Электронная коммерция и некоторые особенности защиты прав потребителей в РФ в соответствии с правом Европейского Союза

Осипов Антон Александрович – студент магистратуры Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.

Аннотация: В данной статье поднимается проблема защиты прав потребителей в электронной коммерции. В активное время развития рыночных отношений государство смогло урегулировать такие отношения для предотвращения незаконных действий. Но при развитии электронной коммерции, т.е. при дистанционном оказании услуг и дистанционной продаже, те нормы, которые регулировали обычные рыночные отношения не подходили под электронную коммерцию. В связи с этим были предложен ряд норм, как правительством РФ, так и ЕС.

Ключевые слова: Защита прав потребителей, электронная коммерция, Европейский союз, интернет.

Отношения с участием потребителя регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, , а именно Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", который закрепляет целый ряд преференций для потребителей как объективно более слабой стороны в соответствующих правоотношениях, нуждающейся в дополнительных гарантиях защиты собственных прав и интересов, предоставленных потребителям Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Но так же необходимо рассмотреть что предлагает право ЕС, для того, чтобы усовершенствовать законы РФ относительно электронной коммерции т.к. данная тема является относительно новой для законодательства, и помимо всего активно развивается.

Развитие электронной коммерции приводит к развитию сферы защиты прав потребителей в русле правовых, экономических и социальных реформ, которые учитывают институциональные преобразования и влияние конкуренции на положение граждан на потребительском рынке.

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" определена система органов федерального, регионального и муниципального уровней, которая во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формирует национальную систему защиты прав потребителей.

Федеральный уровень в этой системе представляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет некоторые функции:

  • по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей;
  • по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. [1]

Для сравнения мы рассматриваем актуальные для нашей темы законодательные акты ЕС: Директива 85/577/EEC от 20.12.1985 о защите потребителя в случае заключения договоров вне помещения, где осуществляется предпринимательская деятельность

Директива 97/7/EC Европейского парламента и Совета от 20.05.1997 о защите потребителя в случае заключения контрактов на расстоянии

Директива 2000/31/ЕС о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности об электронной коммерции.

Согласно праву Европейского союза потребителем является физическое лицо, которое при заключении контракта действует в собственных интересах и удовлетворяет личные, бытовые нужды, не приводящие к осуществлению предпринимательской деятельности. [6]

Однако потребителем является не только лицо, которое приобрело товар, работу или услуга, а так же лицо, которое намеревается это сделать.

Поэтому необходимо рассматривать особенности защиты прав потребителей на различных этапах развития таких отношений, начиная с получения информации и заканчивая передачей товара. Потребитель имеет право на получение интересующей его информации, в т.ч. до заключения договора.

В условиях активного развития технического прогресса и в связи с тем, что потребитель не может увидеть и оценить товар в реальности, потребитель должен получить необходимую информацию о продавце (контактную информацию), и безусловно информацию о товаре, работе или услуге. И в конечном итоге информацию об условиях заключения договора. В отношении электронной торговли и при заключении договоров на расстоянии. Необходимо предоставить информацию до того, как будет заключен договор.

Вышеупомянутый вопрос по-разному решает в нормативных актах. Это приводит к определенным сложностям для потребителей. Мы знаем, что потребитель должен получить предконкретную информацию в полном ее объеме, важно, что именно до момента заключения договора.

В положениях Директивы о правах потребителей перечисляется ряде данных, которые должен получить потребитель: 

  • сведения об основных характеристиках товаров либо услуг;
  • о торговом наименовании, об адресе регистрации, о номере телефона и других данных продавца, позволяющих его идентифицировать;
  • о стоимости товаров (в том числе о налогах и прочих расходах (расценках на доставку товара и т.п.), которые необходимо будет оплатить);
  • о способах осуществления оплаты; о сроке действия договора;
  • порядке рассмотрения жалоб, наличии права на отказ (причем требуется не только указание наличия права на отказ, но и описание условий и процедуры его осуществления).

Важно отметить, что вся информация должна быть предоставлена в доступном для восприятия виде, такое требование относится как к условиям договора, так и к другим сведениями, которые могут иметь значение для потребителя.

В случае оформления договора посредством Интернета предоставляются дополнительные гарантии, в частности запрещено включение заранее заданных значений.

Деректива 2000/31/ЕС регулирует информацию, предоставляемую в момент заключения договора так и после. К такой информации относится: будет ли заключенный контракт храниться у поставщика услуг и будет ли он доступен; технические средства определения и исправления ошибок до размещения заказа; требование о том, что условия контракта и общие положения, предоставленные получателю, должны быть доступны до такой степени, чтобы он мог хранить и воспроизводить их.

Учитывая вышесказанное, стоит отметить, что в случае если не были выполнены информативные обязательства, касающиеся дополнительной оплаты, такая оплата может быть возложена на продавца.

Также важно сказать, что при заключении договора вне помещения, обязательства относительно информации могут быть не выполнены из-за отсутствия подписанного бланка заявки. В таком случае если потребитель не получил заявку в оригинале или копии, то такой договор признается недействительным. В качестве воздействия на экономическое поведение потребителя могут использоваться те методы и средства, которые приводят к необдуманным действиям и сделкам, которые в иное время покупатель бы не совершил. Такие случаи Дерективы ЕС регулируют и придают им немаловажное значение. Исходя из этого, стоит сказать об определении «недолжное влияние». Таким влиянием считается использовании силы путем применения давления (без физического насилия или угроз). Такие способы ограничивать возможность потребителя принимать обдуманные и взвешенные решения. Статья 5 Директивы 2005/29/ЕС от 11.05.2005 о недобросовестной коммерческой практике в отношении потребителей на внутреннем рынке содержит положения о запрете осуществления недобросовестном занятии коммерческой деятельности. [2] Такой деятельность можно назвать в двух случаях:

  • она не соответствует требованиям профессиональной этики;
  • она приводит к искажению в значительной мере экономического поведения потребителя/группы потребителей, на которого/которых данная деятельность направлена.

Статья 5 [2] содержит запрет на занятие недобросовестной коммерческой деятельностью. Такой деятельность можно назвать в двух случаях: 1) она не соответствует требованиям профессиональной этики; 2) она приводит к искажению в значительной мере экономического поведения потребителя/группы потребителей, на которого/которых данная деятельность направлена.

Недобросовестная коммерческая деятельность разделяется на такие виды которые: вводят в заблуждение потребителя; являются агрессивными.

В свою очередь деятельность которая водит в заблуждение делится на два вида это действие и бездействие.

Мы подробно рассмотрим такую деятельность, которая является агрессивной. Агрессивной считается та коммерческая деятельность, которая осуществляется при помощи принуждения с применением физической силы и непосредственно злоупотреблением влияния. Для установления факта агрессивной деятельности необходима констатация следующих обстоятельств: непосредственное использование угроз: грубого обращения: использования грубой ненормативной лексики: использования психологических приемов направленных на сложные жизненные обстоятельства покупателя; создание продавцом таких условий при котором покупатель не сможет расторгнуть договор; угроза совершения действий противоречащих закону.

Существующие нормы в ЕС, которые регулируют права потребителей представляет интерес как для РФ тк и для лругих стран. Мы сталикваемся с некоторыми пробелами в нашем праве, которые на наш взгляд способны заполнить нормы ЕС права. В РФ регулированию рассматриваемых вопросов посвящены: ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", проект федерального закона N 11081-3 "Об электронной торговле".

Российское право (как существующие акты, так и находящиеся в стадии разработки) лишь фрагментарно регулирует вопросы защиты прав потребителей при осуществлении электронных отношений. Но они не регулируют дистанционное оказание услуг, выполнение работ; также до сих пор не принят закон об электронной торговле; не закреплено право потребителя на отказ от заключенного договора и возмещение понесенных расходов, отсутствует регулирование возврата товара ненадлежащего качества (плата за пересылку и другие связанные вопросы) и надлежащего, но не соответствующего предоставленному потребителю описанию. [6]

Безусловно, стоить отметить, что Правительство РФ разработало стратегию призванную обеспечить защиту прав потребителей. Целями стратегии являются:

  • обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
  • защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
  • повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации. [1]

Также распоряжение правительства гарантируют способствованию следующего:

  • обеспечению надлежащего и неснижаемого уровня защиты всех базовых потребительских прав граждан при одновременном обеспечении доступности как можно большего спектра товаров (работ, услуг) и повышении качества потребления в целом;
  • своевременной актуализации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, его гармонизации и последующей самостоятельной кодификации;
  • повышению уровня правового просвещения и финансовой грамотности потребителей совместно с Центральным банком Российской Федерации, в том числе за счет обеспечения максимальной доступности соответствующих информационных ресурсов, консультационных и информационных услуг;
  • содействию гражданским инициативам в области защиты прав потребителей, созданию действенных механизмов поддержки и развития общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • созданию и внедрению эффективных механизмов противодействия трансграничной мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой практике, затрагивающей интересы потребителей, на основе расширения международного сотрудничества в области защиты интересов потребителей;
  • защите потребителей от небезопасной продукции, способной причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей;
  • защите потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей;
  • обеспечению широкого и свободного доступа потребителей к соответствующей информации, необходимой для обоснованного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
  • наличию эффективных процедур удовлетворения претензий потребителей и разрешения споров с участием потребителей;
  • содействию во внедрении приемлемых моделей рационального потребления;
  • обеспечению в равной степени защиты прав потребителей во всех социальных группах при одновременном установлении особых мер защиты социально уязвимых групп населения. [1]

Анализируя вышерассмотренное, мы можем сказать, что политика РФ направленная на активное развития норм в сфере защиты прав потребителей развивается достаточно стремительно, но пока мы видим только лишь предложения и предполагаемое развитие. Как в нормативных актах ЕС, мы наблюдаем непосредственное решение тех или иных проблем в сфере прав потребителей в электронной коммерции. Подводя итог вышеизложенному, мы предлагаем для качественной реализации стратегий предложенных правительством РФ взять за основу Дерективы ЕС, относящиеся к вопросу защиты прав потребителей.

Конечно, Правительство РФ не должно копировать законы ЕС, а необходимо рассматривать их, изучать и интерпретировать для нашего государства, в зависимости от условий осуществления коммерческий деятельности на территории РФ.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р О Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г.
  2. Директива 2005/29/ЕС от 11.05.2005 о недобросовестной коммерческой практике в отношении потребителей на внутреннем рынке
  3. Директива 85/577/EEC от 20.12.1985 о защите потребителя в случае заключения договоров вне помещения, где осуществляется предпринимательская деятельность
  4. Директива 97/7/EC Европейского парламента и Совета от 20.05.1997 о защите потребителя в случае заключения контрактов на расстоянии
  5. Директива 2000/31/ЕС о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции
  6. Некотенева М.В. Гл. 19 // Право Европейского Союза. Особенная часть: учебник для бакалавров / С.Ю. Кашкин; отв. ред. С.Ю. Кашкин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. Т. 2
  7. Ордина М.В., Шелепина Е.А. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционных способах продажи товаров // Цивилист. 2007. N 2.

Интересная статья? Поделись ей с другими: