Автомобильное пространство в контексте ольфакторного потребления

Петров Алексей Сергеевич – студент магистратуры Российского государственного социального университета.

Аннотация: Вопросам запахов и ароматов по сей день посвещено относительно немного научных работ. Первые серьёзные исследования в области восприятия запахов и ароматов среди разных культур были проведены в 1988 году в Японии и Западной Германии. Тем не менее, до сих пор психология и другие социальные науки в большей степени фокусируют своё внимание на вопросах зрения и слуха. Такимобразом, нельзяотрицатьактуальностьданногоисследования.

Ключевые слова: Автомобиль, ольфакторное потребление, ольфакторное пространство, запах, аромат.

Цель данного исследования – описать обонятельные практики и тактики автомобилистов в отношении личного автотранспорта.

В качестве метода исследования был выбран метод фокусированного интервью Р.Мертона.

Исследование проводилось на базе Российского государственного университета.

В качестве гипотез было предложено несколько утверждений:

  1. Запахи, царящие в салонах автомобилей, являются важной составляющей саморепрезентации индивидов.
  2. Наиболее табуируемыми запахами в салонах автомобилей являются запах табака, пота, человеческих выделений и еды.
  3. Женщины склонны наделять автомобильное ольфакторное пространство запахом своего парфюма.

Благодаря анализу данных из проведенных интервью удалось установить, что автомобильное пространство в большей степени относится к личному и воспринимается индивидами как продолжение собственного «Я». В отличие от места работы или других социальных контекстов, автомобиль не воспринимается имперсональным пространством. Так как личный автомобиль чаще всего не входит в публичную или профессиональную сферу, информанты не вынуждены подстраивать себя под особые ограничения. В свою очередь, в профессиональной среде происходит табуирование ношения ярко выраженных ароматов по причине того, что использование подобных запахов может отвлекать от выполнения поставленных перед работой задач. Таким образом, можно утверждать, что запах автомобиля есть прямое продолжение запаха его владельца, тактики установления которого он выбирает, опираясь на свои персональные предпочтения. Тем не менее, автомобильное пространство имеет возможность перетекать в публичную сферу в случаях попадания в него других индивидов (пассажиров). В таком контексте запах авто вновь становится частью саморепрезентации индивидов. Опираясь на свои гедонистические предпочтения и некие публичные нормы, индивиды стремятся достичь установки наиболее благоприятных ароматов в авто для самих себя и потенциальных пассажиров, посылая таким образом невербальное сообщение с заданным ими же смыслом, который может либо соответствовать действительности, либо нет. Здесь также имеет возможность существования условных санкций, в виде сарказма, насмешек, и санкций вплоть до отказа в общении с автовладельцами, управляющими «воняющими» автомобилями.

1) «Однажды меня пригласил парень на свидание и предложил встретить меня на своей машине. Мы познакомились в интернете, и, судя по переписке, он показался мне довольно милым и интересным. Так я думала до тех пор, пока не села в салон его автомобиля. Господи, там воняло какой-то концентрированной смесью из потных носков, которых он не снимал в течение недели, и чебуреков с луком. Один только этот фактик перебил у меня навсегда желание встречаться с ним вновь»

2) «Что касается запаха внутри салона, то, хоть я и опытный курильщик, который ни дня не может без сигарет, в своей машине я курить не позволяю, это, кстати, можно подвести к тому, что за личные запахи нужно нести ответственность»

3) «Вообще, ты сам знаешь, у меня староватая машина, еще допотопных времен. Мы с тобой еще тогда даже не родились, когда её выпустили. И в ней такой душок странноватый, пластмассовый что-ли, который мне ужасно не нравится. Я его стараюсь заглушать как-то, но почему-то не выходит, поэтому я на ней катаю кого-либо только в случаях крайней необходимости, а с девчонками вообще пешком гуляя или беру такси, а то мало ли, что подумают»

Таким образом, можно вывести группу самых неблагоприятных запахов для салона автомобиля. К ним относятся резкие запахи еды, человеческих выделений, дешевых или изношенных технических материалов.

Также важно отметить, что салон автомобиля также является зоной гендерезированных запахов. Например, мужчины, устанавливая наиболее благоприятный запах в своем авто, помимо обычного достижения максимального личного комфорта, еще и посылают невербальное сообщение о том, что они чистоплотны, любят порядок и желают, чтобы любой из возможных пассажиров, находясь в салоне, не испытывал дискомфорта. Женщины, в свою очередь, при помощи установки аромата в салоне автомобиля подчеркивают свои женственность, утонченность и привлекательность. Таким образом, женщины в данном контексте коммуникативную ориентацию в большей степени имеют на других индивидов, чем на себя, занимая атакующую позицию.

4) «Часто замечал, что если прокачу какую-нибудь девушку с собой в машине, то после ее ухода её аромат будет еще некоторое время присутствовать в салоне. Они так территорию помечают (смеётся). Наверное, это и мужиков касается. Скорее всего, после меня в чужих машинах тоже пахнет мной, просто я к своему парфюму уже привык и просто не обращаю на него внимания»

5) «Мне нравится мой аромат, хочу такой же в машинку, чтоб садилась, и чувствовала её...ну как бы тебе описать... ну, в гармонии что ли»

6) «Как приятно слышать от мужчины, что после нашего с ним свидания, он ехал домой и жадно ловил запах моих духов, который остался у него в салоне. ну прелесть ведь»

В автомобильном ольфакторном пространстве также можно рассмотреть статусную иерархию от успешного и обеспеченного человека до почти малоимущего. Так, например, у солидного человека в авто не может стоять запах носков, дешевой пластмассы или еды, иначе он рискует утратить свою солидность а вместе с тем и почитаемый статус, потому что модель, цена, характеристики его авто а также запах в салоне являются частью имиджа. Таким образом, можно утверждать, что гипотезы исследования нашли своё научное подтверждение.

Список литературы

  1. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко
  2. С.Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Методы анализа текста и дискурса. Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр,2009. -365с
  3. Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail