УДК 347.65/.68

Наследование аккаунта: проблемы и перспективы развития

Гурковская Мария Ивановна – студентка магистратуры Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассматривается проблема правового регулирования наследования аккаунтов в социальных сетях и на других сайтах. Обоснована необходимость выработки единого подхода к регулированию рассматриваемых правоотношений, предложены два возможных варианта решения данной проблемы.

Ключевые слова: Аккаунт, профиль, социальная сеть, наследование, цифровое наследство.

Согласно статистике, на январь 2020 г. пользователями сети Интернет являлись 4,5 млрд человек. Из них свыше 3,8 млрд, то есть почти 60% населения земного шара, являются пользователями социальных сетей [7]. Ни для кого не секрет, что сегодня аккаунты в социальных сетях используются не только для общения, но и для продвижения бизнеса, рекламы и т.д. Большая часть современных компаний имеют собственные профили в социальных сетях, используемые в качестве инструмента маркетинга, способствующего продвижению товаров и услуг. В настоящее время ведение профиля компании является отдельным видом маркетинговой деятельности –SMM (маркетинг в социальных сетях). С целью осуществления данного вида маркетинга в крупных компаниях создаются специальные отделы или заключаются договоры с фирмами, специализирующимися в данном виде деятельности [4, с. 12].

Таким образом, в современный период аккаунты в социальных сетях становятся существенной материальной ценностью. Вместе с тем, следует отметить, что количество «мертвых» аккаунтов, то есть принадлежащих умершим людям, на сегодняшний день огромно и продолжает расти. Такие профили нередко привлекают внимание мошенников, которые, взламывая, страницу, которой в течение длительного времени не пользовались, получают доступ к данным и используют чужой аккаунт для совершения мошеннических действий. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема возможности доступа к аккаунтам после смерти владельца.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательство и практика по проблемам наследования цифровой собственности. В 2019 г. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) был дополнен статьей 141.1 «Цифровые права». На первый взгляд, введение данной нормы решило проблему, и аккаунты теперь могут наследоваться наряду с другими объектами гражданского права. Однако законодателем избрано узкое толкование термина «цифровое право», которое в данном контексте включает в себя совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), удостоверяющих права на объекты гражданских прав. В связи с тем, что аккаунт сам по себе в настоящее время сложно назвать объектом гражданских прав, указанная норма в ситуации с завещанием и наследованием аккаунтов неприменима.

Между тем в некоторых зарубежных странах данный вопрос уже решается в законодательстве или судебной практике. Так, в американском штате Дэлавер был принят Закон о доверительном доступе к цифровым активам и цифровым счетам (Fiduciary Access to Digital Assets and Digital Accounts Act), по которому наследники приобретают право доступа к аккаунтам умершего, содержащим различные электронные активы (переписка, документы, аудио- и видеоматериалы, лицензии, коды и т.д.) [8].

Широкую известность приобрело решение Верховного суда Германии от 12 июля 2018 III ZR 183/17, в котором было признано право родителей девочки, покончившей жизнь самоубийством в 2012 г., на наследование ее аккаунта в социальной сети Facebook с целью получения информации о деталях случившегося [6].

Современные Интернет-платформы сегодня предлагают собственные решения по проблеме наследования аккаунтов. Например, в социальных сетях Вконтакте и Facebook предусмотрена процедура меморизации аккаунтов умерших людей, позволяющая наследникам оставить памятную надпись на странице, поместить фотографию в траурную рамку, но не дающая возможности добавления друзей, редактирования профиля и чтения переписки. Изначально для этого наследники умершего должны были предоставить администраторам цифровую копию свидетельства о смерти, затем пользователям была предоставлена возможность при жизни указать «хранителя» аккаунта – доверенное лицо, которое после смерти владельца получает доступ к его аккаунту и может перевести страницу в памятный статус, ограничив круг пользователей, имеющих возможность просматривать страницу и оставлять комментарии, или полностью удалить профиль. Twitter и Instagram не предусматривают право доступа наследников к профилю умершего, ссылаясь на установленный в пользовательском соглашении запрет выдавать себя за других лиц. Администраторы данных сайтов после получения копии свидетельства о смерти удаляют аккаунты [3, с. 135].

Социальная сети «Одноклассники» позволяет удалять профиль умершего человека наследнику, предоставившему техподдержке документы, подтверждающие его право наследования, или блокировать страницу, тем самым исключая возможность входа на нее. «Живой Журнал» предоставляет наследникам два варианта: закрыть профили или оставить в одном из двух режимов – только для чтения или с функцией комментирования записей умершего. Наибольших успехов добился Google, предоставляющий пользователям возможность самостоятельного распоряжения аккаунтом на случай смерти: блокировка или передача по наследству с указанием степени доступа к профилю, включая сообщения и переписку [5, с. 577].

Таким образом, возникает необходимость выработки единого подхода к регулированию наследования аккаунтов в социальных сетях и других Интерне-платформах. На наш взгляд, решение данной проблемы может быть осуществлено одним следующим двух способов.

Первый способ состоит в том, что наследование аккаунта будет рассматриваться как наследование права на результат интеллектуальной деятельности. Так, аккаунт может подпадать под признаки нескольких видов результатов интеллектуальной деятельности. Аккаунт может отвечать признакам составного произведения (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). При этом наследникам нужно будет доказать, что подбор материалов в аккаунте умершего и его расположение представляет собой результат творческого труда, а не просто совокупность различных фотографий, роликов, постов и т.д.

Кроме того, если материалы, размещенные на странице, являются самостоятельными объектами авторских прав, данный профиль можно рассматривать в качестве сложного объекта (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). В рамках сложного объекта аккаунт в социальной сети может рассматриваться в качестве мультимедийного продукта или базы данных, в зависимости от содержания контента.

Вторым способом может стать наследование аккаунта в порядке универсального правопреемства. В данном случае наследуются также права и обязанности, определенные в пользовательском соглашении наследодателя и оператора телекоммуникационной связи, согласно которому пользователь получает право на свободный доступ к содержимому своей странице, а оператор обязуется хранить это содержимое и обеспечивать доступ к нему. Таким образом, наследование предполагает не смену пользователя, а получение наследником права на доступ к материалам, размещенным наследодателем на своей странице, а также к лицевым счетам.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что нормы Части третьей ГК РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании, соответствующем экономической политике государства и отвечающем интересам наследодателей и наследников. При этом в правовом регулировании обширной плоскости гражданско-правовых отношений, которой является сеть Интернет, должны учитываться все формы ее дальнейшего развития. Кроме того, в российском гражданском законодательстве должно быть закреплено понятие цифрового наследства и определен четкий механизм его наследования.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
  3. Амбарцумов Р.А. Аккаунты социальных сетей как объекты наследственных правоотношений // Вопросы российской юстиции. 2019. № 1. С. 132-138.
  4. Гаврилов В.Н. Наследование аккаунтов в социальной сети // Право. Экономика. Психология. 2019. № 2 (14). С. 11-14.
  5. Павлова Э.А. Наследование аккаунта в социальных сетях и вопросы цифрового наследования: правовое исследование // Молодежь третьего тысячелетия: сборник трудов научной конференции. Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019. С. 576-580.
  6. BGH, 12.07.2018 - III ZR 183/17 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dejure.org/dienste/vernetzung/rechtsprechung?Gericht=BGH&Datum=12.07.2018&Aktenzeichen=III%20ZR%20183%2F17.
  7. Digital 2020: глобальный обзор трендов и цифр за 2019 год от We Are Social и Hootsuite [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cossa.ru/news/252951.
  8. Fiduciary Access to Digital Assets and Digital Accounts Act [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://delcode.delaware.gov/title12/c050/index.shtml.

Интересная статья? Поделись ей с другими: