gototopgototop

УДК 34

Взаимодействие Генеральной прокуратуры РФ с зарубежными партнёрами в рамках СНГ

Земский Егор Евгеньевич – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются основные направления взаимодействия международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ с зарубежными партнерами в рамках СНГ. Определены правовые основы такого взаимодействия. Показаны области и направления сотрудничества, а также задачи, которые решает прокуратура РФ, участвуя в международных организациях и ассоциациях.

Ключевые слова: Генеральная прокуратура РФ, международное сотрудничество, СНГ, направления взаимодействия.

В современном мире значительную роль играют процессы глобализации. Государства сближаются в различных сферах, в том числе в сфере борьбы с преступностью. С распадом СССР, изменением социального строя России, переходом от социалистической правовой системы к романо-германской была пересмотрена роль международного права в правовой системе государства. Современная Конституция РФ по-новому решает проблему соотношения правовой системы РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ: они являются составной частью правовой системы России. Все эти факторы показывают, что и современная прокуратура РФ занимает иное место, чем в СССР. Она стала полноценным субъектом международного сотрудничества.

На современном этапе развития государств преступность приобрела международный, транснациональный характер, поэтому актуальными становятся вопросы, связанные с организацией и развитием международного сотрудничества правоохранительных структур государств. Процессы глобализации затронули и правоохранительные органы России, в частности прокуратуру РФ. Например, ст. 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N2202-1 посвящена международному сотрудничеству. В июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации было создано специальное подразделение Генеральной прокуратуры РФ - Главное управление международно-правового сотрудничества, в компетенцию которого входит международное сотрудничество с различными международными субъектами. Позже в составе Главного управления международно-правового сотрудничества были созданы отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления) и отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии.

Эти и многие другие факторы показывают тренд на возрастание роли международного сотрудничества органов прокуратуры. В дальнейшем в связи с процессами интеграции государств, в особенности на постсоветском пространстве, тема международного сотрудничества прокуратуры с зарубежными партнерами с каждым годом будет приобретать все большую и большую актуальность.

Международное сотрудничество прокуратуры РФ с другими органами осуществляется только через аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации, если иной порядок прямо не установлен международными договорами и законодательством РФ.

Прокуратура реализует свои полномочия в пределах своей компетенции, при условии, что она должна быть признана уполномоченным органом путем принятия ФЗ или иным образом. Генеральная прокуратура осуществляет прямые связи с международными партнерами, то есть, не связана необходимостью обращения в иные государственные органы РФ или согласования с ними конкретных мероприятий в сфере международного сотрудничества. В то же время прокуратура вправе в рамках своей компетенции обращаться в иные государственные органы с предложениями о реализации международно-правовых полномочий (опосредованное взаимодействие).

Обратим внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ вправе представлять рекомендации о заключении международных договоров РФ по вопросам, отнесенным к ведению российской прокуратуры (ч. 1 ст. 8). Наряду с этим Генеральная прокуратура РФ может обращаться к другим государственным органам с предложением о совместной правотворческой деятельности в сфере международного сотрудничества [1].

Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых государств.

Генеральная прокуратура Российской Федерации придает первостепенное значение сфере международного сотрудничества, развитию взаимодействия с органами прокуратуры государств – участников СНГ.

7 декабря 1995 г. в г. Москве было принято решение о создании Координационного совета генеральных прокуроров государств (КСГП) – участников СНГ. Решением Совета глав государств о КСГП 25 января 2000 года ему придан статус межгосударственного органа СНГ. Решение подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина. Однако, в настоящее время Грузия вышла из состава СНГ и КСГП, а Украина и Туркменистан хотя и входят в состав СНГ, но в составе КСГП не состоят. Республика Узбекистан присоединилась 21.12.2016 к решениям Совета глав государств СНГ о КСГП от 25.01.2000 и 10.12.2010.

Членами Координационного совета являются генеральные прокуроры государств-участников СНГ, главы которых подписали Решение о КСГП.

Основные задачи Координационного совета:

  • согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств – участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью;
  • разработка предложений по сближению национального законодательства;
  • участие в развитии договорно-правовой базы СНГ.

Деятельность КСГП осуществляется по следующим основным направлениям:

  • организация взаимодействия прокуратур и межгосударственных органов СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности, правопорядка;
  • защита законных прав и интересов граждан;
  • контроль выполнения международных договоров и обмен информацией в сфере борьбы с преступностью;
  • выработка предложений по сближению законодательства государств СНГ и созданию общего правового пространства;
  • координирование совместных научных исследований по актуальным проблемам прокурорской деятельности и борьбы с преступностью; 
  • сотрудничество в подготовке прокурорско-следственных кадров и их техническом, информационно-методическом обеспечении [3].

КСГП работает в формате заседаний, участниками которых являются генеральные прокуроры стран-участниц данного совета.

Развитие такого сотрудничества прокуратур СНГ в рамках Координационного совета способствует развитию доверия и взаимопонимания между странами. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует Научно-методический центр КСГП. Координационным советом издается журнал "Прокурорская и следственная практика".

По нашему мнению, в данной организации большую роль играет Россия. В каком-то смысле эту организацию можно назвать группой государств, которые ориентированы на сближение своих правовых систем с Российской. Русский язык в качестве рабочего языка данной организации, отсутствие Украины и Грузии в данной организации, на главных постах данной организации представители Российской прокуратуры подтверждает данную позицию.

Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ соответствует мировым тенденциям в системах правоохранительных органов государств. Прокуратура РФ имеет большой международный авторитет, о чем говорит её участие в руководящих и рабочих органах ряда международных организаций.

Возможность обеспечения с помощью международного права и международного сотрудничества целостности мира позволяет создать во всем мировом сообществе определенный правопорядок. Как важнейшее государственное ведомство в системе правоохранительных органов Российской Федерации прокуратура не остается в стороне от указанных мировых тенденций. Она успешно решает задачи, которые можно разрешить эффективно только, сотрудничая с международными субъектами (например, борьба с транснациональной преступностью).

Также большое количество связей прокуратуры РФ помогает более эффективно осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод, а сотрудничество с различными зарубежными партнерами позволяет делиться позитивным опытом и значительно повысить эффективности органов прокуратуры.

Список литературы

  1. Жидких А. А. Участие Генеральной прокуратуры в правовом обеспечении международного сотрудничества // Грамота. - 2014. - № 10 (48): в 3-х ч. Ч. I.- C. 76-77.
  2. Карпетян С.А. Участие прокуратуры Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве //Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. -№ 1 (57). -2017. - С. 30-31.
  3. Координационный совет генеральных прокуроров. [Электронный ресурс]// Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств: URL:http://cis.minsk.by/page.php?id=13816 (дата посещения – 16.03.2020).
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.02.2020) [Электронный ресурс]//СПС КонсультантПлюс - URL:http// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата посещения – 16.03.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail