УДК 34

Личность преступника как элемент криминалистической характеристики по делам бандитизма

Сальникова Татьяна Алексеевна – студент магистратуры Оренбургского государственного университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматривается криминалистическая характеристика лиц, совершающих бандитизм, основные виды личности преступников в зависимости от роли, занимаемой в банде, и в зависимости от психологического типа преступника.

Ключевые слова: Банда, личность преступника, лидер банды, морально-психологические характеристики личности преступника, злостно-криминогенный тип, устойчиво-криминогенный тип, ситуативно-криминогенный тип.

Банда представляет собой вид организованной преступной группы, целью которой является совершение нападений на граждан и организации. Поскольку деятельность банды предполагает определенную структуру и организованность деятельности ее членов, можно оговорить о том, что криминалистические особенности лиц, входящих в банду и участвующих в совершаемых бандой преступлениях, будут значительно различаться в зависимости от роли.

На высшей ступени иерархии преступной организации находится лидер или несколько лидеров, которые осуществляют непосредственное руководство бандой, обеспечивает организационное, техническое, финансовое обеспечение деятельности банды.

Следует отметить, что лидер банды – это не обязательно лицо, совершившее преступление в формы создания банды. Лицо может стать лидером банды и после ее создания, например, в результате внутренней борьбы за власть или в связи с гибелью или арестом предыдущего лидера.

Лидер банды как правило – это лицо, обладающее достаточным криминальным опытом как в сфере организации руководства преступной группы лиц, так и сфере совершения определенных преступлений. Лидер банды зачастую имеет судимость и криминальный авторитет.

С криминалистической точки зрения следует учитывать, что рядовые участники банды, которые приобрели достаточный криминальный опыт, и обладающие необходимыми организаторскими способностями, могут организовать собственную банду после распада банды, членом которой они являлись. Тем самым можно говорить об опасности воспроизводства банд в случае упущения отдельных членов банды в процессе производства расследования бандитизма.

Приведем в качестве примера банду, созданную Т., совершавшую преступления на территории различных регионов (Астраханской, Волгоградской, Курской областей, других субъектах РФ). Приговор лидеру банды был вынесен Волгоградским областным судом [10]. В процессе расследования уголовного дела было установлено, что Т. являлся рядовым членом банды, которая совершала вооруженные нападения на ломбарды с целью хищения драгоценных изделий и золота. После серии совершенных нападений лидер и иные члены банды были арестованы и осуждены. Однако личность Т. установлена не была. Оставшись на свободе и имея достаточный криминальный опыт Т. незаконно приобрел газовый пистолет, приискал иные средства совершения преступления (автомобиль, перчатки, иные средства маскировки, несколько мобильных телефонов с сим-картами, зарегистрированных на других лиц), привлек к совершению преступлений несколько ранее знакомых ему лиц. Имевшийся криминальный опыт Т. по осуществлению разведки, планированию и непосредственному совершению преступлений позволил ему и членам его банды успешно совершать вооруженные нападения на ломбарды, расположенные в разных городах и регионах, а также похитить ценности на несколько десятков миллионов рублей.

В рассмотренном примере банда хотя и была криминально эффективной, не отличалась большой численностью. Помимо Т., который также принимал участие в разбойных нападениях и был вооружен, иные члены банды были непосредственными исполнителями без четких ролей в структуре банды и собирались вместе только для совершения очередного нападения, которое уже было спланировано. Особо можно только выделить роль сожительницы Т., которая выполняла роль разведчика (выясняла режим работы ломбарда, примерное количество имеющихся материальных ценностей, наличие охраны или камер наблюдения и т.п.), а также сбывала похищенное имущество (через другие ломбарды или «магазины-скупки»).

Однако в случае, если банда представляет собой достаточно крупную преступную организацию в криминалистической литературе выделяются также специальные роли членов банды.

В частности, выделяются так называемые телохранители. Это лица, которые наиболее приближены к лидеру банды, беспрекословно верны ему, зачастую выполняют функции «собственной безопасности», охраняя лидера и осуществляющие силовые методы разрешения конфликтов внутри банды, наказывают членов банды, которые нарушают установленные стандарты поведения или не справляются со своими обязанностями.

Рассматриваемые члены банды ввиду специфичности выполняемых ими функций как правило имеют должную профессиональную и спортивную подготовку, владеют навыками рукопашного боя, обращения с холодным и огнестрельным оружием, что позволяет судить о бывшем профессиональном опыте службы в вооруженных силах или правоохранительных органах, а также обладании специальной спортивной подготовкой [6, С. 163].

Участие в банде в качестве телохранителя требует устойчивости психики, крепкого здоровья, готовности и способности разрешать жизненные ситуации силовыми методами, в том числе путем применения оружия, причинения вреда жизни и здоровью других лиц, верности лидеру и преданности преступной деятельности банды.

В структуре банды также можно выделить разведчиков, т.е. лиц, в функции которых входит сбор информации о предстоящих объектах нападения, степени организации охраны, созданных условиях безопасности, иной информации, которая сделает возможным или облегчит совершение преступления (например, информация о том, что в определенное время работает меньше охраны или среди работников организации в определенную смену работаю только женщины и т.п.), информации о путях подъезда и отселения и т.д.

Рядовые члены банды, которые участвуют в совершении преступлений, именуются боевиками. Свойства их личности аналогичны свойствам телохранителей. Однако разница заключается в занимаемой ступени в преступной иерархии банды. Боевиками зачастую являются бывшие спортсмены, сотрудники правоохранительных органов, иные лица.

Можно также выделить лиц, которые, не являясь непосредственными членами банды, способствуют совершаемым нападениям, сокрытию следов преступной деятельности, оказывают иное содействие (организационное, информационное и др.). Сюда можно отнести сотрудников органов государственной власти (прежде всего, правоохранительных или административных органов), которые за вознаграждение (взятку) могут, например, информировать членов банды о готовящихся оперативно-розыскных мероприятиях в отношении тех или иных членов банды, ходе предварительного расследования по фактам совершенных нападений и т.п.

Особую опасность представляют высокопоставленные должностные лица, которые покрывают деятельность банды используя административные и политические ресурсы. С точки зрения методики расследования бандитизма участие таких должностные лиц в деятельности банды представляет собой наиболее сложные следственные ситуации, поскольку уровень противодействия проводимому расследованию может быть максимальным.

Частные лица, не выступающие членами банды, могут оказывать содействие путем предоставления помещений, транспортных средств, оружия и боеприпасов, скупки имущества, добытого преступным путем и т.п.

Таким образом, установление функциональных ролей членов банды и характера отношений между ними являются наиболее важными задачами расследования. Криминальная личность в криминалистическом аспекте изучается, прежде всего, как «следообразующий объект», как источник информации о преступлении и как средство его раскрытия.

Лица совершающие преступления в составе банды в большинстве случаев являются мужчинами, что обусловлено спецификой такой преступной деятельности, как бандитизм. От участника банды как правило требуются достаточные физические данные и способностью к насилию. Агрессивное поведение в большей степени не свойственно женщинам. Однако последние могут выполнять роль разведчиков или содействовать совершаемым нападениям иным способом, т.е. выполняют как правило роль сообщников. Женщины могут состоять в дружеских или семейных отношениях с другими членами банды.

По мнению Е.О. Черновой, характеризуя возраст членов банды, следует отметить, что если для рядовых членов банды более характерен возраст от 18 до 30 лет, то для руководителей банды более свойствен старший опыт, в связи с тем, что лидер банды как правило лицо, имеющее значительный криминальный опыт, возможно отбывавшее лишение свободы[7, С. 176].

Возраст преступников напрямую связан с рассматриваемым типом преступления, поскольку именно такое поведение характерно для молодежи. Также необходима физическая сила и пугающая внешность, которая может деморализовать жертву нападения банды. Доля несовершеннолетних и людей 50 лет и старше в структуре бандитизма невелика. Стоит отметить, что лидерами в иерархии банд чаще всего являются люди более старшего возраста, которые, как правило, имеют судимости, криминальные навыки, криминальный опыт и криминальные связи с представителями организованной преступности [3, С. 17].

Что касается морально-психологических характеристик, то для тех, кто совершает бандитизм, характерна довольно высокая социальная дезадаптация. Наиболее заметны отклонения в семейной сфере, часто брак полностью отрицается, что объясняется криминальным мировоззрением. Большинство осужденных за бандитизм никогда не были в супружеских отношениях, что вызвано негативным отношением профессиональных преступников к такому социальному институту, как семья. Образ жизни людей, являющихся членами банд, их интересы и особенности их непосредственного окружения формируют циничное отношение к женщинам, что указывает на незначительную роль семьи как фактора, сдерживающего преступное поведение.

Прежде всего, они стараются наслаждаться жизнью, зачастую высокоактивно, эгоистично. Характерной чертой бандитов является низкий уровень самоконтроля, который порождает жестокость и агрессивное поведение. Часто не хватает уверенности в ком-то, даже в членах их преступной группы.

Анализ социального статуса членов банд показывает, что среди людей, являющихся членами банд, преобладают люди, не имеющие постоянного легального источника дохода. Это связано с высокой безработицей и сложной экономической ситуацией.

По мнению Х.А. Асатрян, А.А. Христюк, члены банды также характеризуются постоянным желанием поддерживать преступные отношения, укреплять криминальную среду, поддерживать свою криминальную субкультуру, навязывать определенные стандарты поведения. Таким образом, именно бандиты сегодня являются новыми властями в криминальном мире, вытесняя старых воров в законе или приобретая статус последних. Лидерство определяется, помимо прочего, желанием доминировать и в организованной преступности [2, C. 41]

Искажения морально-правового сознания сопровождаются у лиц, совершивших преступления, деформацией системы доминирующих мотивов.

Основным фактором совершения бандитизма является, без сомнения, корыстный мотив. Как правило, лица, совершившие преступления в составе банды, характеризуются явно завышенным уровнем материальных претензий, стремлением вести роскошный образ жизни.

С психологической точки зрения можно выделить несколько типов личности преступников. Первый – это злостно-криминогенный тип. Это профессиональный преступник, имеющий опыт совершения нескольких или многих преступлений, как правило судимый, рецидивист с деформированной системой социальных ценностей, не способный к нормальной жизни в обществе в соответствии с законом и в общепринятой системе моральных установок. Преступная деятельность, в том числе в составе банды для такого преступника – единственно приемлемый и возможный образ жизни.

Следующий тип - устойчиво-криминогенный тип. Это также как правило профессиональный преступник с низким уровнем правового создания. Стремится получать доход преимущественно преступным путем, хотя и не исключается законный источников доходов. Бандит данного типа без угрызений совести совершает преступления в качестве повседневной нормы и стремится к совершению повторных преступлений.

Третий тип личности преступника - ситуативно-криминогенный тип. Как правило, не профессиональный преступник, однако характеризующийся низким уровнем правосознания и допускающий в качестве нормы совершение преступлений, но стремящийся к их совершению на регулярной основе. Преступления, в том числе в составе банды совершаются под влиянием конкретной ситуации, например, по приглашению знакомых для участия в одном или двух нападениях для однократного заработка. В эту калорию часто входят несовершеннолетние, а также лица, совершившие преступление впервые.

Поскольку бандитизм по своему значению относится группе преступлений, для которой характерны признаки как корыстных, так и насильственных преступлений, то также следует рассмотреть категории преступников:

В зависимости от отношения к насилию:

  • преимущественно насильственный криминогенный тип – стремится разрешать большинство жизненных ситуаций при помощи насилия, проявляет неоправданную жестокость;
  • инструментальный тип – применяет насилие ситуативно в зависимости от ситуации; как правило физическое насилие используется при неэффективности приемов психологического насилия;
  • охраняющий тип – применяют насилие только в определенных случаях для охраны отдельных лиц, по указанию преступных руководителей.

В зависимости от отношения к криминальному доходу:

 - потребительский тип – имеет преимущественно или исключительно криминальный доход, рассматривает преступную деятельность в качестве единственно возможного способа иметь значительный доход, стремиться к роскошному образу жизни за счет преступного обогащения (наиболее часто встречающийся в бандитизме тип) [9, С. 45];

  • прогрессивный тип – рассматривает совершение преступлений, в частности в составе банды, как средство для достижения больших успехов в криминальной карьере или для легализации части преступных доходов (такие члены банды как правило заботятся о своем будущем, имеют обширные связи в криминальном мире, среди предпринимателей);
  • нуждающийся тип – рассматривает совершение преступлений, в частности в составе банды, как способ обеспечить себя и свою семью жизненно необходимым (едой, одеждой), однократно и быстро разрешить самые насущные финансовые проблемы (распространен данный тип был в 90-х годах прошлого века, в настоящее время встречается редко).

Таким образом, вышесказанное позволяет сформулировать определение лица, занимающегося бандитизмом. Бандит – это молодой мужчина спортивного телосложения, с низким уровнем самоконтроля, порождающим агрессивное поведение, никогда не состоявший в браке, не имеющий постоянного законного источника дохода, являющийся городским жителем, ведомый корыстный мотивом совершения преступлений в составе банды.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 7 апреля 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – – № 25. – Ст. 2954. – ISSN 1560-0580.
  2. Асатрян Х.А. Характеристика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью / Х.А Асатрян, А.А. Христюк // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2014. – № 3. – С. 40-48. – ISSN 2500-4255.
  3. Камалиева Л.А. Бандитизм / Л.А. Камалиева, Р.Р. Нуриев // Политика, государство и право. – 2016. – № 3. – С. 16-18. – ISSN 0132-0769
  4. Карпов А.А. Бандитизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты / А.А. Карпов, А.А. Афанасьева // В сборнике: European research: innovation in science XXIV. Международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 152-155. – ISBN 978-5-9500262-6-3.
  5. Муродов Ш.М., Пилюгина Т.В. Понятие бандитизма в современном уголовном праве / Ш.М. Муродов, Т.В. Пилюгина // В сборнике: Теоретические и практические проблемы современной науки материалы IV Международной научно-практической студенческой конференции, посвященной 80-летию образования Краснодарского края. – – С. 151-157. – ISBN 978-5-91276-170-6.
  6. Семашка А.П. Характеристика личности преступника, совершившего преступление в составе банды, и классификация типов бандитов / А.П. Семашка // Молодой ученый. – 2018. – № 49. – С. 161-165. – ISSN 2072-0297.
  7. Чернова Е.О. Социально-психологические причины объединения молодежи в криминальные группировки / Е.О. Чернова // В сборнике: Формирование общероссийской гражданской идентичности как фактор противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде: материалы Международной научно-практической конференции. – – С. 175-178. – ISBN 978-5-98259-068-8.
  8. Шатилов А.В. К вопросу о криминологическом портрете лидера вооруженной преступной группы (банды) / А.В. Шатилов // Инновации в науке. – 2016. – № 11. – С. 240-245.
  9. Шатилов А.В. Криминологические признаки корыстно-насильственного преступника - участника банды / А.В. Шатилов // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – – № 1. С. 44-47. –ISSN 2409-5990.
  10. Приговор Волгоградского областного суда от 28 декабря 2015 г. № 2-1/2015 // https://oblsud--vol.sudrf.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: