gototopgototop

УДК 34

Проект создания институционального механизма на арктическом континентальном шельфе

Костяева Анастасия Михайловна – студент магистратуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: Данная статья рассказывает о проблемах разработки законодательства о континентальном шельфе в Арктике. В статье поддается анализу развитие законодательства о континентальном шельфе в Арктике.

Ключевые слова: Арктика, арктический континентальный шельф, Россия, ООН, приарктические страны.

В последние годы к Арктике приковано внимание не только арктических государств, но и едва ли не всего мира. Такая мировая заинтересованность заставляет Россию ускорять принятие стратегических решений освоения Арктики.

Для максимального раскрытия потенциала Арктической зоны и приполярных территорий требуются новые вложения, что невозможно без комплексных мер по повышению инвестиционной привлекательности региона.

06 февраля 2020 года в Государственную Думу внесён пакет законопроектов, разработанный Минвостокразвития.

Проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определяет правовой режим этой территории, меры господдержки предпринимательской деятельности на её территории и порядок её ведения [1]. Предлагаемые изменения в Налоговом кодексе устанавливают налоговые преференции для инвесторов. Изменения в других документах также определяют порядок и преференции для резидентов.

Министерство одновременно с основополагающими документами разрабатывает и такие практические механизмы, как План развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года [2].

В законопроекте «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определены территории, включённые в Арктическую зону.

Разработчики предлагают трёхуровневую структуру управления Арктической зоной: Госкомиссия по вопросам развития Арктики, Минвостокразвития и управляющая компания.

Предполагается, что это позволит обеспечить «качественное применение мер поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне», а также позволит сэкономить средства федерального бюджета.

Законопроект устанавливает порядок и критерии предоставления статуса резидента Арктической зоны для организаций, ведущих инвестиционную деятельность на этой территории. Получившим такой статус лицам будет предоставляться государственная поддержка в виде налоговых льгот, особые условия осуществления госконтроля, трудовой деятельности сотрудников, заключения соглашений о партнёрстве и концессий, регулирования земельных и градостроительных отношений и контроля при пропуске лиц, транспорта, грузов и товаров в пунктах пропуска Арктической зоны.

Как предполагают разработчики, принятие федерального закона позволит привлечь в Арктическую зону не менее 6,7 триллиона рублей частных инвестиций до 2030 года и создать 28 тысяч новых рабочих мест.

Законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс предусмотрено введение отдельной категории налогоплательщиков – резидентов Арктической зоны РФ.

Кроме того, реализация инициативы потребует внесения поправок в Налоговый кодекс и ряд других поправок в отдельные законодательные акты РФ. В этой связи подготовлены соответствующие законопроекты. Они устанавливают налоговые и иные льготы, содержат исключения из общих правил налогообложения:

  • законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс предусмотрено введение отдельной категории налогоплательщиков – резидентов Арктической зоны РФ. Для них будут установлены пониженные ставки налога на прибыль. Резиденты освобождаются от его уплаты на 10 лет при условии, что регионы сами установят законом для них пониженную ставку налога в бюджет субъекта. Такие условия распространятся на всю налоговую базу организации при условии, что доходы от их деятельности, предусмотренной соглашением, составляют 90 процентов всего дохода за налоговый период либо за три налоговых периода, предшествующих текущему. Кроме того, услуги ледоколов и морского транспорта, вывозящих товары на экспорт, освобождаются от НДС.
  • другим законопроектом вносятся поправки в иные законодательные акты в части осуществления ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного контроля, полномочий региональных властей, предоставления земельных участков, градостроительства, госконтроля и надзора, заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве резидентов и таможенного регулирования на территориях, включённых в Арктическую зону РФ.

Суть налоговых преференций:

  • преференции получат все новые инвестпроекты Арктики без привязки к отдельным территориям. Минимальная сумма, которую должен вложить инвестор в проект - 10 млн. рублей, что даст возможность привлечь малый и средний бизнес.
  • преференции получат 4 группы инвестпроектов: добыча углеводородного сырья на шельфе, добыча на континентальной части, производство СПГ и прочие.
  • льготы по добыче углеводородов на шельфе, будут предоставлены по аналогии с действующими условиями налогообложения для 4-й категории новых морских месторождений: НДПИ 5% для нефти и 1% для газа в течение 15 лет промышленной добычи. Кроме того, рассматривается возможность предоставления инвестиционных налоговых вычетов из федеральной части налога на прибыль в размере 50% расходов на поиск, оценку и разведку углеводородов.
  • льготы для месторождений на суше в новых нефтегазовых провинциях. Это новая 5-я категория месторождения в рамках НДД, она включает нулевой НДПИ в течение первых 12 лет промышленной добычи, начиная с 13-го года и по 17-й поэтапный вход на полную ставку НДПИ, предусмотренную для режима НДД.
  • поддержку получат инвесторы газохимических и СПГ-проектов. Здесь ведомства решили распространить льготы, предоставленные «НОВАТЭКу» при строительстве «Ямал СПГ», на другие подобные проекты в регионе.
  • для компаний, реализующих проекты, не связанные с добычей углеводородов, министерства согласовали снижение ставки страховых взносов с текущих 30% до 7,6%, федеральную часть налога на прибыль в течение 10 лет планируется сделать нулевой. Для компаний, которые добывают твёрдые полезные ископаемые, предусмотрен инвестиционный вычет из НДПИ в размере понесенных расходов на строительство инфраструктуры, но не более чем 50% от суммы НДПИ, подлежащей выплате.

Система преференций предусматривает, в том числе, возможность строительства инфраструктуры за счет государства на основании отдельных решений Правительства РФ.

Так, с 01 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые должны дать дополнительный стимул добыче углеводородов на шельфе, производству сжиженного природного газа (СПГ), развитию газохимии, а также освоению новых нефтегазоносных провинций в Арктической зоне.

Для стимулирования производства СПГ и продуктов газохимии от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) освобождаются ресурсные базы (месторождения) таких проектов, расположенные за Северным полярным кругом, в Архангельской области, Коми, Якутии, на Ямале и Чукотке. Нулевая ставка налога будет применяться либо до достижения накопленного объема добычи газа уровня 250 млрд. кубометров, либо в течение 12 лет с первой продажи сырья. Льгота распространяется исключительно на новые производственные мощности. Также эти проекты смогут получить региональные льготы. Регионы вправе устанавливать для них пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональные бюджеты [3].

Поправки предоставляют преференции проектам по добыче углеводородов с шельфа. Наибольшие льготы предоставлены для разработки новых морских месторождений в северной части Охотского моря, в южной части Баренцева моря, в Печорском, Японском и Белом морях. Ставка НДПИ здесь составит 5% для нефти и 1% для газа на первые 15 лет с начала промышленной разработки.

Однако такое серьезное снижение налогового бремени едва ли приведет к бурному росту морской добычи с арктического шельфа, но будет способствовать общему развитию отрасли. Это связано с действием санкций и низкими ценами на нефть, из-за которых полномасштабная разработка арктического шельфа затруднительна.

Другим законопроектом вносятся поправки в иные законодательные акты в части осуществления ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного контроля, полномочий региональных властей, предоставления земельных участков, градостроительства, госконтроля и надзора, заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве резидентов и таможенного регулирования на территориях, включённых в Арктическую зону РФ.

Система преференций предусматривает, в том числе, возможность строительства инфраструктуры за счёт государства на основании отдельных решений Правительства РФ.

В Фонде развития Дальнего Востока (ФРДВ) на рассмотрении уже находятся инвестиционные проекты в Арктике общей стоимостью 87 миллиардов рублей с потенциальным участием фонда в размере 27,5 миллиардов рублей. В 2020 году на финансирование арктических проектов может быть направлено до 15 млрд. рублей. ФРДВ рассчитывает сфокусироваться на проектах среднего размера в транспортной и туристической отраслях.

Однако необходимо отметить, что сводить решение этой задачи к одной лишь перенастройке инвестиционных условий региона неверно. Настоящее время требует радикально новых подходов. Такие подходы предполагают проведение широких, комплексных преобразований, направленных на то, чтобы улучшить весь экономический климат в целом. Именно широкий взгляд на вещи, учитывающий большой круг факторов (в том числе, казалось бы, лежащих вне экономической и инвестиционной плоскости), способен дать максимальную отдачу. В целом, и системе государственного управления, и бизнесу, работающему на Севере, не хватает открытости. А ведь прозрачность формирует предсказуемость, понятность экономических условий, а значит – создаёт необходимые гарантии инвестиций. Не хватает и общего ощущения равенства перед законом, равной ответственности для всех участников бизнес-процессов [4].

Достижение прозрачности и равенства условий – задача для системы государственной власти всех уровней. Имеет смысл поговорить и о конкретных отраслевых проблемах Севера. Нефтегазовая добыча является центральным драйвером развития северных территорий.

Это та основа, на которой в данный момент зиждется освоение Арктики. Несмотря на очевидные успехи, выражающиеся в цифрах, растущих год от года, даже в этой сфере не всё и не всюду обстоит благополучно.

Острой проблемой является недоисследованность северных недр. Слишком долгое время отрасль «ехала» на советском наследии – геологоразведочных данных, сформированных ещё в прошлом веке. Эти данные пополняются неудовлетворительными темпами. Государство подчёркивает важность геологоразведки для увеличения ресурсной базы Севера. Однако вопрос о том, кто именно понесёт основное бремя расходов по изучению недр, остаётся открытым.

Серьёзный вызов, реально тормозящий наше продвижение в Арктику – утрата технологий и компетенций, проблемы в подготовке кадрового потенциала. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия оказалась привязанной к западным технологиям, техническим решениям и поставкам оборудования. Особенно выпукло эта проблема проявляется на переднем крае освоения арктических богатств.

Речь идёт о разработке трудноизвлекаемых запасов углеводородов и шельфовых месторождений. Именно тут наша зависимость выражена ярче всего. Если раньше в этом вопросе можно было полагаться на «заграницу», закупая необходимые технологии и изделия, то после 2014 года доступ к ним ограничен. На повестке дня – необходимость импортозамещения и форсированной разработки собственных технических решений [5].

В данной области не всё так плохо – «Новатэк» реализует российскую технологию сжижения газа и строит отечественные производственные линии, Газпром создаёт цифровые модели недр, и это не единичные примеры. Тем не менее, несмотря на успехи, темпы реализации этой сверхважной задачи оставляют желать лучшего. Одна из причин – недостаточный объём инвестиций в эту сферу.

При этом такие отрасли, как нефтесервис, строительство промышленных объектов и инфраструктуры, а местами и промышленность характеризуются заметным присутствием иностранного элемента. Иностранные компании вытесняют отечественных коллег, лишая их куска хлеба.

Одна из причин – наличие у иностранных игроков доступа к дешёвым кредитам, наличие значительных оборотных средств и, как следствие, способность работать в условиях задержек по платежам. Подобной «роскоши» отечественные компании позволить себе не могут, из-за чего и проигрывают в этом соревновании. Итог – вытеснение российских предприятий с рынка и, как следствие, уже упомянутая потеря мощностей, утрата компетенций [6].

Поводом для оптимизма является то, что и государство, и бизнес, и общество осознают наличие сложностей и думают над тем, как их преодолеть. Понимать проблему, сознавать, что она существует – уже часть решения.

В широком плане, Арктике требуются понятные и справедливые правила игры, обеспечивающие стабильность и позволяющие безбоязненно вкладывать средства, инвестировать в добычу, производство и инфраструктуру.

Экономические игроки – и крупные, и средние, и малые – должны пользоваться равной защитой закона и государства, равным доступом к инвестиционным и прочим ресурсам для ведения бизнеса. Пока что с этим, к сожалению, имеются сложности.

Необходимо принять меры к повышению качества административных услуг, предоставляемых бизнесу всех форм собственности. Государство должно быть честным и открытым партнёром бизнеса во всех его благих начинаниях. Все участники экономического процесса должны понимать, что делают одно важное и общее дело.

Список литературы

  1. Проект Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (подготовлен Минвостокразвития России) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.04.2019)
  2. Минакир П.А. Арктический проект: экономическое измерение. В сб.: Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике "Арктика-2015": материалы конференции. Мурманский государственный технический университет. 2019. С. 25-29.
  3. Воротников А.М., Тарасов Б.А. Финансирование инвестиционных проектов в арктической зоне Российской Федерации в целях устойчивого развития // Журнал экономических исследований. 2018. Т. 4. № 9. С. 47-53.
  4. Липина С.А. Геоэкономические аспекты использования потенциала регионов Крайнего Севера (на примере Арктической зоны России) // Рецензия на монографию. Микроэкономика. -2015. -№ 4. -С. 96-99
  5. Богданова Ю.В. Дорожная карта разработки базовых документов стратегического планирования и прогнозирования в реализацию федерального закона № 172-ФЗ О стратегическом планировании в Российской Федерации //Сборник. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования Форум молодых стратегов. -М. -Издательство МНЭПУ - 2015. Т. 1. -С. 45-53.
  6. Пилясов Александр Николаевич, Путилова Елена Сергеевна НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ: ПРОСТРАНСТВО ЗНАЧИМО! // АиС. 2020. №38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-proekty-osvoeniya-rossiyskoy-arktiki-prostranstvo-znachimo (дата обращения: 11.05.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail