных дорог и трамваев, ставка 3%.
  • Ввозная пошлина на этиленгликоль на дату присоединения установлена в размере 10%. Сейчас ставка 6,3%, плановая ставка 5,5%.
  • Пошлины на ввоз автомобилей были связаны сразу после присоединения в размере 25%, а окончательное снижение составило 15%.
  • Установление самого продолжительного переходного периода - 7 лет. Это может быть полезно для снижения импортных пошлин на несельскохозяйственную продукцию (автомобили, вертолеты и оборудование для гражданской авиации). В результате российские компании могут использовать дополнительное время для модернизации, развития производственных процессов и повышения качества продукции.

С другой стороны, стороны обсудили и согласовали возможные варианты по экспорту.

  1. Евросоюз отменил квоты на поставки российской металлопродукции с момента вступления в ВТО.
  2. Повышение тарифных квот на экспорт ели с 2,8 млн м3 до 6 млн м3.
  3. С российской стороны увеличить квоты на экспорт ели в ЕС с 1,9 млн м3 до 5 млн м3.
  4. Россия увеличивает экспортную пошлину на сою до 20%, но не менее 35 евро за тонну.
  5. Ставки экспортных пошлин на нефть и углеводороды не должны измениться. Для природного газа ставка 30%.

Вывод

Вступление России в ВТО имеет как преимущества, так и недостатки для национальной экономики.

В настоящее время состояние российской автомобильной промышленности не такое оптимальное, как это предполагало вступление в ВТО. Цели для страны - максимизация преимуществ и минимизация недостатков для автомобильной промышленности. Этого можно достичь за счет изменения экономической политики (полная отмена субсидий), обращения стратегии протекционизма к глобализации, эффективного использования более дешевых импортных компонентов, в результате чего российский автомобильный рынок может увеличить национальное производство и продавать продукцию на обоих рынках (российском и мировом)).

Все эти меры будут работать только в долгосрочной перспективе. Как мы убедились в реальной ситуации, они неэффективны из-за различных политических разногласий между странами. Для развития автомобильной промышленности обе стороны, Россия и страны-члены ВТО, должны преодолеть разногласия и выполнить соглашения ВТО для роста мировой торговли.

Списоклитературы

  1. Lomagin N., Sherov-Ignatiev V., Trofimenko O. Russia’s accession to the WTO: Major commitments, possible implications.
  2. Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Commitments on Goods. ScheduleCLXV – The Russian Federation. Part I-Most-Favoured-Nation tariff. Section II - Other Products, Geneva.
  3. Working Party on the Accession of the Russian Federation - Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Commitments on Goods. Part V - Export Duties.

Интересная статья? Поделись ей с другими: