gototopgototop

УДК 69

Анализ состояния автомобильных мостов в России

Каримов Рафиль Рагибович – студент магистратуры Ижевского государственного технического университета.

Манохин Павел Евгеньевич – кандидат технических наук, доцент, преподаватель кафедры Промышленного и гражданского строительства Ижевского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу состояния автомобильных мостов на дорогах России.

Ключевые слова: Автомобильная дорога, мостовое сооружение, мост, нагрузка, железобетон.

Дорога является неотъемлемой частью жизни человека. Параллельно со своим распространением по миру, человечество строило дороги для удобства общения между собой. Первые проложенные дороги постепенно превращались в торговые пути. Для более безопасного и быстрого перемещения между городами пути улучшались. Дороги часто пересекали естественные преграды: реки, овраги, болота. Для пересечения таких участков строились переправы.

В процессе своего развития человек совершенствовал и пути своего перемещения. Сегодня автомобильная дорога – это комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а так же участки земель, представленных для их размещения. Одним из необходимых составляющих комплекса автомобильной дороги являются мосты. Первые мостовые переходы строились из дерева, затем начали применять камень и чугун, металл. В ХХ для строительства начали использовать железобетон. Данный материал получил большое распространение в сфере строительства.

Согласно данным ФАУ «Россдорнии», во второй половине ХХ века в России было построено около 75% всех существующих мостов. Исследования мостов, проведенные в 2010 году, помогли проанализировать состояние мостов в России. Так, согласно таблице 1, большинство мостов в России построены из железобетона.

Таблица 1. Распределение мостов по виду материала пролетных строений.

№ п/п

Материал пролетных строений

Количество мостов, %

1

Железобетон

84,59

2

Сталежелезобетон

4,43

3

Сталь

6,17

4

Камень

0,18

5

Дерево

0,72

6

Материал неизвестен

3,91

В таблице 2 распределены мосты по времени строительства.

Таблица 2. Распределение мостов по году постройки.

№ п/п

Годы постройки

Количество мостов, %

1

1801-1890

0,14

2

1891-1900

0,09

3

1901-1910

0,91

4

1911-1920

0,23

5

1921-1930

0,25

6

1931-1940

1,33

7

1941-1950

1,79

8

1950-1960

9,76

9

1961-1970

19,61

10

1971-1980

19,40

11

1981-1990

20,18

12

1991-2000

17,46

13

2001-2010

5,91

14

Неизвестен

2,94

В мире ежегодно фиксируется рост грузового и пассажирского потока по дорогам. Рост пассажирооборота более наглядна видно по диаграмме 1 составленной с 2016 по 2019 в России, а рост количества транспортных средств приведен в таблице 3.

1

Диаграмма 1. Динамика пассажирооборота общего пользования.

Таблица 3. Наличие транспортных средств.

 

2005

2010

2015

2016

2017

Грузовые транспортные средства, млн.шт

4,8

5,4

6,2

6,3

6,4

Пассажирские транспортные средства:

 

автобусы общего пользования, тыс.шт

79

158

175

171

170

легковые автомобили, млн.шт

25,6

34,4

44,3

45,2

46,9

троллейбусы, тыс.шт

11,4

11,1

10,2

10

9,4

Полученные в ходе исследования данные, говорят о том, что мир не стоит на месте. Человечество находится на стадии развития, люди перемещаются по стране, увеличиваются человеческие потребности. В свою очередь, необходимо постоянно контролировать состояние дорог и искусственных сооружениях на данных маршрутах. С ростом транспортного потока увеличивается нагрузка на искусственные сооружения. Нормативные требования к искусственным сооружениям постоянно находятся в росте. В таблице 4 приведены нагрузки, на которые были рассчитаны мостовые сооружения по десятилетиям.

Таблица 4. Распределение мостов по сочетаниям проектных нагрузок.

№ п/п

Наименование нагрузки

Количество мостов, %

1

Н-8, НГ-30

0,47

2

Н-8, Т-30

0,02

3

Н-10, НГ-60

3,38

4

Н-10, НГ-30

0,09

5

Н-13, НГ-30

0,02

6

Н-13, НГ-60

6,56

7

Н-18, НК-80

15,18

8

Н-30, НК-80

36,46

9

А8, НГ-60

0,11

10

А11, НК-80, А14, Н14

26,22

11

Неизвестная нагрузка

11,49

Как видно из таблицы 4, только 26,22 % мостовых сооружений удовлетворяют современным нормативным требованиям. По этой причине в стране и во всем мире часто происходят аварии на мостах.

При приведении моста к современным нормативным требованиям, необходимо также учесть еще один фактор: подъездные дороги к сооружениям. Не всегда, ремонт или реконструкция мостового сооружения улучшает транспортную систему. Данный фактор необходимо учесть даже при новом строительстве. В качестве примера можно привести введенный в эксплуатацию в 2016 году мост через Каму в районе города Камбарка Республика Удмуртия. Финансирование строительства на 2/3 осуществлялось концессионерами. Данный инвестиционный проект называли лучшим в России. Инвесторы планировали вернуть свои финансы и получить прибыль за 49 лет, сделав проезд по мосту платным. Однако, на этапе экономического расчета, не уделили должного внимания на плохое состояние дорог после моста в сторону башкирского Нефтекамска. Поток транспортных средств оказался на 2/3 меньше планируемого. Следствием этого, стало внесение из бюджета Республики Удмуртии концессионерам суммы, которую должны были получить за проезд оставшейся части планируемого суточного потока. Данный инвестиционный проект для Удмуртии, на 2020 год, является убыточным.

Заключение. Развитие транспортных связей в системе народного хозяйства России вызвало резкий рост выпуска автомобилей грузового парка. Что вызвало увеличение их габаритов и грузоподъемности, а также ежегодное значительное увеличение интенсивности движения практически на всех автомобильных дорогах страны. Так нагрузкам А11, НК-80, А14, Н14 соответствуют только 26,22% мостов России. Остальная часть мостов на автомобильных дорогах по своим габаритам и грузоподъемности не соответствуют современным нормативным требованиям. Состояние подъездных путей к мостовым сооружениям также должны приводиться к требуемым характеристикам. Все это приводит к возникновению разрушений на сооружениях дорожного комплекса. Для уменьшения данных происшествий необходимо привести искусственные сооружения к необходимым нормативным нагрузкам, за счет капитальных ремонтов и реконструкций сооружений.

Список литературы

  1. Информационно-статистическая бюллетень «Транспорт России» январь-декабрь 2018 года[Текст]: Министерство транспорта Российской Федерации.- 2019. – 67 с.
  2. ГОСТ 7.32-2017. СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (с Поправкой) [Текст]. Введ. 2018-07-01. - М.: Стандартинформ, 2018. – 33 с.
  3. СТО НОСТРОЙ 2.29.174-2015 Стандарт организации Мостовые сооружения Капитальный ремонт мостового полотна [Текст]. Введ. 2015-04-04 – М.,2017. – 107 с.
  4. СП 35.13339.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84 [Текст]. Введ. 20.05.2011. – М.:Минрегион России, 2010. – 249 с.
  5. Картопольцев, А.В. Курс Диагностика мостов [Текст] / А.В. Картопольцев. – Томск, 2011. – 59 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail