gototopgototop

УДК 55

Земельные участки на особо охраняемых природных территориях, их правовой режим

Марков Руслан Владимирович – Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель Шагаров Лев Мерабович – Сочинский филиал Института природно-технических систем, Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Рассмотрено понятие, категории, а также законодательные акты, регулирующие отношения в части особо охраняемых природных территорий. Были выявлены проблемные моменты, возникшие в результате неразвитой системы разграничения полномочий между органами государственной власти на уровне субъектов и на федеральном уровнях, а также отсутствием определения предмета, цели создания и задачи особо охраняемых природных территорий как учреждений. Были предложены варианты нивелирования выявленных проблем.

Ключевые слова: Экологическое право, законодательство, земельный участок, охраняемые природные территории, правовой режим.

Земля является одним из наиболее значимых объектов материального мира, в том числе относительно имущественных правоотношений. В рамках законодательства устанавливается возможность установление государственной и частной собственности на землю в целях обеспечения деятельности хозяйственных субъектов. В этой связи от степени эффективности правового урегулирования, порядка приватизации земельных участков создается основа развития гражданского оборота.

Под земельным участком, принято понимать ограниченное в соответствие с законодательством часть поверхности земли. При этом многие исследователи придерживаются иной точки зрения и под земельным участком понимают часть земли, на которой находится строение гражданина, а также часть территория, границы которой определены в раках законодательства. При этом в рамках законодательства устанавливаются аспекты регулирования правового режима земельного участка, в том числе относительно его нахождения на ООПТ [3].

При этом в рамках законодательства требуется создание эффективной системы правового регулирования порядка обращения с земельными участками в целях обеспечения эффективности управления ими. Стоит отметить, что установление особого правового статуса земельных участков позволяет обеспечить основу их правового статуса, а также определения политики органов государственной власти в данной области. В данном аспекте необходимо учитывать, что законодательство представляет собой сложную систему нормативно правовых актов, каждый из которых регулирует отдельные вопросы относительно особого правового статуса земельных участков на ООПТ [5].

Под особо охраняемыми природными территориями принято понимать участи земли, водной поверхности, воздушного пространствами, где располагаются природные комплексы и объекты, которые, в свою очередь, обладают особенным статусом, выраженный в природоохранном, научном, культурном значение для общества.

Принято выделять, следующие категории особо охраняемых природных территорий:

  • особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • природоохранного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Основу современного законодательства в области ООПТ составляет Конституция, которая провозглашает основу современной политики органов государственной власти относительно обеспечения охраны окружающей среды, природных ресурсов. При этом развитие законодательства должно происходить по средствам выбора наиболее перспективных направлений относительно обеспечения охраны окружающей среды, в том числе особо охраняемых природных территорий [1].

Основополагающим законодательным актом Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях», при этом данный нормативно правовой акт устанавливает правовые основы обеспечения регулирования правового статуса особо охраняемых природных территорий, установление основ обеспечения политики органов государственной власти относительно установления механизмов воздействия на субъекты правоотношений. Указанный законодательный акт является одним из наиболее важных относительно реализации политики государства [2].

При этом необходимо отметить, что Конституция РФ установила, что вопросы введения относительно организации охраны особо охраняемых природных территории относится в совместном введение РФ и субъектов РФ, что обуславливается в необходимости создания и функционирования правовых механизмов защиты данной категории объектов. При этом, в данных целях создаются соответствующие меры государственного принуждения в отношении физических или юридических лиц, которые нарушили законодательство в области ООПТ [4].

Достаточно явной проблемой относительно правового регулирования правового статуса земельных участков на особо охраняемых природных территориях является отсутствие эффективной системы разграничения полномочий между органами государственной власти на уровне субъектов и на федеральном уровнях. Это обуславливается необходимостью создания эффективной системы правового регулирования осуществления охраны земельных участков на ООПТ.

Следующей немаловажной проблемой в области законодательства является отсутствие определение предмета, цели создания и задачи ООПТ как учреждений. В то же время в перечень задач ООПТ различных категорий включены задачи, свойственные учреждениям (осуществление охраны территорий, непосредственно организация и проведение научных исследований, осуществление экологического мониторинга, непосредственно участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов.

Решение указанных проблем возможно только при совершенствовании законодательства, а также устранения проблем, которые все больше прослеживаются в современной нормативно правовой базе. Устранение пробелов по средствам расширения нормативно правовой базы представляет собой приоритетную задачу органов государственной власти в сфере ООПТ. При этом расширение законодательства позволит создать эффективный аппарат государственного управления в области ООПТ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что в настоящее время в рамках современной политики органов государственной власти требуется расширение законодательства в области особо охраняемых природных территорий, обеспечения его функционирования. При этом устранение пробелов позволит создать условия оптимизации механизмов правовой защиты особо охраняемых природных территорий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024
  3. Дубовик О.Л. Современное экологическое право в России и за рубежом / О.Л. Дубовик. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2016. - 348 c.
  4. Ерофеев Б.В. Экологическое право / Б.В. Ерофеев. - М.: Форум, 2018. - 400 c.
  5. Лунева Е.В. Законодательство о земельном участке особо охраняемых природных территорий в период осуществления советской власти в России // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета. — Казань: Казан, ун-т, 2018. — № 14. - С. 336–342.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail