Проблемные аспекты ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки груза

Полищук Петр Сергеевич – студент Юридического института Российского университета транспорта.

Аннотация: В работе рассмотрены вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки грузов. Рассмотрена характерная особенность ответственности перевозчика по договору перевозки грузов, выражающаяся в её ограниченности. Выявлены определённые противоречия в правовом регулировании ответственности перевозчика.

Ключевые слова: Ответственность, перевозчик, договор воздушной перевозки груза, ВЗК РФ.

Развитие транспорта и инфраструктуры оказало очень сильное влияние на мир. Возможность добраться из одного конца планеты в другой сейчас является абсолютной нормой, и эта возможность доступна всем людям. Такое развитие транспорта, и авиации, в частности, сделали вопросы ответственности особенно актуальным, так как всегда будут технические неисправности, следствием которых будут потеря груза, багажа и т.д., а с развитием всего транспортного сектора, периодичность таких случаев будет только увеличиваться.

На данный момент, регулирование воздушных перевозок осуществляется нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (*далее – ГК РФ) и Воздушного кодекса Российской Федерации (*далее – ВЗК РФ).

В пункте 3 статьи 103 Воздушного кодекса РФ сказано, что перевозчик должен доставить полученное от грузоотправителя имущество в пункт назначения и выдать их получателю груза. [4]

В статье 116 ВЗК РФ указано, что перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также соглашением сторон.

Эти положения находятся во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ, так в случае неисполнения обязательства по перевозке стороны несут ответственность, установленную законодательством, а также договором. [3]

Нужно также подметить, что в пункте 2 статьи 793 ГК РФ установлено, что невозможно ограничить ответственность перевозчиков договором с грузоотправителем. Это влечёт недействительность данного соглашения.

В свою очередь, в соответствии со статьей 123 ВЗК РФ перевозчик вправе увеличить степень своей ответственности по сравнению с законодательно закреплёнными нормами.

Отличительным признаком ответственности, вытекающей из договора перевозки грузов, является ее ограниченный характер. [5]

В соответствии со ст. 400 ГК РФ законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. [2]

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик отвечает в размере реальной стоимости груза. Соответственно, в данном случае при подсчёте убытков не учитывается упущенная выгода, а только реальный ущерб, в размере стоимости имущества.

Вторым проблемным аспектом является противоречие, которое содержится в статье 118 ВЗК РФ. В пункте 1 данной статьи указано, что перевозчик отвечает за порчу груза после его получения и до его передачи конечному адресату, за исключением случая, если перевозчик действовал в соответствии с принципом должной осмотрительности.

Вместе с тем, в п. 3 ст. 118 ВК РФ указано, что перевозчик несет ответственность, если не докажет, что они были совершены по неосторожности или произошли до или после передачи груза.

По мнению некоторых учёных, и автора, в частности, данные нормы сформулированы не совсем практично и плохо согласуются друг с другом. Поэтому, этот аспект является дискуссионным и может вызывать споры в научной среде. [1] Тем более, что в ГК РФ вина перевозчика презюмируется, что прямо предусмотрено в пункте 1 статьи 796 ГК РФ, а так как норма ГК отдаётся приоритет, в соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ, то применение статьи 118 ВЗК РФ не имеет смысла.

В заключение нужно остановиться на том, что в сфере воздушных перевозок требуется очень качественное правовое регулирование, иначе возможны нарушения прав и законных интересов лиц, пользующихся услугами по воздушной перевозке грузов.

Необходимо отметить, что действующее российское воздушное законодательство нуждается в серьезной переработок и внесении изменений, которые привели бы к правовой определённости в вопросах ответственности по договору воздушной перевозки. Назрела необходимость улучшения транспортного законодательства, нужно убрать устаревшие нормы из транспортных кодексов и привести их в соответствии с ГК РФ. 

Список литературы

  1. Остроумов H.H. Ответственность воздушного перевозчика за багаж и груз // Актуальные проблемы международного частного и гражданского права. К 80-летию В.А. Кабатова: сборник статей / под ред. проф. С.Н. Лебедева. М.: Статут, 2006. С. 200—208.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Выгодянский А.В. Ответственность воздушного перевозчика по договору воздушной перевозки // Актуальные проблемы российского права. 2010. С.200-211.

Интересная статья? Поделись ей с другими: