gototopgototop

Влияние стиля вождения на особенности организации ТО и Р

Фефилов Александр Сергеевич – студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета.

Аннотация: В статье изложены факторы, определяющие влияние стиля вождения в области технического обслуживания и ремонта автомобилей. Проведен анализ факторов, влияющих на стиль вождения, а также подобранно оборудование для предварительного тестирования водителя.

Ключевые слова: РВМ – рабочее место водителя, стиль, безопасность.

Стиль вождения конкретного водителя можно описать через набор характеристик. Наиболее значимыми и определяющими уровень безопасности водителя являются рискованность - безопасность, планирование - импульсивность, уверенность при парковке, культура дорожного поведения, отношение к средствам обеспечения безопасности.

  1. Факторы, влияющие на надёжность водителя

Внешние: особенности дороги, дорожные условия, дорожное окружение (насыщенность дорожными знаками, информационными табло), условия среды (освещенность, состояние покрытия).

Внутренние: обстановка на рабочем месте водителя, шум, вибрации, освещенность.

Особенности оператора: возраст, стаж, общее самочувствие, состояние здоровья.

  1. Теоретические методы оценки надёжности водителя

Теоретическая оценка надёжности водителя ТС (в основном косвенная) может осуществляться по результатам:

  • адаптации моделей теории оценки надёжности операторов других видов ТС и систем (авиационных и космических);
  • оценки соответствия РМВ санитарно-гигиеническим требованиям при проведении их аттестации в установленном порядке.
  • оценки рисков заболеваемости водителя, а также вероятности возникновения ДТП с использованием различных статистических данных медицинского контроля, страховых компаний и других источников.

Эти данные позволяют в первом приближении отследить влияние условий на РМВ на состояние водителя и связать его с вероятностью возникновения отказа (развития заболевания, совершения ДТП).

В первом случае необходимо сформировать базы статистической информации, содержащие основные ошибки и результаты оценки поведения водителей в различных дорожных условиях. При этом сам «человеческий фактор» необходимо в достаточной степени формализовать, представив водителя как биоробота.

На основании оценки соответствия РМВ санитарно-гигиеническим требованиям при проведении их аттестации, можно лишь с очень большим приближением судить о надёжности водителя, так как не учитывается влияние внешних факторов (дорожные и погодные условия), а также особенности восприятия водителем этих факторов.

  1. Предварительное тестирование профессионально важных качеств водителей.

Для выявления психофизиологических особенностей, присущих каждому конкретному водителю, позволяющих спрогнозировать его поведение в конфликтной ситуации, проводилось тестирование профессиональных качеств испытуемых, а именно:

  • точности и скорости реагирования водителя в меняющейся обстановке;
  • быстроты и точности выполнения наиболее важных действий водителя при управлении автомобилем без потери контроля над другими значимыми аспектами дорожной ситуации (манипулирование органами управления, общение с пассажирами и др.);
  • способности водителя не отвлекаться на помехи во время движения; - способности водителя сохранять на достаточном уровне готовность к экстренному реагированию при длительном непрерывном движении по трассе, особенно в ночное время суток;
  • склонности водителя к риску и совершению рискованных поступков во время движения;
  • способности водителя зрительно оценивать габариты предметов и расстояния до них при движении по трассе.
  1. Приборы для испытаний

Для определения психофизиологических показателей водителя при работе на автобусном маршруте использовался прибор для измерения электродермального сопротивления, и пульсометр. Съём и запись психофизиологических показателей водителя осуществлялись на протяжении всего рабочего времени. Оборудование не мешало работе водителя и не создавало дополнительных неудобств. Полученные с датчиков показания обрабатывались и отображались на компьютере после испытания.

Список литературы

  1. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей и автомобилей / Н.А. Игнатов и др. - М.: Транспорт, 1978. - 88 с
  2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.: Транспорт, 1989. – 86с.
  3. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: учеб. для подготовки водителей автотранспорт, средств / 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. -256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail