gototopgototop

УДК 316

Трансформация коммуникации в современном обществе XXI века

Мышанский Андрей Алексеевич – кандидат исторических наук, доцент Калининградского института экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Волкова Дарья Леонидовна – соискатель Новосибирского государственного педагогического университета.

Аннотация: Статья раскрывает понятие «коммуникация», «коммуникационный процесс», «виртуальная коммуникация». Предметом исследования выступает коммуникационная деятельность и ее трансформация на фоне информационного развития общества. Анализируются наиболее характерные черты трансформации коммуникации в сети интернет. Представляются новые особенности культуры потребления.

Ключевые слова: Коммуникация, коммуникационный процесс, виртуальная коммуникация, культура потребления, интернет.

В двадцать первом веке понятие коммуникации претерпело глобальные изменения после появления интернета. Скачок развития средств массовой коммуникации и появление новых информационных технологий повлияли на медийную культуру общества. Помимо таких плюсов, как доступность информации, высокая скорость ее получения, прозрачность, преодоление временных, культурных и пространственных барьеров, появились и вытекающие отрицательные последствия. К примеру, манипуляция сознанием граждан, информационное перенасыщение, приводящее к снижению познавательной деятельности индивида, виртуализация реальности и трансформация памяти в худшую сторону. Именно внедрение интернета дало старт развитию новой главы в истории коммуникации.

Важность коммуникационного процесса давно известна современному обществу, ведь именно он стал толчком для развития, становления и функционирования социальных систем, обеспечив формирование связей между людьми. В учебном пособии В.П. Конецкой «Социология коммуникаций» [3, с.5], под коммуникацией понимается социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. Коммуникация не может начаться без потребности получателя в той информации, которая кодируется в сообщении. Если обратиться к образующей коммуникационного процесса, то можно выделить четыре составные части:

  • отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
  • сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
  • канал – средство передачи информации;
  • получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Виртуальная коммуникация подразумевает же общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером или телекоммуникационными системами [8]. Благодаря этому каналу коммуникации, расширяются границы межличностного общения – поддерживаются социальные связи вне зависимости от территории. Новая коммуникативная среда имеет свои отличия от того, что было используемо для обмена информации раньше. В. А. Михайлов в своей научной статье выделяет следующие характерные особенности – виртуальность, креативность, гипертекстуальность, интерактивность, глобальность, анонимность и мозаичность [6]. Интернет стал новым типом электронной виртуальности в сравнении с другими каналами, к примеру такими, как радио и телевидение. Электронная виртуальность является противопоставлением миру реальному, она создала иллюзию непосредственного присутствия реального человека в виртуальной среде, подкрепила его ощущения информационно-коммуникационного взаимодействия с сетью в ее виртуальном пространстве. Симбиоз данных факторов внес огромные изменения в привычный способ потребления информации людьми. Процессы, которые раньше занимали целые дни, например такие, как обмен письмами, теперь сократились до миллисекунды. Еще 15 лет назад человеку приходилось вычленять информационное сообщение из газет и журналов, а сегодня ему просто необходимо включить сотовый телефон с доступом в сеть, чтобы получить краткий обзор всех важных новостей мира. Приоритет стал отдаваться информации, которая подается в компактном формате, затрачивая наименьшее количество времени на его обработку. При этом массив потребляемой информации только увеличился, вследствие чего возросла многозадачность.

Обсуждение абсолютно полярных тем параллельно с несколькими людьми в различных мессенджерах и параллельное чтение новостей является нормой в 21 веке, но ценой за мультитаскинг стало падение концентрации людей. В 2000 году Microsoft, исследуя среднюю продолжительность концентрации внимания, зафиксировал результат в 12 секунд. В 2015 году такое же исследование компании выявило, что этот показатель упал до 8 секунд [9]. В связи с этим у людей снизилась способность погружаться в информацию, особенно ярко эта особенность прослеживается среди пользователей интернет-среды.

Американская консалтинговая фирма Nielsen Norman Group в 2018 году провела исследование, целью которого стало изучение изменения показателей по считыванию информации, в сравнении с 2010 годом. В исследовании приняли участие 120 испытуемых, просмотревших порядка тысячи сайтов из различных областей. Командой аналитиков было записано 130 000 сессий движения глаз по экрану с разрешением 1920×1080, после чего проведен анализ координаты осей X и Y [1]. Оказалось, что 65% времени просмотра страницы до прокрутки было сконцентрировано на верхней половине поля видимости, то есть информации, расположенной ближе к верхней части экрана, уделялось больше внимания, чем информации, расположенной ближе к низу экрана (F-образный паттерн). В F-образном паттерне сканирования характерно множество фиксаций, сосредоточенных в верхней и в левой частях страницы. Это означает, что поведение пользователей в интернете направлено на минимизацию затрат своих усилий при получении информации. Если раньше, изучая газету, читатель погружался в каждую статью, то сейчас из-за огромного массива информации, он бегло пробегается взглядом, чтобы найти быстрый ответ. При этом читатель может пропустить действительно важную информацию, расположенную в правой части экрана.

Еще одной отличительной чертой трансформации коммуникации стало возникновение новой структуры отношений, социальной сети. К такому выводу пришел профессор Йо Грёбель, возглавляющий Deutsches Digital Institut Berlin. Социальная сеть – это не просто отношения внутри групп, это новое общество, которого раньше не существовало [2]. С появлением интернета коммуникативные отношения между людьми подверглись трансформации и переосмыслению, стала преобладать массовая коммуникация. Видоизменилась и классическая модель СМИ. Обращение немногих ретрансляторов ко многим реципиентам отошло на второй план. За время цифровизации общества появилось несколько моделей, которые в данном промежутке времени устойчиво существуют, одна из них «многие – многим» и «многие – немногим». Сейчас большая часть пользователей социальных сетей транслируют свое мнение на различные события, но получает их коммуникационное сообщение малый процент юзеров. Получается, что модель массовой коммуникации перевернулась, но нельзя сказать, что ранее она не существовала. Американский социолог Пол Лазарсфельд, проводил в середине XX века исследование влияния СМИ на общественные настроения. В ходе работы была создана теория двухступенчатого потока информации [4, с.272.]. Она подразумевала, что средства массовых коммуникаций оказывают на людей не прямое воздействие. Первоначально послание СМИ достигает лидеров мнений и лишь потом сообщение распространяется к остальным. Такая же схема работает сейчас в сфере блогерства, в связи с чем федеральные и областные СМИ стали прибегать к сотрудничеству с блогерами, как с ньюсмейкерами и лидерами мнений.

Стоит отметить, что с интернетом изменилась и культура потребления. Основатель Microsoft, Билл Гейтс, сказал, что в будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в интернете и те, кто вышел из бизнеса. Действительно, практически каждая коммерческая компания имеет в сети интернет либо сайт, либо развивают свои социальные сети. Если взглянуть на коммуникацию бизнеса с потребителями, то она просто переместилась из оффлайн среды в онлайн. Рассылки в почтовые ящики подъездов трансформировались в рассылки на e-mail адреса и мессенджеры. Реклама в печатных СМИ теперь функционирует на электронных новостных порталах и в их официальных аккаунтах в социальных сетях. Наружная реклама перешла в таргетинг и баннерную рекламу в интернете. Знания маркетологов и рекламистов об оффлайн среде легко подстраиваются под новые реалии, так как они схожи, но теперь за внимание потребителя бороться стало сложнее, вследствие перенасыщения информационного поля. Выросла необходимость в развитии личных отношений с потребителем, персонификация стала важной составляющей успешного развития бренда. Формирование комьюнити при продвижении в интернете и социальных сетях теперь является важнейшей частью стратегии продвижения. Чувство сопричастности к чему-то большему, стремление создать общий стиль жизни аудитории, обмен полезной информацией и общение с потребителем – осуществить все эти пункты с появлением интернета и его планомерным развитием стало проще.

Именно интернет открыл новые возможности продвижения не только через дорогостоящих звезд, но и через микро и нано-инфлюенсеров. Микроинфлюенсеры – это блогеры, у которых от тысячи до 100 тысяч фолловеров. Тех, у кого меньше 10 тысяч подписчиков, иногда выделяют в отдельную группу – наноинфлюенсеров [5]. Отсутствие огромной популярности вызывает наибольшее доверие аудитории, слова нано-инфлюенсера воспринимаются, как дружеский совет, а не назойливая реклама. Некоторые директоры иностранных маркетинговых агентств отмечают, что вовлеченность у нано-инфлюенсеров более высокая, помимо этого у них легче измерять эффективность рекламной интеграции.

Время стало дорогим ресурсом, поэтому возможность совершить покупку, не выходя из офиса или дома, постепенно вытесняет оффлайн-магазины и торговые сети. С развитием интернета потребители все больше отдают предпочтение онлайн-шоппингу. Только за первую половину 2019 года объем российского рынка интернет-торговли показал рост на 26%, приблизившись к отметке в 725 миллиардов рублей [7]. Такие подсчеты произвели эксперты Data Insight – первое в России исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции. Они выяснили, что жители России сделали 191 миллион интернет-заказов за первую половину 2019 года. То есть практически столько же, сколько было заказано за весь 2016 год. Вероятно, с годами данная тенденция будет только расти. Для оффлайн магазинов это означает лишь одно – необходимо развивать и наращивать свое присутствие в интернете, задействуя социальные сети и сайты, упрощая поиск нахождения своей фирмы через различные карты, используя рекламу в интернет-среде и подстраиваясь под новые реалии.

Понимание изменения процессов коммуникации позволит сотрудникам в сфере маркетинга добиться наиболее высоких показателей при продвижении товара или услуги. Используя вышеизложенные факты, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в связи с падением концентрации внимания, следует отойти от растянутых рекламных роликов и длинных текстов. Наибольшую эффективность теперь показывает короткий и яркий визуальный ряд. Если говорить о тексте, то следует не забывать о новой особенности человека бегло сканировать страницу. Расположение главных тезисов в первых двух абзацах (верхняя левая часть) поможет быстро и без искажений донести необходимую для потребителя информацию. Во-вторых, использование коммуникационной модели «многие – немногим» и «многие – многим» позволит уменьшить затрачиваемое количество времени на скорость распространения информации. К примеру, если СМИ необходимо воздействовать на массы и донести важную новость до общества, то следует пустить коммуникационное сообщение через блогеров. В-третьих, формирование комьюнити – залог успеха. Рынок переполнен товарами и предложениями, по этой причине людям стал важен не столько приобретаемый продукт, сколько чувство, которое он подарит. Принадлежность к чему-то большему, идентификация отличного от других стиля жизни – вот, что является современным приоритетом при выборе товара. Именно комьюнити наделит особой ценностью предложение на рынке услуг. В-четвертых, прошло то время, когда воздействовать на аудиторию можно было только с помощью привлечения дорогостоящей кинозвезды. Взаимодействие с локальными блогерами и микро-инфлюенсерами даст не меньший выхлоп, эффективность которого легче измерить. Последний и самый важный итог из вышеперечисленного – бизнес без присутствия в интернете теперь нежизнеспособен. Чтобы успешно функционировать и приносить прибыль, представителям бизнеса необходимо присутствовать во всемирной паутине. Развитие социальных сетей, создание корпоративных сайтов, отметки на картах в популярных приложениях, запуск таргетированной рекламы – инструментов для продвижения в digital-среде много, остается только грамотно их использовать. За сравнительно короткий срок интернет стал неотъемлемой частью современного общества и, судя по скорости развития глобальной сети, с годами он лишь укрепит свои позиции, усилив влияние на жизнь общества.

Список литературы

  1. Баннерная слепота: почему пользователи игнорируют рекламу и что с этим делать. [Электронный ресурс] // Vc.ru. – Режим доступа: https://vc.ru/design/39971-bannernaya-slepota-pochemu-polzovateli-ignoriruyut-reklamu-i-chto-s-etim-delat (дата обращения – 13.05.2020).
  2. Йо Грёбель о том, как интернет повлиял на бизнес. [Электронный ресурс] // Cossa. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/211/2479/ (дата обращения – 14.05.2020).
  3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М. 1997, с.5.
  4. Коробейников В.С. Идолы века (Средства массовой информации и капитализм). М.: Молодая гвардия, 1972, с. 272.
  5. Кто такие микроинфлюенсеры и почему их считают будущим маркетинга? [Электронный ресурс] // РБК Стиль. – Режим доступа: https://runet.rbc.ru/materials/kto-takie-mikroinflyuensery-i-pochemu-ikh-schitayut-budushchim-marketinga/ (дата обращения – 15.05.2020).
  6. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 34-52.
  7. Покупатель уходит в онлайн. Как и почему в России растет объем интернет-торговли? [Электронный ресурс] // Капитал страны. – Режим доступа: https://kapital-rus.ru/articles/article/pokupatel_uhodit_v_onlain_kak_i_pochemu__v_rossii_rastet_obem_internettorgo/ (дата обращения – 21.05.2020).
  8. Computer and Internet Dictionary. Словарь компьютерных и Интернет-терминов: англо-русский. – М.: М. И. П., 2000.
  9. You Now Have a Shorter Attention Span Than a Goldfish. [Электронный ресурс] // Time. – Режим доступа: https://time.com/3858309/attention-spans-goldfish/ (дата обращения – 20.02.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail