УДК 72

Проявление особенностей восточной архитектуры в интерьерах и экстерьерах кинотеатров Армении, Центральной Азии и Ближнего Востока

Микаелян Рузанна Тиграновна – аспирант Института искусств Национальной Академии Наук Армении; преподаватель Государственной академии художеств Армении.

Аннотация: В статье рассматриваются принципы организации внешних и внутренних решений кинотеатров Средней Азии, Ближнего Востока, Армении - по типологии являющееся общественным строением, а также проявление в них национальных стилистических особенностей, современные тенденции, сходства и различия. Особенно надо отметить, что армянские кинотеатры имеют много общего с архитектурой стран Центральной Азии, особенно декоративные орнаменты, используемые в архитектуре и в интерьере. В конце ХХ века благодаря крупным инвестициям Европы и США в ряде стран Дальнего и Среднего Востока таких как Сингапур, Малайзия, Япония, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и другие страны наблюдался экономический рост. Такое развитие не могло не сказаться на культурном прогрессе. В восточных странах, таких как Ливан, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, начали работать такие архитекторы, как Норман Фостер, Заха Хадид и другие. Вначале присутствие мусульманских архитектурных элементов было более значительным в градостроительстве, таких как строительство михрабов, фонтанов, характерных для внутренних дворов. В настоящее время современная архитектура стран Ближнего Востока - это уже гибрид стиля современного дизайна и архитектурных направлений, на который, однако, в определенной степени влияет исторический стиль. Однако таких решений становится все меньше, уступая место новым стилям.

Ключевые слова: кинотеатр, стиль, интерьер, экстерьер, Ближний Восток, Средняя Азия, дизайн, архитектура, орнамент.

Введение

Новым выражением современной архитектуры и дизайна можно считать здания торговых центров, в основном там, где расположены встроенные кинотеатры. Торговые центры стали неотъемлемой частью городской архитектуры региона, что также изменило тип кинотеатров. Многие торговые центры имеют развлекательные зоны для досуга. Внутри торговых центров строятся многозальные кинотеатры. Такие многозальные кинотеатры расположены в дубайских торговых центрах «Ибн Батута», «Синестар Синема», «Кемпински», «Меркато» и «Аль-Джурайр». Интерьерные решения кинотеатров во многом связаны с дизайном торговых центров. Например, кинотеатры Cinestar Cinema различаются интерьерами в зависимости от дизайна архитектурной студии. Кроме того, важно, на какую аудиторию он рассчитан. Например, в Лахоре (Пакистан), небольшой по размеру кинотеатр Cinestar Cinema имеет имперские роскошные интерьеры, а в Объединенных Арабских Эмиратах кинотеатр оформлен в стиле оперы. Кроме того, они различаются по цвету, композиции, техническому оснащению и даже эргономичность.

Методы

Исследование основано на описании объектов качественным методом, в соответствии с которым был проведен пошаговый анализ дизайна, зонирования, пространственных особенностей, стиля, общих деталей кинотеатров, технических фактурно-фактические особенности.

Результаты

Традиции архитектурного оформления вновь построенных кинотеатров Армении тесно связаны со строительством ближневосточных кинотеатров, эргономическими стандартами, стилистическими особенностями. Таковы, например, Dalma Garden Mall, Rio Mall, Mega Mall, Cinema Star Cinema Network, а также Cinema Park. В целом, опыт стран Ближнего Востока диктует дизайн торговых центров. Они также занимают лидирующие позиции в мире по новейшим дизайнерским решениям для кинотеатров.

Основная часть

Новые кинотеатры VOX открылись в нескольких торговых центрах Дубая в 2016 году. Новая культура кино быстро развивается, особенно на Ближнем Востоке, в Ливане, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Египте и других странах. Дизайн современных международных кинотеатров направлен на то, чтобы развлечения зрителей были максимально «комфортными». Последние разработки в кинематографии привели к созданию модулей под названием «VR». VR (Virtual Reality) виртуальная реальность, которая позволяет изменить концепцию кинотеатра, разместив его посреди торгового центра, отеля, развлекательного зала, по сути, один модуль становится отдельным кинотеатром. Это модули для яиц со специальными очками LSD, которые служат экраном, это устраняет традиционную идею большого экрана, которая переносит культуру кино в кинотеатр для одного зрителя. Модули VR обеспечивают разрешение 9D. Модули перемещаются в зависимости от действия в фильме. Говоря об их дизайне, можно сказать, что на них повлияли космически-футуристические стили, напоминающие капсулы космических кораблей.

Если архитектура постсоветских и современных армянских кинотеатров несет в себе влияние вышеупомянутых современных ближневосточных кинотеатров, то советская архитектура армянских кинотеатров отразила влияние национальной заботливой архитектуры. Архитектурные тенденции интерьеров и архитектуры армянских кинотеатров советского периода имели общие черты, например, с аналогичными зданиями советского периода Средней Азии, что нашло отражение здесь в возрождении местных архитектурных традиций.

Архитектурные традиции народов Средней Азии и Ближнего Востока оказали большое влияние не только на местные, но и на общественные здания в Европе и США, сформировав новые принципы. Масштабное строительство кинотеатров в Средней Азии և Армения начинается после установления советской власти. После социалистической революции в 1919 году специальным декретом были заложены основы советского кино, и началось строительство первых кинотеатров [6]. Ключевую роль в распространении пропагандистских идей сыграло развитие кино. [1] По этой причине советские лидеры не жалели усилий для продвижения кинокультуры. Такие темпы строительства кинотеатров привели к тому, что в 1940-х годах в Советском Союзе уже было около 28 000 кинотеатров [7]. Интересны попытки активно использовать национальные архитектурные элементы построек 1930-х годов, особенно на Кавказе, таких как кинотеатры «Руставели» и «Низами» в Баку. Применительно к странам Центральной Азии можно сказать, что практически во всех республиках строительство общественных зданий развивалось параллельно, конечно, с некоторыми особенностями. Возрождение национальной архитектуры в Казахстане начинается после Отечественной войны, что особенно отражается в архитектуре дворцов и клубных зданий. [5]

Хороший пример строительства этого кинотеатра - кинотеатр «Арман», построенный в 1968 году в Алма-Ате (архитекторы: А. Корженпо, В. Пан, И. Слонов, художники: В. Константинов, Г. Завизиони). Во внешних и внутренних решениях кинотеатра отчетливо просматривается слияние скульптуры и архитектурных элементов. Первоначально в кинотеатре было два 550 и 450 посадочных мест. Позже, при реконструкции, к кинотеатру пристроили еще 2 зала. Особенно интересны решения внутреннего двора кинозала, на которые явно повлиял внутренний дворый тип восточных домов, а на одной из стен рельеф с восточными орнаментами, что является уникальным явлением в интерьерах зданий зрительного зала. Кинотеатр работает до сих пор, внесен в список исторических памятников Казахстана, а в 2009 году был признан лучшим кинотеатром СНГ. В отличие от казахской архитектуры период переоценки туркменской национальной архитектуры начался в середине XIX - начале XX века. После советизации Туркменистана кирпично-сырцовая конструкция была заменена деревянными конструкциями, что обеспечило более длительный срок службы зданий, но изменение строительного материала не повлияло на архитектурный облик. Как и в прошлом, в 30-е годы прошлого века стилистическое направление было отдано традициям средневековой архитектуры Средней Азии, восточным орнаментам, коврам, орнаментам и т. д. Модернистские течения в архитектуре и дизайне кинотеатров, было характерно для более позднего периода, например, фасад кинотеатра «Космос» в Ашхабаде, напоминающий метрический узор. Такой подход используется и в летних кинотеатрах «Бахар» и «Ашхабад». [3] Уникальное единство национальных элементов архитектуры кинотеатра и элементов интерьера отражено в кинотеатре «Родина» или «Ватан», построенном в столице Узбекистана Ташкенте (архитектор А. Сидоров). Внешний вид главного фасада кинотеатра оформлен колоннами. [6] В оформлении внешнего зала главного фасада, а также орнаментальных фигур боковых фасадов использованы замысловатые геометрические узоры, характерные для средневековья XI-XII вв. Для строительства построек общественного типа. Кинотеатр располагался на площади Наво, но после землетрясения 1966 года был почти полностью разрушен, а затем разобран.

В целом интерьеры первых кинотеатров имели следующие зоны: Большие залы, двухместные залы, гигантские раздевалки, игровые залы, столовая, читальный зал, рецепция, кассовый аппарат. Уникальным в своем роде является бывший Дворец искусств в Ташкенте, который сегодня превратился в кинотеатр. Кинотеатр имеет изогнутую поверхность, что встречается очень редко. Это один из самых обширных кинотеатров, вмещающий около 2300 мест. По внешнему виду представляет собой изогнутое панно, целиком представляющее собой крупную орнаментальную композицию. Это усугубляется техническим, административным и санитарным секторами. [2] Исчезают кривые фойе, боковые холлы, гардеробы, увеличиваются столовые и выставочные залы.

Ввывод

В заключение можно сказать, что в советский период элементы национальной архитектуры преобладали в дизайне и архитектуре кинотеатров как в Средней Азии, так и в Армении, которые слились с модернистскими течениями, чтобы создать уникальный стиль. В постсоветский период на дизайн и архитектурные решения армянских кинотеатров повлияли современные стилистические направления ближневосточных кинотеатров, заимствовавшие опыт кинотеатров, построенных в развлекательных и торговых центрах.

Список литературы

  1. Гак А.М. Самое важное из всех искусств: Ленин и кино. М.: изд. Искусство.1973.243с.
  2. Кадырова Т.Ф. Архитектура советского Узбекистана. М.: изд. Стройиздат.1987.320с.
  3. Кацнельсон Ю.И., Азизов А.К., Высоцкий Е.М. Архитектура Советской Туркмении. М.: изд. Стройиздат.1987.303с.
  4. Мороз А.И. Заха Хадид. Архитектура нового времени. М.: изд. Эскмо.2019.284с.
  5. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана XX-ого века (развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: изд. М-АРи. 2004.930с.
  6. Щербаков В.В., Быков В.Е.Архитектура кинотеатров. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре.1955.166с
  7. Щербаков В.В. Кинотеатры. М.: изд.Академия архитектуры СССР.1948.45с.
  8. Chris A. Architecture Technology and Process. Oxford .Architectural Press. 2004. 268p.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail