gototopgototop

УДК 34

Ответственность за нарушения валютного законодательства

Красова Валерия Андреевна – студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: Проанализированы особенности ответственности за нарушение валютного законодательства. Автор акцентирует внимание на уголовную и административную ответственность за указанные нарушения. В статье заостряет внимание на противоречиях действующего законодательства и предложены отдельные направления по их устранению.

Ключевые слова: Валютное законодательство, финансовый контроль, ответственность за нарушения, валютное регулирование, уголовная ответственность, административная ответственность.

Развитие российской экономики, трансформация конъюнктуры основных статей российских экспортно-импортных операций, которые привели к значительной либерализации валютной сферы, незаконному вывозу капитала из страны, изменению валютного регулирования и валютного контроля, изменению регулированию валютных операций, постоянному мониторингу таких операций.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает, что валютный контроль осуществляется Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля [5].

Безусловно, основной целью валютного контроля признается соблюдение валютного законодательства в процессе осуществления валютных операций [10]. Практика свидетельствует о том, что зачастую требования валютного законодательства не соблюдается, в результате этого наступает юридическая ответственность. Как известно, юридическая ответственность может быть нескольких видов. Современный законодатель предусматривает несколько видов, в частности, административная и уголовная. Возникновение каждой из форм ответственности обусловлено совершением определенных деяний, например, административного проступка, уголовного преступления.

Практика свидетельствует, что в большинстве случаев за нарушение валютного законодательства может наступать уголовная и административная ответственность [7, c. 478-480].

Действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за следующие нарушения в сфере валютного регулирования:

  • совершение незаконных валютных операций. В качестве нарушений здесь могут быть расчеты между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым операциям в результате перевода денежных средств на расчетный счет нерезидента вне открытого в уполномоченном банке счета. При совершении такого правонарушения административной ответственности могут подлежать граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Размер санкции за допущенные правонарушения для юридических лиц варьируется в зависимости от суммы незаконной валютной операции. Для должностных лиц ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает размер административного штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей [4].
  • нарушение установленного на законодательном уровне срока для предоставления резидентом уведомления об открытии или закрытии счета, изменения реквизитов последнего. Несоответствие уведомления установленной формы также признается в качестве нарушения, за совершение которого, законодатель возлагает на виновных лиц административную ответственность;
  • несоблюдение порядка предоставления отчетности по валютным операциям, предоставление указанных форм отчетности по истечении установленного законодательством срока или не предоставление их вовсе. Кроме того, в качестве административного правонарушения стоит признавать нарушение порядка предоставлении документов и информации о валютных операциях.
  • несоблюдение сроков репатриации денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги и невыполнение обязанности по возврату денежных средств обратно в Россию.

Законодатель на нарушения валютного законодательства может устанавливать уголовную ответственность за уклонение лица от исполнения обязанности по репатриации денежных средств в иностранной валюте или рублях в крупном размере. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает статью 193, закрепляющую уголовную ответственность за репатриацию денежных средств в крупном размере [3]. Крупным размером признается сумма, превышающая 9 млн рублей. В случае, если сумма допущенного нарушения менее 9 млн рублей, то за совершенные нарушения может наступать только административная ответственность.

Исследователи уже неоднократно высказывали мнение о необходимости либерализации ответственности за нарушения валютного законодательства в случае упрощения процедуры валютного контроля.

Эксперты и исследователи придерживаются позиции о том, что необходимо изменить составы административной и уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства. Прежде всего, отмечалась необходимость изменения количества административных правонарушений, а также изменить положения законодательства, в частности [6]:

  • разрешить зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более, чем на 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки на счет в зарубежном банке, при условии ее перевода на счет в уполномоченном банке в течение 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки в российских рублях на счет в зарубежном банке (от 10% в 2020 году до 100% в 2024 году);
  • установить мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока на 30 дней;
  • установить мораторий на штраф за непредставление отчетности о валютных операциях на 90 дней.

Высказывалась позиция об исключении состава уголовной ответственности за уклонение лиц от обязанности исполнения репатриации денежных средств в иностранной валюте или рублях.

Без всяких сомнений наличие такого валютного контроля оказывает значительное обременение российским предпринимателям. Но, не стоит забывать о том, что уровень незаконного вывоза капитала, теневой сектор экономики в России, значительно высок, поэтому ослабление контроля может привести к возникновению угроз финансовой и экономической безопасности государства.

Создается ситуация ограничения экономических интересов участников валютных отношений. Особенно это касается несвоевременности предоставления уведомления об открытии или закрытии валютного счета [9]. В свою очередь Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 1 предусматривает, что гражданские права могут быть ограничены только на основании действующего законодательства и только в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц [1]. Поэтому, фактически, мы сталкиваемся с коллизией права на свободу экономической деятельности, которая прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации [2].

Как правило, привлечение к ответственности возникает в случае нарушения валютного законодательства. Поэтому существует необходимость включения в основной законодательный акт страны в сфере валютного регулирования отдельных законодательных дополнений, в частности:

  • определение сущности валютного правонарушения;
  • закрепление конкретных составов правонарушения и определение соответствующих мер ответственности за их совершение;
  • дифференцировать ответственность за нарушения валютного законодательства в зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения, а также степени виновности правонарушителя;
  • предусмотреть наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Вопрос о разработке и принятии Валютного кодекса Российской Федерации уже длительный период времени является предметом обсуждения. Введение такого законодательного акта позволит не только эффективно регулировать валютные отношения, том числе, во внешней торговле, в обороте валютных операций [8, c. 88-92].

Рекомендуемые меры обеспечат реализацию ответственности за нарушения валютного законодательства.

Подводя итог, стоит отметить, что применяемые меры валютного контроля на сегодняшний день нарушают права граждан, предпринимателей в части осуществления незапрещенной экономической деятельности на территории Российского государства. Поэтому целесообразно не либерализовать валютный контроль, а скорректировать валютное законодательство совместно с нормами об ответственности за совершение валютных правонарушений. Это позволит привести частные интересы в соответствие с интересами государства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
  6. Дмитриева А. Валютный контроль: отменить или реформировать? (ГАРАНТ.РУ, 22 июля 2019 г.).
  7. Ледяйкина М.А. Ответственность за нарушение валютного законодательства. В сборнике: Эволюция российского права Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2019. С. 478-480.
  8. Паукова Н.И. Юридическая ответственность за нарушения валютного законодательства. В сборнике: Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию принятии Уголовного кодекса РФ. Воронежский экономико-правовой институт. 2016. С. 88-92.
  9. Степанченко, А. В. Валютные ограничения как способ государственного регулирования оборота иностранной валюты / А. В. Степанченко // Банковское право: проблемы теории и практики: Материалы круглого стола, 2017. С.22-23.
  10. Финансовое право: учебник [Электронный ресурс] / Отв. ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С.11.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail