Влияние стиля вождения на особенности организации ТО и Р
Фефилов Александр Сергеевич – студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета.
Аннотация: В статье изложены факторы, определяющие влияние стиля вождения в области технического обслуживания и ремонта автомобилей. Проведен анализ факторов, влияющих на стиль вождения, а также подобранно оборудование для предварительного тестирования водителя.
Ключевые слова: РВМ – рабочее место водителя, стиль, безопасность.
Стиль вождения конкретного водителя можно описать через набор характеристик. Наиболее значимыми и определяющими уровень безопасности водителя являются рискованность - безопасность, планирование - импульсивность, уверенность при парковке, культура дорожного поведения, отношение к средствам обеспечения безопасности.
-
Факторы, влияющие на надёжность водителя
Внешние: особенности дороги, дорожные условия, дорожное окружение (насыщенность дорожными знаками, информационными табло), условия среды (освещенность, состояние покрытия).
Внутренние: обстановка на рабочем месте водителя, шум, вибрации, освещенность.
Особенности оператора: возраст, стаж, общее самочувствие, состояние здоровья.
-
Теоретические методы оценки надёжности водителя
Теоретическая оценка надёжности водителя ТС (в основном косвенная) может осуществляться по результатам:
- адаптации моделей теории оценки надёжности операторов других видов ТС и систем (авиационных и космических);
- оценки соответствия РМВ санитарно-гигиеническим требованиям при проведении их аттестации в установленном порядке.
- оценки рисков заболеваемости водителя, а также вероятности возникновения ДТП с использованием различных статистических данных медицинского контроля, страховых компаний и других источников.
Эти данные позволяют в первом приближении отследить влияние условий на РМВ на состояние водителя и связать его с вероятностью возникновения отказа (развития заболевания, совершения ДТП).
В первом случае необходимо сформировать базы статистической информации, содержащие основные ошибки и результаты оценки поведения водителей в различных дорожных условиях. При этом сам «человеческий фактор» необходимо в достаточной степени формализовать, представив водителя как биоробота.
На основании оценки соответствия РМВ санитарно-гигиеническим требованиям при проведении их аттестации, можно лишь с очень большим приближением судить о надёжности водителя, так как не учитывается влияние внешних факторов (дорожные и погодные условия), а также особенности восприятия водителем этих факторов.
-
Предварительное тестирование профессионально важных качеств водителей.
Для выявления психофизиологических особенностей, присущих каждому конкретному водителю, позволяющих спрогнозировать его поведение в конфликтной ситуации, проводилось тестирование профессиональных качеств испытуемых, а именно:
- точности и скорости реагирования водителя в меняющейся обстановке;
- быстроты и точности выполнения наиболее важных действий водителя при управлении автомобилем без потери контроля над другими значимыми аспектами дорожной ситуации (манипулирование органами управления, общение с пассажирами и др.);
- способности водителя не отвлекаться на помехи во время движения; - способности водителя сохранять на достаточном уровне готовность к экстренному реагированию при длительном непрерывном движении по трассе, особенно в ночное время суток;
- склонности водителя к риску и совершению рискованных поступков во время движения;
- способности водителя зрительно оценивать габариты предметов и расстояния до них при движении по трассе.
-
Приборы для испытаний
Для определения психофизиологических показателей водителя при работе на автобусном маршруте использовался прибор для измерения электродермального сопротивления, и пульсометр. Съём и запись психофизиологических показателей водителя осуществлялись на протяжении всего рабочего времени. Оборудование не мешало работе водителя и не создавало дополнительных неудобств. Полученные с датчиков показания обрабатывались и отображались на компьютере после испытания.
Список литературы
- Приборы и методики психофизиологического обследования водителей и автомобилей / Н.А. Игнатов и др. - М.: Транспорт, 1978. - 88 с
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.: Транспорт, 1989. – 86с.
- Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: учеб. для подготовки водителей автотранспорт, средств / 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. -256 с.