gototopgototop

Проблемы правового регулирования социального предпринимательства в Российской Федерации

Аванесян Милена Аркадьевна – студент магистратуры факультета Экономики и права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Аннотация: Целью настоящего исследования является анализ проблем правового регулирования социального предпринимательства в Российской Федерации, а также определение путей их решения. Результаты данного исследования могут быть направлены на дальнейшее совершенствование законодательства по исследуемой теме.

Ключевые слова: Социальное предпринимательство, социальное предприятие, некоммерческая организация, общественно полезные цели, социальные проблемы, проблемы правового регулирования.

Федеральным законом от 26.07.2019 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие" закреплено понятие социального предпринимательства, под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 данного Федерального закона. Под последними подразумеваются условия, при соответствии которым субъект социального предпринимательства имеет право рассчитывать на государственную и муниципальную помощь.

Анализ законодательных изменений, внесенных указанным законом, выявляет ряд правовых проблем.

Как отмечает Московская А., в законе содержатся конкретные нормы, регулирующие долю занятых социально уязвимых работников или долю оплаты их трудовой деятельности в общем фонде заработной платы. В то же время нынешние пороговые «проценты» прописаны умозрительно, у них отсутствует доказательная база, они не основаны на исследованиях реальной практики и моделей социальных предприятий [2, с. 10-11]. Соответственно, целесообразно произвести исследования и скорректировать данные доли, если выявится необходимость в этом.

Закон не дает однозначного ответа на вопрос, могут ли быть отнесены к категории субъектов социального предпринимательства некоммерческие организации. При этом из заключения Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие») следует: «В ходе состоявшегося обсуждения представителями разработчика отмечено, что понятие «социальное предпринимательство» включает в себя в том числе деятельность СО НКО и вводится в том числе с целью создания условий для развития законодательства о НКО». Таким образом, законодатель относит к субъектам социального предпринимательства некоммерческие организации, но законодательные изменения вводит лишь для субъектов малого и среднего предпринимательства. Такой подход подвергнут критике в научной литературе, в частности, Нетесовой М.С. Она пишет: «Социальная направленность деятельности некоммерческих организаций больше соответствует цели социального предпринимательства – разрешению социальных проблем. Однако принятый Федеральный закон не действует в отношении некоммерческих организаций» [3, с. 3]. Решением этой проблемы, на наш взгляд, могло бы явиться внесение в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ изменений, уточняющих отнесение данных организаций к субъектам социального предпринимательства.

Следующая проблема заключается в том, что законодатель включает в понятие социального предпринимательства такие признаки, как направленность на достижение общественно полезных целей и способствование решению социальных проблем граждан и общества. При этом они в законе не раскрываются. На эту проблему также указала Общественная палата Российской Федерации в вышеназванном заключении. В этом заключении перечисляются виды общественно полезных целей: культурные, социальные, образовательные, научные, благотворительные, религиозные, политические и другие цели. Мы считаем, что данные виды следует закрепить законодательно. Что касается понятия социальной проблемы, то наиболее точно, на наш взгляд, оно раскрывается в трактовке Сувора А.Н. и Кузнецовой И.В. Данные авторы определяют ее в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная проблема раскрывается как понимание всех социальных явлений связанных с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. В узком смысле она представляет собой разрушение стабильных социальных связей [4, с. 1936].

Далее, среди категорий граждан, в отношении которых реализуется деятельность социальных предпринимателей, названы выпускники детских домов в возрасте до 23 лет. Однако вызывает вопросы данная возрастная граница, поскольку зачастую выпускники еще длительное время нуждаются в оказании им помощи по трудоустройству и социализации. В связи с этим возраст следовало бы существенно повысить. Кроме того, согласно действующему законодательству, все сиротские учреждения официально называются организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детские дома являются только одним из типов этих организаций. Такая формулировка может создать препятствия для оказания поддержки выпускникам иных организаций для детей-сирот [3, с. 118].

Также возникает вопрос, почему законодатель не учел предложение Общественной палаты Российской Федерации расширить такую социально уязвимую категорию населения, как одинокие и (или) многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, включая детей-инвалидов. Палатой было предложено включить в нее также представителей полных семей, воспитывающих детей–инвалидов, в которых единственным кормильцем в семье является один из родителей, а другой родитель, вынужденный отказаться от трудовой деятельности, осуществляет уход за ребенком, а также опекунов детей–инвалидов. Данная позиция представляется целесообразной.

Кроме того, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, к социально уязвимой категории населения следует относить:

  • молодежь, включая обучающихся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет;
  • лиц, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
  • граждан, уволенных с военной службы;
  • соотечественников, которые проживают на территории иностранных государств.

Расширение перечня в рамках обозначенной категории населения способствовало бы более эффективному применению законодательной новеллы, развитию института социального предпринимательства.

В число проблем правового регулирования социального предпринимательства исследователи также включают низкую информационную поддержку социального предпринимательства и нехватку квалифицированных кадров. Решение первой проблемы видится в организации освещения достижений социальных предприятий в СМИ, форумов и конкурсов в сфере их деятельности, институтов поддержки социального предпринимательства [1, с. 80]. Кадровые трудности возможно разрешить через организацию образовательных программ для социальных предприятий и их работников [3, с. 119].

Некоторые исследователи отмечают, что говорить о конкретных проблемах законотворчества в настоящее время сложно, ввиду отсутствия достаточной практики применения законодательства в указанной сфере [1, с. 80].

В связи с этим можно прийти к выводу, что круг проблем, очерченных по состоянию на сегодняшний день, не является исчерпывающим, и будет дополняться.

Таким образом, законодатель сделал большой шаг к упорядочению правового регулирования таких общественных отношений, как социальное предпринимательство. Однако анализ законодательной новеллы привел к выводу о наличии ряда проблем, которые требуют отдельного научного исследования и разрешения.

Список литературы

  1. Гюлджян А. Г. Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития // Молодой ученый. – 2019. – №37. – С. 79-81. – URL https://moluch.ru/archive/275/62385/
  2. Московская А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? // Мир социального предпринимательства. – 2019. – № 10. – С. 4-11.
  3. Нетесова М.С. О развитии законодательства в сфере социального предпринимательства // Научный журнал MODERN SCIENCE. – 2019. – № 9-2. – С. 115-120.
  4. Сувора А. Н. Основные социальные проблемы России и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1936–1940. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970714.htm.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail