gototopgototop

УДК 340.5

Институт обвинения по Французскому законодательству. Роль прокурора

Голенкова Кристина Олеговна – студент магистратуры по направлению «Адвокат в судебном процессе» Юридического института Сибирского федерального университета.

Научный руководитель Брестер Александр Александрович – кандидат юридических наук, доцент Сибирского федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы построения института обвинения в системе права Франции . Производится сравнительный анализ с Российским законодательством.

Ключевые слова: Прокурор, право, зарубежное право, институт обвинения, право Франции.

В современно уголовном процессе большую роль играет обвинение, как оно строится, как работает система обвинения, какими принципами руководствуется. В Российской Федерации институт прокуратуры устоялся очень много лет назад, но на практике он имеет множество пробелов, недочетов, которые существенно портят судебную систему и качество охраны общественных интересов. В этой связи особое значение имеет всестороннее осмысление многогранного зарубежного опыта в сфере устройства и функционирования прокуратуры, а так как Французская республика является родоначальницей института обвинения и многие страны взяли ее модель, и следуют ее примеру, сравнение французской модели обвинения с Российской поможет оптимизировать, улучшить, возможно реформировать Российскую систему обвинения.

Какой бы не была модель прокуратуры в любом случае ее цель всегда едина и она является защитой общества от любых посягательств и любых опасностей.

Французская республика является родоначальницей института обвинения, примеру этой модели последовали все другие страны, конечно же со своими изменениями, но сохранив свою уникальную суть, придерживаясь менталитета своей страны и правовой системы, в которой она сможет существовать в реальности

Во Франции в уголовном процессе обязательными участниками судебного производства являются: предполагаемый преступник , так как во Французской Республике так же действует презумпция невиновности и до вынесения приговора преступник является предполагаемым, никто не может обвинять субъекта без имеющихся доказательств, собранных в законной форме, и его адвокат, жертва преступления и ее адвокат, сотрудник обвинения, судья.

Судебное разбирательство во Франции является объединённым органом магистратов, ответственных за обеспечение и применение закона, за наказание виновных и оправдание невинных, она состоит из двух типов магистратов : судья, с одной стороны, прокуратура или «прокурор», с другой стороны. Как правило во Франции очень часто судьи становятся прокурорами и наоборот, это обосновывается тем, что профессии достаточно схожи, и магистраты получают одинаковую подготовку, то есть в отличии от Российской системы, в которой для получения статуса судьи нужно пройти одну подготовку, а для назначения на место прокурора другую, во Франции они проходят одинаковый путь, одинаковые экзамены, и занимаются схожей деятельностью, можно даже сказать, что претенденты попадают в так называемый резерв на должность «Защиты закона» из которого распределяются в судьи или прокуроры, что сильно отличается от российской модели, так как судья в России это независимый субъект, который относится к судебной власти, чего нельзя сказать о прокуроре. Но эти две профессии имеют одно главное различие: представители обвинения не могут выносить решений, за счет чего сохраняется состязательность в уголовном судопроизводстве. Это единство судебного корпуса вытекает из взаимопроникаемой функций судей и прокуроров. Прокурор может в любой момент своей карьеры стать судьей, и наоборот.

Деятельность обвинения во ФР регламентируются УПК Франции, кодексом судебной организации и ордонансом № 58-1270

На сегодняшний день прокуратура во Франции является единым, неделимым органом и согласно принципу неделимости прокуратуры, каждый из ее членов может заменить другого на любой стадии разбирательства, то есть деятельность прокурора не будет рассматриваться, как деятельность конкретного человека, а будет рассматриваться как деятельность прокуратуры в целом, так, если прокурор не может осуществлять свои полномочия по какой-либо причине, его может сменить коллега, причем для этого ему не нужно получать специального разрешения, но так же прокуратура Франции имеет свою иерархическую лестницу подчинения.

Магистрат обвинения состоит из: 1. Прокурора республики 2. Генераль Адвоката 3.Генераль прокурора. Все они являются государственными служащими, принадлежащими к судебной системе и наделенными представительством общества, особенно посредством осуществления публичных действий.

Прокурор республики – это должностное лицо, которое так же является магистратом «Паркета», так же представляет общественные интересы во всех судах судебной системы, но Прокурор республики это самоё низшее звено в иерархической лестницы системы французского обвинения, которое подчиняется генераль прокурору и министерству юстиции и свобод общества «ministre de la Justice et des Libertés», принцип подчиненности прокуроров министру юстиции отражается в их правовом статусе: на них не распространяются гарантии несменяемости, которыми пользуются судьи в соответствии со ст. 64 Конституции Франции. В связи с этим они теоретически могут быть смещены с должности министром юстиции или подвергнуты дисциплинарному взысканию, однако на практике такие решения принимаются крайне редко, так как они могут быть неправильно восприняты общественным мнением как вмешательство политической власти в деятельность судебных органов. Назначается прокурор республики указом Президента Республики по рекомендации Высшего судебного совета, в то время как генераль прокурор назначается назначаются Советом министров, но право вето президент сохраняет, прокурор республики обязан контролировать информацию, поступающую от полицейских служб, жандармерии, а также государственных служб и жалоб лиц, когда преступление совершено в пределах его юрисдикции. Он осуществляет и организовывает все действия, необходимые для расследования и судебного преследования лиц, совершивших уголовные преступления. С этой целью он руководит деятельностью судебной полиции. Он контролирует размещение и продление срока содержания под стражей и аресты. 

Основываясь на всем вышеизложенном мы видим, что институт обвинения Российской Федерации и Французской республики практически идентичны, но имеют свои различия, то есть теория о том, что заимствования имеются находит свое подтверждение. Не смотря на различную структуру организации цель института обвинения является единой, а именно : Защита государства, защита прав и свобод.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. М., 2006.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия. /Под ред. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л.-М. 1998.
  3. Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1390.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
  5. Новый уголовный кодекс Франции, Москва, 1993.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Франции. М. 1996.
  7. Конституции зарубежных государств. М.:БЕК. 1997.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail