УДК 659

Визуальные коммуникации как основа современной массово-информационной деятельности

Кузнецова Арина Дмитриевна – студент Института бизнеса и дизайна.

Аннотация: Цель статьи – проанализировать процесс массово-информационной деятельности современного человека в ХХI в. на примере открытых публикаций и сообщений в социальных сетях, новых медиа и т.д.. В статье освещены визуальные и семиотические средства коммуникации профессионального и бытового характера. Рассмотрены тенденции массово-информационной деятельности ХХI в., в основе которой лежит передача информации с помощью изображения. Роль и место визуальной коммуникации в информационной деятельности определены как приоритетные и перспективные.

Ключевые слова: визуальная коммуникация, массово-информационная деятельность, семиотика, социальные сети.

Актуальность темы исследования заключается в том, что с развитием коммуникационных технологий современный человек все больше времени уделяет массово-информационной деятельности. Такая тенденция стимулирует рынок коммуникационных услуг к изобретениям с целью использования новых средств коммуникации в профессиональной жизни; для удовлетворения собственных информационных потребностей, развлечений и общения - на бытовом уровне.

Визуальная коммуникация лежит в основе человеческой деятельности, 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Это природное свойство человеческого организма учитывают не только при производстве современных коммуникационных устройств, но и в информационной отрасли при совершенствовании формата передачи данных.

Цифровая эпоха упрощает сообщение, что в электронном формате распространяются в виде знаков, изображений, символов и т.д. Данное явление приобретает глобальный масштаб, т.к. массовая коммуникация XXI века предполагает не только классическую модель общения тет-а-тет, но и с помощью сети Интернет [1].

Из-за чрезмерного производства информации в XXI веке человек прибегает к упрощению формата сообщения. При использовании визуальных и семиотических средств коммуникации происходит сбережение временных, пространственных, человеческих ресурсов как на этапе производства, так и потребления информационного продукта. Эмоционально-психологическая составляющая визуальной коммуникации, а также последствия освещения событий как излишне положительного, так и отрицательного содержания должны быть учтены профессиональными медиа при создании медийного контента, что распространяется с помощью социальных сетей [2].

В тоже время чрезмерное использование визуальной коммуникации привело к тому, что современный человек больше «считывает» информацию, чем «рассматривает». Появление новых насыщенных визуальными образами материалов СМИ, созданных более или менее профессионально, и соответствующих им средств и технологий, вызывают встречное развитие способности человека к визуальному восприятию. Кроме своей привычной роли современная предметная среда, отдельные предметы, а также визуально воспринятые произведения (дизайн, графика, экранные искусства) выступают как сообщения, адресованные человеку, и он, в свою очередь, должен уметь прочитать и понять их.

Производство информации, которое происходит в современном мире в таких огромных масштабах, вызывает необходимость постановки вопроса о выработке навыков в обращении с теми потоками информации, которые являются «входными» (соответствующими потребностям личности) и «побочными» (или несоответствующими). Последние порождают ситуацию информационного перенасыщения, избыточности и затрудняют коммуникативную восприимчивость и адекватность осознания личностью полноты смыслов, выбранной ею необходимой информации [3].

Таким образом, хотя идея «визуального» существует одновременно как установка и как цель современного теоретического мышления в ряде отраслей и дисциплин, явление визуального восприятия как сознательный, сложившийся факт поведения и деятельности человека (реальный факт социальной практики) является объектом исследований многих смежных отраслей знаний: культурологии, искусствоведения, комуникативистики, медиа-психологии и масс-медийной теории (особенно аудиовизуальных медиа).

Перспектива научных исследований теории визуальной коммуникации имеет практическое применение в различных отраслях, поскольку является основой массово-информационной деятельности XXI века. Появление новых понятий требует постоянного обновления терминологического аппарата. Тенденция чрезмерного производства и потребления информации вызывает переосмысления содержания и формы современных материалов СМИ.

Список литературы

  1. Акопов Г.Л, Бакирова Н.В., Акопова А.Л. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2019. – 304 с.
  2. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 c.
  3. Эдвардс М. Визуальные коммуникации. Как убеждать с помощью образов. – М.: Бомбора, 2019. – 144 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: