gototopgototop

УДК 34

Особенности правового режима безнадзорных животных

Туманская Виктория Александровна – студент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Научный руководитель Пчелкин Александр Владимирович – кандидат юридических наук, доцент Юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Аннотация: Исследование правового режима безнадзорных животных показало наличие нерешенных вопросов в области установления права собственности на данный вид животных, в частности вопрос о правах собственности на безнадзорных животных у специализированных учреждений. Данную ситуацию можно отнести к недоработке законодательства, которую необходимо исправить путем установления правового режима приобретения права собственности на животных владельцам приютов, с целью возможности последующего перехода права собственности на животных к новым владельцам.

Ключевые слов: Безнадзорное животное, правовой режим, право собственности, поиск владельца.

В российском законодательстве нормы, регулирующие правовой режим относительно безнадзорных животных, содержаться в статьях 230-232 Гражданского кодекса РФ. Например, статьей 230 Гражданского кодекса РФ закреплен порядок обращения с безнадзорными животными, однако понятие «безнадзорное животное» не раскрывается.

В свою очередь четкое законодательное регулирование указанного понятия крайне важно при судебных разбирательствах, касающихся установления собственника животного, при рассмотрении дел о хищениях животных, а также дел о возмещение ущерба, причиненного как безнадзорными животными третьим лицам, так и вреда, причиненного данной категории животных.

Согласно Большому юридическому словарю, безнадзорное животное – это особый вид бесхозяйного имущества [9].

С точки зрения И.Уткиной и С. Николюкина [10, стр.19-27], в общее понятием «безнадзорные животные» входят две категории – это безнадзорные животные и бездомные животные, которые находятся в общественных местах без сопровождения человеком.

В статье 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» дается понятие «животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен».

«Временные правила содержания домашних животных на территории Нижегородской области», утвержденные Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.08.2013 года № 583 (в ред. на 25.05.2015 года) определяют понятие «безнадзорных домашних животных» как домашних животных, не имеющих владельца, либо владелец неизвестен, в том числе потерявшиеся, выброшенные, выгуливающиеся без присмотра [6,п.1.3].

В Модельном законе об обращении с животными понятие «безнадзорных животных» включает в себя «пригульный скот и другие потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные, животные - компаньоны, служебные животные» [4, ст.1].

Согласно Европейской конвенции о защите домашних животных под «бездомными животными подразумеваются домашние животные, которые не имеют дома или находятся вне границ своего дома и без непосредственного надзора своего владельца» [5,ст.1] .

Таким образом, безнадзорным признается животное, временное выбывшее из-под контроля собственника по каким-либо причинам, либо животное, собственник которого является неустановленным.

При этом, безнадзорными могут выступать исключительно животные, которые относятся к группе домашних животных. Имущественные отношения, складывающиеся по поводу безнадзорных животных, требуют особого правового регулирования.

Поскольку к животным применяются нормы вещного права считаем необходимым рассмотреть вопрос о праве собственности на безнадзорных животных.

Отличительной чертой безнадзорных животных от других вещей является то, что животные не являются окончательно выбывшими из владения собственника, даже если их поиск приостановлен или прекращен.

В данном случае обращает на себя внимание сходство юридической конструкции данного вида правоотношений с правилами, которые применяются к найденным вещам.

Например, срок установления собственника найденной вещи совпадает со сроком, установленным на розыск собственника безнадзорного животного. То есть, лицо, которое задержало у себя безнадзорное животное, осуществило находку «специфической» вещи [12, с.81].

В данном случае, животное является потерянной вещью, обладающей особыми признаками, выбывшей из владения собственника против его воли. 

В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 226 Гражданского кодекса РФ: «другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными». То есть лицо, нашедшее животное имеет право на признание находки бесхозяйной вещью.

С целью прекращения бесхозяйности найденного животного, законодательством установлены специальные процедуры. В частности, установлена обязанность обратиться в трехдневный срок в полицию либо органы местного самоуправления с сообщением о найденном животном. Установленная частью 1 статьи 230 Гражданского кодекса РФ обязанность правоохранительных органов принимать меры по розыску владельца найденного животного, не освобождает лицо, нашедшее животное, от обязанности самостоятельного розыска владельца. На время ведения поисков собственника животного оно может находиться у нашедшего его лица.

Право собственности на найденное животное можно обрести после проведения мероприятий по розыску владельца в течение полугода. Если владелец так и не был найден, то лицо, которое содержало животное, приобретает на него в силу закона право собственности [1, ст.231]

В случае с безнадзорными животными факт возникновения и оформления неразрывно связаны, поскольку течение срока на возникновение права собственности на безнадзорное животное начинается с момента уведомления уполномоченных органов о задержании такого животного.

После перехода права собственности прежний владелец может инициировать возврат животного только ввиду жестокого обращения, причем - на возмездных основаниях.

При сознательном отказе со стороны собственника от владения животным уже применяются нормы статьи 226 Гражданского кодекса РФ.

Важно отметить, что статьей 236 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что добровольный отказ собственника от права собственности на животное «не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом».

В свою очередь, статьей 9 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что в случае «отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного».

Необходимо отметить то, что при передаче животного в приют не возникает перехода права собственности, поскольку приют служит местом временного размещения животного.

В соответствии с положениями того же Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об ответственном обращении с животными», владельцы приютов либо уполномоченные ими лица несут лишь обязанности как владельцы животных без приобретения права собственности на них, если только это право не приобретено ими в установленном законом порядке приобретения права собственности на животное без владельца, либо по договору отчуждения имущества.

Исходя из этого, при передаче такого животного приютом новому владельцу право собственности на него у последнего также не возникает.

По нашему мнению, данная ситуация является недоработкой законодательства, которую необходимо исправить путем установления правового режима приобретения права собственности на животных владельцам приютов, с целью возможности последующего перехода права собственности на животных к новым владельцам.

Согласно «Европейской конвенции о защите домашних животных», ратифицированной многими странами, обязанность по обеспечению безнадзорных животных возлагается на государство, в лице определенных органов, которые занимаются их содержанием, а также поиском владельцев[5, ст.1].

Статьей 231 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что если по истечение полугода лицо, на содержании которого находилось животное отказывается от приобретения права собственности на данное животное, то оно поступает в «муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления» [1, ст.231].

Кроме того, в соответствии с подпунктом 49 п.2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

То есть, российским законодательством решение вопроса о содержании животных в специальных питомниках решается через полномочия субъектов РФ по регулированию численности безнадзорных животных как источника болезней путем проведения вышеуказанных мероприятий. Нужно отметить, что при проведении данных мероприятий предусматривается именно отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, и исключает возврат животных в прежнюю среду обитания. Данная позиция озвучена и в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, в соответствии с которым установлено, что «правовое регулирование, допускающее выпуск безнадзорных животных в среду обитания в месте их отлова, противоречит действующему федеральному законодательству» [7].

Животное является объектом гражданского права, а значит кроме права собственности в отношении него могут быть возникнуть иные вещные права, такие как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, предусмотренные статьями 294 и 296 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку законодательством установлено право субъектов РФ передавать безнадзорных животных в хозяйственное ведение, либо оперативное управление специализированным учреждениям для содержания животных, то это также является подтверждением того, что право собственности на безнадзорных животных принадлежит органам государственной власти (органам местного самоуправления) [11, стр.107-116].

Данная позиция находит отражение и в судебных решениях. Так, например, решением Шумерлинского районного суда Чувашской республики от 31.01.2019 года по делу № 2-18-2019, за уничтоженную безнадзорными собаками сельскохозяйственную птицу ущерб взыскан с администрации. Положения статей 230-231 Гражданского кодекса РФ в данном решении трактуются судом в следующем контексте: «безнадзорные животные подлежат задержанию, содержанию органом местного самоуправления, который обязан принять меры к розыску собственника, а в случае отсутствия такового такое животное поступает в муниципальную собственность» [8].

Правовое регулирование гражданско-правовых отношений по поводу безнадзорных животных имеет сходство с режимом правового регулирования отношений по поводу бесхозяйных вещей. С целью прекращения бесхозяйности животного российским законодательством установлены определенные процедуры, направленные на розыск владельца, а при невозможности его идентифицировать переход права собственности на животное, либо к лицу, содержащему данное животное, либо в муниципальную собственность.

Неурегулированным остается вопрос о передаче безнадзорных животных новым владельцам из приютов, которые обладают лишь обязанностями владельцев животных без приобретения права собственности на них.

Данная проблема может быть решена путем сокращения сроков, необходимых для возникновения права собственности на безнадзорных животных, установленных пунктом 1 статьи 231 Гражданского кодекса РФ. Он может быть сокращен до 2-х месяцев, по истечение которых новый собственник может забрать животное из приюта на законных основаниях, с выдачей ему определенного свидетельства, удостоверяющего право собственности. Нужно отметить, что выдача такого свидетельства сопровождается необходимостью ведения единого реестра регистрации животных, а также необходимостью клеймения либо чипирования животных с целью их идентификации. В свою очередь применение такого способа идентификации животных могло бы способствовать быстрому поиску владельца животного.

В случае отказа собственника от животного, возможно заключение сделки под отлагательным условием, согласно пункту 1 статьи 157 Гражданского кодекса РФ. Также считаем необходимым содержание в договоре о передачи права собственности животное и отменительного условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 157 Гражданского кодекса РФ, что согласуется с установленной статьей 137 Гражданского кодекса РФ оговоркой о недопустимости жестокого обращения с животными.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019): принят Государственной Думой 21 октября 1994 года // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301// URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.04.2020 года).– Текст : электронный.
  2. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019): Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года: Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года// "Собрание законодательства РФ".-2018.-№ 53 (часть I). - Ст. 8424. // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.04.2020 года).– Текст : электронный.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020): Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года:// "Собрание законодательства РФ".-1999.-№ 42. - Ст. 5005. // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 31.05.2020 года).– Текст : электронный.
  4. Модельный закон об обращении с животными : Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 29-17 от 31 октября 2007 года) //// URL: http://base.garant.ru/71307856/ (дата обращения 16.04.2020 года).– Текст : электронный.
  5. Европейская конвенция о защите домашних животных. СЕД № 125. Страсбург, 13/11/1987 - Договор, открытый подписи стран членов и вступлении стран которые не являются членами // URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/125) (дата обращения 10.04.2020).– Текст : электронный.
  6. Временные правила содержания домашних животных на территории Нижегородской области: утверждены Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.08.2013 года № 583 (в ред. на 25.05.2015 года) URL: https://government-nnov.ru/ (дата обращения 16.04.2020 года).– Текст : электронный.
  7. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.01.2018 № 53-АПГ17-49 «Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 03.08.2017, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "б" пункта 4 статьи 32 Закона Красноярского края от 03.03.2011 N 12-5650 "Об управлении государственной собственностью Красноярского края"// URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 31.05.2020 года).– Текст : электронный.
  8. Решение Шумерлинского районного суда Чувашской республики от 31.01.2019 года по делу № 2-18-2019- URL: https://sudact.ru/(дата обращения 16.04.2020 года).– Текст : электронный.
  9. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. – 3-е изд., доп. и перераб.- Москва.- ИНФРА-М, 2007. - 858 с. -ISBN:978-5-16-002606-0.-Текст: непосредственный
  10. Николюкин С., Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства /С. Николюкин, И. Уткина - Текст: непосредственный //Юрист. -2009. – № 6.
  11. Предеин К. Н. Шестимесячный срок в приобретении права собственности на находку как разновидность срока приобретательской давности/ К.Н.Предеин - Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. Юридические науки .– 2011. - № 4. -с.107-116
  12. Захаров, Д. Е. Животные как объекты гражданских прав: специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Захаров Дмитрий Евгеньевич.- Урал. гос. юрид. акад. – Екатеринбург: 2010. - 210 c. - Текст: непосредственный

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail