УДК 338.5

Анализ методов моделирования для реализации модели ценообразования на предприятии, работающем в сфере поставок товаров

ПобежимовМихаил Дмитриевич – магистрант Уральского государственного экономического университета.

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение особенностей и выбор оптимального метода моделирования для реализации процесса управления ценообразования на предприятии, работающей в сфере поставок товаров. Для выбора метода, используемого при моделировании процессов установки оптимальной розничной цены, было проведено сравнение характеристик, четырех наиболее подходящих, методов моделирования и их возможностей для применения и недостатков. В случае выбора оптимального метода для создания модели, предприятие сможет сократить издержки и принять решения об установке розничной цены, которая была бы ориентирована на извлечение максимальной прибыли от реализации товаров, учитывая текущие цены конкурентов. Сделан анализ наиболее подходящего метода.

Ключевые слова: автоматизация, метод, модель, нейронные сети, программное обеспечение, проект, рабочий процесс, ценообразование.

Деятельность предприятий, занимающихся поставками товаров, имеет ряд сложностей, связанных с хранением, доставкой и сертификацией. С целью сокращения издержек и времени пребывания товаров на месте хранения, предприятию необходимо развиваться в направлении оптимизации процесса ценообразования таким образом, чтобы учесть действия конкурентов и уметь оперативно реагировать на любые изменения во внешней среде. Для оптимизации процессов применяется информационное моделирование, данное решение позволяет усовершенствовать процесс работы отдельных аспектов предприятия, включая ценообразование, и обработать аналитическую информацию для получения статистических результатов деятельности.

Модель ценообразования должна оперативно получать и обрабатывать информацию о ценах, для принятия решения об установке оптимальной розничной цены. Основная трудность, решения данной задачи, заключается в необходимости найти компромисс между увеличением наценки и сохранением покупательской способности на товар, то есть иметь цены ниже конкурентов, чтобы выглядеть более привлекательно для покупателей. При выборе метода моделирования, нужно понимать, что не существует универсальных решений и нужно выбирать, учитывая специфику работы предприятия и его рабочих процессов. Для моделирования ценообразования, на предприятиях в сфере поставок и реализации товаров, существует ряд задач, решение которых позволит отобрать подходящие методы.

  1. Информационная модель должна уметь прогнозировать изменение цен, для того чтобы, сократить время работы сотрудника и не допустить ошибки человеческого фактора при определении цен.
  2. Иметь возможность пересматривать цены на товары, которые происходят по необходимости, когда цена при закупке значительно снизились или повысились, или когда произошло изменение на складе, либо изменилась ситуация на рынке.
  3. Уметь подстраивать цены под внешние события.
  4. Оперативно формировать максимальные или минимальные наценки, рассчитанные таким образом, чтобы предприятие не терпело убытки, если цены у конкурента слишком низкие и не завышать в случае, когда цена выше расчётной средней.

Рассмотрим подробнее ряд методов, которые на данный момент решают, все или большую часть, проблем.

Метод регрессионного анализа – данный метод моделирования предназначен для измерения данных и исследования их свойств. Данные состоят из пар значений зависимой переменной и независимой переменной. Регрессионным анализом называется поиск основной функции, которая описывает эту зависимость [1].

Достоинствами данного метода являются относительная простота вычислений, а также прогнозирование и подстраивание цен под полученные результаты. Подставив в полученное уравнение известные нам данные, получим оптимальную цену продажи. Трудности возникают с определением зависимых и независимых переменных. Когда, что в качестве целевой функции выступает валовая выручка, происходит зависимость от объема продаж и цены закупа, подобная зависимость выручки от цены продажи прямая – чем выше цена, тем выше доход. И в то же время существует обратная зависимость прибыли от продаж, у которой иная связь – чем ниже цена, тем выше продажи. Подобного рода проблема, не позволяет использовать этот метод в прогнозировании ценообразования в связи с тем, что формирует некорректную цену.

Метод системной динамики – это направление в изучении сложных систем, исследующее их поведение во времени и взаимодействия между ними. В том числе: причинно-следственных связей, петель обратных связей, задержек реакции, влияния среды и других. В системах поддержки принятия решений применение системной динамики позволяет объединить несколько функциональных пространств организации в одно целое и обеспечить организационный и количественный базис для выработки более эффективной управленческой политики [2].

Динамическая модель просчитывает различные варианты прогнозируемых ситуаций, позволяет строить сложные взаимосвязи между данными, где зависимая переменная может одновременно являться фактором для другой переменной, чего не позволяет нам регрессионный анализ. Недостатком данного метода является то, что для корректного отображения зависимостей в модели, необходимо точно установить, с какой силой одна переменная системы влияет на другую. Отсюда следует, что для решения проблемы необходимо провести сторонний анализ, в ходе которого выяснить коэффициенты между переменными. Метод многокритериальной оптимизации – это процесс одновременной оптимизации двух или более конфликтующих целевых функций в заданной области определения. Задача многокритериальной оптимизации состоит в поиске вектора целевых переменных, удовлетворяющего наложенным ограничениям и оптимизирующего векторную функцию, элементы которой соответствуют целевым функциям. Эти функции образуют математическое описание критерия удовлетворительности и, как правило, взаимно конфликтуют [3].

Задача метода заключается в нахождении оптимального решения, при котором значение целевых функций были бы приемлемыми для человека, применяющего данное решение на основе полученной информации. Данный метод многокритериальной оптимизации решает большинство задач, выводит компромиссное решение и выстраивает зависимости, внутри модели определяется параметр, с которой факторы действуют на зависимую переменную. Однако метод не учитывает динамику изменения параметров, в нем рассматриваются статичные данные за конкретный момент времени. Для решения же всех задач необходимо опираться на динамику изменения цен конкурентов.

Наиболее подходящим методом является анализ ценообразования с использованием системной динамики который отвечает практически всем поставленным задачам, необходимо, понимать, что для поддержки данной модели придется самостоятельно просчитывать с какой силой, переменные влияют друг на друга. Альтернативным вариантом будет являться создание модели, в которой будут использоваться несколько методов для получения лучшего результата.

Список литературы

  1. Блюмин, А. М. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания [Текст] : учебное пособие / А. М. Блюмин, Л. Т. Печеная, Н. А. Феоктистов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. ин-т гос. упр., права и инновац. технологий. - Москва : Дашков и К°, 2010. - 349 с.
  2. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений [Электронный ресурс] : справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 320 с. http://znanium.com/go.php?id=884225
  3. Ясницкий, Л. Н. Введение в искусственный интеллект [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по математическим направлениям и специальностям / Л. Н. Ясницкий. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 175 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: