gototopgototop

Социологическое исследование «Влияние террора на сознание многонациональных регионов», его анализ и ценность

Тукова Диана Азаматовна – студентка по специальности «Теология» Высшей школы управления Пятигорского государственного университета.

Аннотация: В статье подробно описаны результаты социологического исследования, проведённого в конце 2019 – начале 2020 года. В своём исследовании автор ориентируется на мнение молодёжи по большей части Северо-Кавказского Федерального округа по поводу террористической обстановки в субъекте и Российской Федерации. Исследование также затрагивает вопросы влияния террористических актов на сознание многонациональных республик и регионов, таких как Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика и Ставропольский край (большинство респондентов указывали именно эти регионы как «Регионы проживания»), что позволило установить и мнение относительно антитеррористической политики как инструмента предупреждения будущих и устранение уже существующих конфликтов подобного рода.

Опираясь на исследования психолога В.А. Соснина, описанные в книге «Психология современного терроризма» и журналистов, которые брали интервью у некоторых лидеров террористических организаций, зарекомендовавших себя на Северном Кавказе как «радикальные», результаты исследования были обобщены через призму таких наук как психология, криминалистика, педагогика, социология, философия, теология.

На основании исследования был составлен ряд рекомендаций по предупреждению возникновения новых конфликтов, столкновений на религиозной почве. Обобщённые результаты исследования позволяют рассмотреть проблему необходимости повышения уровня религиозной грамотности в регионах, участвовавших в исследовании, а также на его основе провести подобное в других субъектах РФ, продолжив полномасштабное искоренение понятия «терроризм» как исключительно религиозного явления.

Ключевые слова: Террористическая деятельность, терроризм, религиозная грамотность, СКФО, социализация, теология.

Социологический опрос (исследование) или социометрия – метод сбора информации о взглядах или убеждениях группы опрашиваемых. Информация, полученная в результате опроса общественного мнения, может пролить свет на потенциальные выводы об определенных процессах и явлениях части населения и потенциально может сделать выводы.

Опросы общественного мнения, как правило, включают выборку респондентов, составленную таким образом, чтобы представлять более значимую релевантную группу населения, которой задают стандартизированный ряд вопросов в фиксированной форме. Но стоит учитывать, что некоторые опросы могут проводиться среди неопределенного круга респондентов, что в некоторой степени позволяет установить общее между опрашиваемыми, возрастные рамки, в которых тема опроса считается актуальной, спектр предлагаемых решений в поднимаемых вопросах.

Социологическое исследование «Отголоски террора в современной жизни» было направлено на изучение отношения граждан к антитеррористической политике государства, а также к террористическим актам и их последствиям в целом. Исследование проводилось в дистанционном режиме: онлайн формате, в том числе на платформе социальных сетей Вконтакте и Инстаграм в период с 10 декабря 2019 года (10.12.2019) по 9 апреля 2020 года (09.04.2020). В исследовании приняли участие 226 человек в возрастной группе 15 – 35 лет (12 человек неправильно указали свой возраст, так как система установки даты рождения не реагировала на изменения данных).

Изначально планировалось, что в исследовании примут участие жители данных регионов (см. Диаграмма 1):

  • Ставропольский край;
  • Чеченская Республика;
  • Кабардино-Балкарская Республика;
  • Республика Ингушетия;
  • Республика Дагестан;
  • Республика Северная Осетия – Алания;
  • Карачаево-Черкесская Республика.

Но, по окончании исследования, было установлено, что в нём принимали участие представители Московской области (5), города Санкт-Петербурга (1), Ростовской области (3), Краснодарского края (2), Республики Татарстан (1), Калининградской области (1), Оренбургской области (1), Грузии (1). Заинтересовнным в исследовании стал также один человек родом из Чеченской Республики, но проживающий в данный момент в Польше.

Диаграмма 1. Регион проживания.

В исследование были включены разнообразные вопросы: общие и конкретизирующие. Опросник был составлен с ориентацией на полную анонимность и политкорректность:

  1. «Дата рождения» – участники устанавливали с системе дату рождения в формате дд.мм.гггг. Это было сделано с целью установления возрастные рамки исследования по окончании;
  2. «Регион проживания»;
  3. «Какого мировоззрения Вы придерживаетесь?»;
  4. «Было ли в Вашей жизни событие, повлиявшее на Ваше мировоззрение?»;
  5. «Связано ли оно с каким-либо из происходивших террористических актов?»;
  6. «Как Вы оцениваете уровень религиозной грамотности в Вашем регионе?»;
  7. «Как Вы оцениваете нынешнюю антитеррористическую политику в России?»;
  8. «Слышали ли Вы о деятельности каких-либо террористических организаций в Вашем регионе/стране? Если да, то каких?»;
  9. «Кто в большей степени способен повлиять на решение проблем, связанных с террористическими актами, в регионе/стране?»;
  10. «Как Вы считаете, необходимо ли устанавливать места памяти/обелиски/памятники жертвам террористических актов?»;
  11. «Почему Вы так считаете?»;
  12. «Как Вы думаете, с чем связана сложившаяся нестабильная ситуация в религиозной политике?».

Первые три вопроса носили общий характер: второй и третий вопросы помогли выявить статистику по таким пунктам, как «Регион» и «Вероисповедание». По ответам участников на третий вопрос можно установить процент соотношения каждого из мировоззрений (см. Диаграмма 2). Помимо основных предложенных вариантов: ислам, христианство, буддизм, иудаизм, атеизм и светский гуманизм, участникам была предоставлена возможность дополнить ответ, в случае, если среди вышеперечисленных не указан подходящий вариант.

Диаграмма 2. Какого мировоззрения Вы придерживаетесь?.

К сожалению, установить, повлияло мировоззрение на дальнейшие ответы, возможности не предоставляется, так как этот вопрос должен рассматриваться через призму множества других методов исследования: беседы, анкетирование, эксперимент и т.д., которые в силу обстоятельств использованы быть не могли.

Четвёртый и пятый вопросы («Было ли в Вашей жизни событие, повлиявшее на Ваше мировоззрение?» и «Связано ли оно с каким-либо из происходивших террористических актов?») привели к неоднозначным выводам. Статистика показывает, что 54,9 процентов опрошенных, т.е. большинство, поменяли свои убеждения либо подвергли их сомнению. Ответы на следующий, своего рода, уточняющий предыдущий вопрос в процентном соотношении показали, что система ценностей и убеждения человека может меняться самостоятельно, в течение жизни – в психологии такое явление называется социализация. Но, в то же время, достаточно малый процент людей – 8,8% (20 человек) служат примером того, что происходящее в мире, в их стране, зачастую, в их регионе не может пройти бесследно (см. Диаграммы 3, 4). Это может являться доказательством того, что террористические акты влияют на жизни не только тех, против кого они обращены либо тех, кто становился их жертвой, но и тех, кто не являлся непосредственным свидетелем либо целью.

Диаграмма 3. Было ли в Вашей жизни событие, повлиявшее на Ваше мировоззрение?.

Диаграмма 4. Связано ли оно с каким-либо из происходивших террористических актов?

Следующие вопросы по большей части наталкивают на выводы о необходимости не просто введения в школьную программу обучения такого предмета как ОРКСЭ – Основ религиозной культуры и светской этики (в зависимости от специфики школы, может выбираться узкоспециализированный курс: «Ислам», «Христианство», «Буддизм»), но и дальнейшего изучения религии со светской точки зрения. Учёными доказано, что большинство конфликтов, а также недопонимания на религиозной почве происходит из-за незнания либо недостаточного понимания концепции того или иного мировоззрения. Религиозную культуру, религиозную грамотность необходимо повышать на локальном и федеральном уровнях.

Участники исследования должны были ответить на вопросы об уровнях двух наиболее важных показателей в данном опросе: уровень религиозной грамотности в регионе проживания (См. Диаграмма 5) и уровень институционального взаимодействия в обществе (См. Диаграмма 6).

Диаграмма 5. Как Вы оцениваете уровень религиозной грамотности в Вашем регионе?

Диаграмма 6. Как Вы оцениваете нынешнюю антитеррористическую политику в России?

Перечисление наименований террористических организаций и в целом признание их наличия, оказался сложным для трактовки вопросом, так как большинство ответов фактически не совпадают с формулировкой вопроса «организаций в регионе/стране». Чаще всего упоминаются как всемирно известные организации, запрещённые на территории РФ:

  • «Аль-Каида» (араб. القاعدة‎);
  • «Имарат Кавказ»;
  • «Аль-Джихад»;
  • ИГИЛ,

так локальные либо малоизвестные, но уже проявившие себя события и организации, так же запрещённые на территории РФ:

  • «Партия исламского освобождения»;
  • «Джебхат Ан-Нусра»;
  • «Риядус Салихин» и т.д.

Можно сделать вывод, исходя из представленных названий, что наибольшую популярность имею исламистские религиозные организации. Ранее упоминалось, что одним из главных рычагов управления и устрашения людей являются СМИ. Вполне возможно, что подобные организации больше стараются взаимодействовать со СМИ и чаще активизироваться, чем исключительно политически направленные деструктивные группировки как «ИРА» - Ирландская республиканская армия, либо группировки Ш. Басаева и т.п..

Одно из часто встречающихся в социальных науках заблуждений человека – то, что он ни на что не может повлиять. Действительно, в борьбе с терроризмом государственная власть не должна показывать слабость, а действовать решительно, используя системный подход: введение в школьную программу курса ОРКСЭ (не конкретного предмета, а систему преподносимых знаний) на всех уровнях обучения, введение властью более конкретных и действенных мер по предупреждению терроризма, а также соблюдением данных мер населением, в данном случае, Российской Федерации. Предоставив участникам исследования 5 вариантов решения проблем терроризма, была также дана возможность дополнить статистику своим ответом (См. Диаграмма 7).

Диаграмма 7. Кто в большей степени способен повлиять на решение проблем, связанных с террористическими актами, в регионе/стране?

Ниже представлены некоторые из них:

  • «Силовики»;
  • «Доведение религиозных знаний до каждого человека, не насилием, и другими способами не исправить эту ситуацию;
  • «Пожалуй, ещё необходимо образование и активная, совместная и корректная работа всех, кто указан выше».

Как можно наблюдать, ответы могут быть самые разнообразные, но в сумме они дополняют, не противореча друг другу, подтверждая вышесказанное о необходимости принятия комплексных мер, но главное отсутствия безразличия к глобальной проблеме.

Вопрос о необходимости воздвижения памятников жертвам терактов, установления мест памяти всегда стоял достаточно остро (См. Диаграмма 8), так как, действительно, жертв, к сожалению уже не вернуть, как и не стереть из истории подобное событие. «Но если не для них, то для кого и для чего тогда люди строят мемориалы и места памяти?»

Диаграмма 8. Как Вы считаете, необходимо ли устанавливать места памяти/обелиски/памятники жертвам террористических актов?

Вариантов ответов множество, некоторые из них практически идентичны, некоторые расходятся, но каждый завершает логическую цепочку «Причина-Следствие»:

  • «Я считаю, что устанавливать места памяти жертвам террористических актов необходимо. Поскольку, сделав это, мы не только отдадим дань памяти погибшим, но сможем правильно воспитать будущие поколения, передавая чувство уважения к тем, кто пал в ходе террористических актов»;
  • «Полагаю, что это обходится не так дёшево. Эти деньги могут служить цели, которая полезна живым людям»;
  • «Они невинные жертвы. Нужно увековечить память о них для будущих поколений. Возможно тогда , люди не повторят ошибок нашего поколения»;
  • «Чтобы помнить».

Подводя итоги можно сказать, последний вопрос является логическим завершением исследования. Он одновременно показывает и, насколько опрошенные интересуются данной темой, а также, насколько система по предотвращению актов террора работает в современных реалиях:

  • «Недопонимания между представителями разных религий, нетерпимость»;
  • «С увеличением числа верующих мусульман, но отсутствием у них единого религиозного мировоззрения, что порождает остаточный радикализм у одной части или поверхностную религиозность»;
  • «Безработица и плохие условия жизни заставляют людей со слабой психикой прибегнуть к насилию, т.к. это более лёгкий путь».

Несмотря на то, что в исследовании принимало участие всего 226 человек, большинство респондентов, проходивших опрос, составляли люди возрастной группы 16 – 26 лет, т.е. молодёжь, от которой и зависит будущее нашего государства.

Полученные результаты помогают увидеть отношение представителей различных вероисповеданий и национальностей к общему врагу человечества – терроризму во всех его проявлениях, одним из локальных центров, которого на данный момент считается территория республик именно Северного Кавказа.

Список литературы

  1. Соснин В.А. «Психология терроризма и противодействие ему в современном мире», 2016 г.
  2. Соснин В.А. Терроризм начала XXI века: проблема интерпретации и источников терроризма (о социально-психологических и идейных истоках современного терроризма) / Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы круглого стола) // Вопросы философии, – 2005. – №6. – С. 3 –36.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail