УДК 34

Особенности первоначального этапа расследования бандитизма

Сальникова Татьяна Алексеевна – студент магистратуры Оренбургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы раскрытия и расследования бандитизма, в частности освещаются особенности первоначального этапа расследования. Данные особенности наиболее ярко можно наблюдать при рассмотрении типичных следственных ситуаций в ходе расследования уголовного дела о бандитизме, при анализе процесса планирования и выдвижения версий по данному виду преступления, а также при производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Ключевые слова: Бандитизм, первоначальный этап расследования бандитизма, члены банды, выдвижение версий, проверка версий, планирование расследования преступления, следственные ситуации, осмотр места происшествия, допрос, личный обыск, опознание.

Проблемами на первоначальном этапе расследования бандитизма является трудности в выявлении данного преступления, его разграничение со смежными составами преступления, а также организация рационального планирования расследования уголовных дел, возбужденных по факту бандитского нападения. Не мало важным является правильный выбор тактических приемов при проведении следственных действий.

Ввиду своей организованности и сплоченности бандитизм относится к особо опасным преступлениям. Особенностью расследования бандитизма является дефицит доказательственной информации на первоначальном этапе расследования, а также активное противодействие членов банды. Осложняет ход расследования и возможность наличия коррумпированных связей, через которые бандитские формирования получают информацию о плане и ходе следствия. 

На сегодняшний день имеются проблемы в выявлении фактов совершения данного преступления, а также ошибки в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 209 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Как правило, это связано с достаточно большим временным промежутком между отдельными эпизодами бандитизма и выявлением всех участников банды.

Термин «первоначальный этап расследования» Е.И. Ищенко связывает с началом расследования всех видов преступления, направление которого зависит от следственной ситуации и криминалистической характеристики преступления. В представленную им структуру первоначального этапа расследования любого преступления входят организационные мероприятия, проводимые после возбуждения уголовного дела. Это планирование, выдвижение версий, а также принятие процессуальных и организационных решений, сопровождаемых вынесением постановлений. Следующим элементом Е.И. Ищенко видит первоначальные следственные действия, направленность и последовательность которых зависит от ситуации начала расследования и криминалистической характеристики преступления. Третьим элементом являются оперативно-розыскные мероприятия, помогающие в решении задач данного этапа и имеющие специфику, проистекающую от дефицита исходной информации и видовых особенностей расследуемого преступления [5, С. 11].

Следственная практика показывает, что менее 20 % уголовных дел о бандитизме возбуждаются по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ. В основном они возбуждаются по признакам убийств, грабежей, разбойных нападений и других видов преступлений [6, С. 13]. Как правило, вывод о существовании банды делается только после проведения ряда следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных по уголовным делам, возбужденным по другим составам преступлений. Поэтому процесс сбора и оценки доказательств, которые свидетельствуют о совершении бандитского нападения должен быть направлен как на выяснение обстоятельств, изобличающих лиц в совершении противоправных посягательств, но и наличия в действиях группы лиц признаков, характеризующих ее как вид преступного формирования – банду. Этим определяется тактика проведения следственных действий при расследовании бандитизма.

На первоначальном этапе расследования бандитизма выдвижение версий и планирование имеет свою специфику, обусловленную групповым характером и дефицитом информации о происшедшем и о его участниках. По мнению Т.Д. Пана, эффективность планирования расследования уголовного дела, в том числе расследование бандитизма, зависит от соблюдения трех принципов: динамичности, индивидуальности и конкретности [9, С. 43].

Принцип динамичности подразумевает собой неокончательный характер плана расследования, его возможность дополнения и развития. Уголовные дела, возбужденные по фактам бандитских нападений, как правило, состоят из большого числа эпизодов. По каждому эпизоду в ходе расследования поступает новая информация, поэтому план, составленный в начале расследования, подлежит корректировки.

План расследования по данному преступлению не терпит шаблонного характера, так как каждый факт бандитизма имеет свои особенности. В этом выражается принцип индивидуального планирования.

Принцип конкретности означает, что в плане должны быть определены все возможные версии события преступления и лиц, его совершивших, сформулированы конкретные задачи по их проверке и необходимые для этого следственные действия, розыскные и иные мероприятия. Конкретность подразумевает установление сроков исполнения и ответственность за результаты.

Согласно мнению В.А. Жердева и В.И. Комиссарова, особенностью планирования расследования уголовных дел о бандитизме является их цикличность, которая проявляется повторением производства следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования преступления, на последующем и завершающем этапах. Соответственно, процесс расследования бандитизма осуществляется циклами, сочетающими производство на одном временном отрезке как первоначальных, так и последующих следственных действий [3, С. 15].

Для первоначального этапа расследования бандитизма характерны различные типичные следственные ситуации: когда в результате оперативно-розыскных мероприятий становится известно о создании и деятельности банды; когда в результате расследования уголовного дела становится известно, что оно и другие преступления совершены бандой; совершено нападение, имеются потерпевшие, подозреваемые в совершении этого преступления с места происшествия скрылись, сведения о них не известны; совершено нападение, виновные с места происшествия скрылись, однако имеются сведения о них; виновные задержаны на месте преступления или вскоре после него.

Специфичность методики расследования бандитизма в том, что она должна включать в себя как методы расследования отдельных преступлений, совершенных в процессе нападения, так и специфический методы расследования организованно-групповых преступлений.

При каждой следственной ситуации разрабатывается определенный алгоритм действий, направленный на установление и закрепление значимой информации. В основе алгоритма лежат следственные действия, характерные для расследования бандитизма. Проведению следственных действий должно предшествовать изучение материалов проверки сообщения или заявления о совершённом преступлении.

Расследование бандитизма представляет собой большой объем работы, в том числе и соблюдение методов конспирации. На первоначальном этапе расследования бандитизма стоит задача установления субъектов бандитской деятельности. Для решения данной задачи создаются следственно-оперативные группы.

К следственным действиям, проводимые на первоначальном этапе расследования бандитизма, которые имеют свои тактические особенности, относятся осмотр места происшествия, осмотр трупа, осмотр следов преступления, обнаруженных на месте происшествия, допрос свидетелей, потерпевших и подозреваемых, судебные экспертизы.

Особое значение имеет осмотр места происшествия, так как его результаты помогают получить информацию о количестве лиц, участвовавших в совершении преступления, о конкретной функции каждого, степени согласованности их действий, о технических средствах, которые были использованы в ходе совершения преступления.

Качественный и своевременный осмотр места происшествия позволит получить сведения, на основе которых следователь может выдвинуть обоснованные версии, определить круг подозреваемых, и в итоге раскрыть преступление.

В ходе производства осмотра места происшествия может быть обнаружено место дислокации банды, автотранспорта, устройства связи, следы рук. Следует уделять внимание обнаружению, фиксации и изъятию микрочастиц, которые указывают на применение огнестрельного оружия, взрывных устройств и т.д. Осмотру подвергаются место нападения на потерпевшего, где могут быть обнаружены следы борьбы преступников с потерпевшим (пуговицы, частицы одежды, кровь, волосы и т.д.). Возможно обнаружение всевозможных предметов, принадлежащих преступнику (личные вещи и т.д.), а также объектам, которые свидетельствуют об исчезновении с места происшествия определенных предметов.

При задержании бандитских групп возможны следующие ситуации: когда участники группы застигнуты на месте преступления; когда участники группы скрылись в места преступления и осуществляется их преследование; когда известно возможное местонахождение участников банды.

Задержание должно основываться на определенных принципах. Это внезапность его проведения, применение всех возможных сил и приемов, а также психологическое воздействие на участников банды. Задержание представляет собой проведение мероприятий по блокированию деятельности преступников, скрытое сближение с участниками банды и действия по их захвату. Захват участников бандитского формирования может проводиться с устройством засад, использованием боевой техники, применением служебно-розыскных собак. После задержания преступников проводится личный обыск.

Личный обыск требует особой тщательности. Могут быть использованы портативные металлоискатели, ультрафиолетовые осветители. Обследованию подлежит тело, одежда, обувь преступника по схеме «сверху-вниз»

Допрос является наиболее достоверным источником доказательств, поэтому со стороны следователя необходимо применять весь необходимый набор тактических приемов для того, чтобы получить информацию, которая имеет значение для уголовного дела. Особо важен допрос членов банды. Предметом допроса являются данные, которые относятся к субъектам бандитизма, совместным действиям участников банды и позволяют не только установить сам факт совершения преступления, но и определить роль и вину каждого участника. В научной литературе существуют противоречия: какой допрос необходимо проводить первостепенно – допрос организатора банды или допрос второстепенного участника группы. Этот вопрос решается в зависимости от обстоятельств уголовного дела и следственных ситуаций.

В большинстве случаев первостепенно проводится допрос лица, чье поведение менее всего предполагает противодействие следователю. Чаще всего это лицо не является участником банды, а лишь участником нападений банды. Однако сведения, полученные в ходе подобного допроса, могут быть использованы для изобличения других, более стойких членов бандитских формирований [8, С. 107].

При допросе подозреваемых (обвиняемых) следует учитывать то, что участники банды зачастую имеют судимость, которые уже подвергались допросу и имеют определенный «опыт». Подозреваемые (обвиняемые) заранее подготавливают алиби, фальсифицируют доказательства своей непричастности к преступной деятельности бандитских формирований. Также со стороны данной категории лиц зачастую налицо противостояние расследованию путем запугивания, угроз как в сторону потерпевших, так и лиц, ведущих расследование.

Таким образом, выбор тактических приемов зависит от позиции подозреваемых: либо они дают правдивые показания, либо правдивые показания с ложными, ложные или вовсе отказываются давать показания. При допросе могут быть использованы такие приемы эмоционального воздействия как постановка неожиданных вопросов «в лоб», использование положительных сторон личности, убеждение в бессмысленности занимаемой им позиции.

При допросе участников бандитского формирования следователь может применить метод косвенного допроса, то есть метод маскировка главной цели допроса, умышленного создания у допрашиваемого представления об осведомленности следователя либо сокрытие осведомленности следователя об обстоятельствах преступления. В целях получения правдивых показаний следователь может создать ситуацию, при которой допрашиваемый проговаривается.

Допроса свидетелей и потерпевших состоит в получении информации об обстоятельствах бандитского нападения, личности преступников.

Обязательным элементом подготовки к допросу является изучение личности потерпевшего и свидетеля. При допросе потерпевших, очевидцев преступления, совершенного бандитскими группировками, необходимо учитывать их психологическое самочувствия как в момент совершения противоправного деяния, так и после. При допросе потерпевшего, который находится в состоянии, опасном для жизни необходимо использование звукозаписывающих или видеозаписывающих устройств. Это обусловлено тем, что состояние потерпевшего может ухудшиться либо на него может быть оказано давление со стороны участников банды с целью изменения показаний или отказа от них. В виду того, что потерпевший может находится в дискомфортных условиях в случаи причинение ему вреда как физического, так и морального, а также очевидцы данных преступлений могут намеренно или неосознанно преувеличивать опасность действий членов банды или вовсе сообщить следствию данные, не соответствующие действительности, при допросе указанных лиц необходимо использовать приемы детализации показаний, уточнение в случаи логических противоречий. В ходе данного следственного действия следователю следует показать допрашиваемому доброжелательное отношение, спокойствие и понимание.

Особо значимыми показания свидетелей-очевидцев и потерпевших имеют в следственной ситуации, когда подозреваемые в совершении преступления скрылись с места происшествия, и сведения о них отсутствуют. При допросе данный лиц следует выяснить как можно больше уточняющей и полной информации: кто и каким образом руководил действиями членов банды, количество членов банды, кто и чем был вооружен, какую предположительно цель преследовали нападавшие, как общались преступники между собой, особенности их разговоров, не оставили ли они каких-либо предметов на месте преступления (оружие, одежду, окурки и т.д.). Выясняются признаки внешности преступников, их одежды, особенности их поведения.

Лица, ставшие очевидцами и жертвами преступления, в силу страха перед преступниками могут отказаться от дачи показаний или от уже данных показаний. Наиболее эффективным в подобном случае должно являться предварительное принятие мер к охране подобных лиц от преступных посягательств. Однако действенного механизма защиты свидетелей, потерпевших от организованной преступности на данный момент нет, тогда как законодательство ряда зарубежных государств предусматривает достаточно действенные меры, предназначенные для защиты свидетелей и членов их семей [2, С. 292].

Очень часто при расследовании данного вида преступлений проводится опознание. Опознающим предъявляться участники преступных бандитских формирований. Опознание должно проводиться только в том случаи, если следователь уверен в положительном результате данного следственного действия. опознания желательно проводить в условиях, исключающих возможность визуального наблюдения опозна­ваемым опознающего.

При опознании членов банды возникает проблема защиты прав свидетелей и потерпевших от влияния со стороны преступников. С учетом необходимости защиты интересов указанных лиц следует, согласиться с мнением тех авторов, которые предлагают дополнить уголовно-процессуальное законодательство нормами, которые предусматривают возможность проведения опознания по видеозаписи, или вовсе в условиях отсутствия непосредственного контакта опознающего с опознаваемым [8, С. 114]. Кроме того, О.Д. Жук, указывая, что ныне действующее законодательство, хотя и не предусматривает прямо возможности предъявления для опознания в условиях, когда опознаваемый не видит опознающего, но и не содержит положений, запрещающих или делающих невозможным подобный порядок предъявления [4, С. 263].

При расследовании преступлений, совершенных бандами, могут проводиться довольно большое количество судебных экспертиз. Чаще всего назначаются судебно-психиатрическая экспертиза членов банд, трассологическая экспертиза, судебно-баллистическая экспертиза, судебно-биологическая экспертиза. Своевременное проведение данных судебных экспертиз на первоначальном этапе расследования бандитизма крайне необходимо в целях получения доказательственной информации.

Таким образом, являясь важным этапом расследования первоначальный этап определяет общее направление расследования. На этом этапе следователь, ориентируясь на сложившуюся следственную ситуацию, вносит изменения в свои действия и выдвигает версии. Без грамотного планирования расследования бандитизма невозможно применение теоретических знаний и закона, а также правильное и очередное проведения следственных действий. Для первоначального этапа расследования бандитизма характерен широкий спектр следственных действий, которые по характеру являются поисковыми и исследовательскими, а также имеют своей целью проверку версий, выдвигаемой в той или иной сложившийся следственной ситуации и изменяющейся при расследовании преступлений.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 7 апреля 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – – № 25. – Ст. 2954. – ISSN 1560-0580.
  2. Долгова А.И. Организованная преступность. / А.И. Долгова, С.В. Дьяков // Круглый стол издательства «Юридическая литература». – 1989. С. 292 – 293. –ISBN/ 978-5-7260
  3. Жердев В.А. Расследование серийных корыстно-насильственных. / В.А. Жердев, В.И. Комиссаров. // Москва: Издательство «Юрлитинформ». – – 104 с. – ISSN 2224-0543.
  4. Жук О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ / О.Д. Жук // Москва: Альфа–М. – 2010 г. – 480 с. – ISSN 978-5-16-005320-2.
  5. Ищенко Е. П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений / Е. П. Ищенко // Красноярск. – 1987. – 168 с.
  6. Островских Ж.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика бандитизма: по материалам Восточно-Сибирского региона преступлений / Ж.В. Островских // Иркутск. – – 243 с.
  7. Тишутина, И. В. Первоначальный этап раскрытия и расследования бандитизма / И.В. Тишутина // Москва. – – 245 с.
  8. Пан Т.Д. Раскрытие и расследование бандитизма и преступлений, совершенных бандами / Т.Д. Пан // Издательство Томского университета. – 196 с. – ISSN 1561-7793.
  9. Яблоков Н.П. Криминалистические версии и основы планово-организационного обеспечения криминалистической деятельности / Н.П. Яблоков // Криминалистика. – Москва. – – 64 с. – ISSN 2500-0217.

Интересная статья? Поделись ей с другими: