gototopgototop

УДК 340.11:32

Модель национальной безопасности Республики Казахстан

Мамонов Василий Владимирович – доктор юридических наук, доцент, сотрудник Академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

Базаров Ердан Тохтарович – сотрудник Академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, доктор PhD.

Аннотация: Статья подготовлена в рамках развития дискуссии о модели национальной безопасности Республики Казахстан, как объекта научного изучения. В отличие от существующих исследований, предложенная модель опирается на политико-правовые идеи, заложенные в Закон от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан». Для определения отличительных черт соответствующего концепта, термин «национальная безопасность», а также другие ключевые понятия, использованные при построении модели, сравниваются с теми же понятиями ранее действующего Закона от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Ключевые слова: Национальная безопасность, документы Системы государственного планирования, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, система обеспечения национальной безопасности.

Обретение Казахстаном независимости обусловило необходимость выработки собственной стратегии и тактики защиты национальных интересов в кардинально изменившихся экономических и общественно-политических условиях. Для определения их параметров, обеспечение национальной безопасности, как и любая сфера общественных отношений, опирается на научные знания.

Проблемы национальной безопасности изучаются многими науками: философией, экономикой, политологией, менеджментом и др.

Исходя из своего предмета, каждая наука характеризует различные свойства национальной безопасности. При этом насколько многогранна жизнь, настолько велико количество моделей национальной безопасности в попытке выразить ее сущность. Как следствие, многообразие различных «отраслевых» концепций приводит к дискуссии не только относительно системы основных понятий национальной безопасности, но и по поводу практической деятельности по ее обеспечению.

Вместе с тем национальная безопасность целостное явление, требующее единой точки опоры в подходах к познанию и преобразованию соответствующей сферы общественных отношений, с учетом ее мультипликативного характера.

В условиях разности точек зрения относительно построения модели национальной безопасности Республики Казахстан, в решении данной проблемы в качестве исходной точки приняты законодательные нормы.

Нормы закона отражают официально принятые взгляды и по сути являются результатом крупных теоретических обобщений в отдельных областях научных знаний.

Преимуществом использования законодательных норм служит также то, что они позволяют достаточно легко проследить логику современного концепта национальной безопасности, хотя и не претендуют на исчерпывающую полноту картины и могут отставать от достигнутого уровня развития общественных отношений. Данный недостаток успешно компенсируется знаниями других наук, которые после их апробации общественной практикой, также включаются в механизм правового регулирования, трансформируясь из определенных «умозаключений» в общеобязательные правила поведения.

В указанном контексте законодательные нормы выполняют не только, регулятивные и охранительные функции (социальное назначение права). Они являются «каркасом», к которому прирастают все существующие научные знания. Эти знания, собственно, и объясняют почему государство видит национальную безопасность именно такой, чем обусловлены соответствующие подходы, каковы исторические предпосылки к их возникновению, современное состояние и перспективы развития.

  1. Стратегические ориентиры модели национальной безопасности Республики Казахстан

В рамках законодательных норм, первая модель национальной безопасности Республики Казахстан была создана в 1998 году [1]. Данная модель характерна для этапа становления государственности и со временем претерпела изменения.

Вторая модель, отражающая современный уровень развития государства, увидела свет в 2012 году, в новой редакции Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» [2].

Сравнивая названные модели, прежде всего, необходимо обратить внимание на изменившейся стратегические установки в обеспечении национальной безопасности.

В настоящее время национальная безопасность определяется как «состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства» [2].

В отличие от прежнего аналогичного понятия, рассматриваемое определение дополнено указанием на то, что состояние защищенности национальных интересов, обеспечивает «динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства».

Тем самым, как установлено ранее проведенным исследованием, защищенность национальных интересов в целом, либо в отдельных отраслях государственного строительства, ориентирована, прежде всего, на полную и последовательную реализацию приоритетов и целей, предусмотренных документами Системы государственного планирования [3, с.61].

Документы Системы государственного планирования представляют собой целостную систему, где необходимость и правомерность разработки документов нижестоящего уровня вытекают из документов, стоящих на уровне выше, а разработка, реализация, мониторинг, оценка и контроль документов, стоящих на уровне выше, осуществляются на основе документов нижестоящих уровней [4].

На вершине иерархии документов Системы государственного планирования находится Стратегия развития государства. С 1997 по 2012 годы глобальное видение развития страны определялось Стратегией «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение безопасности всех казахстанцев» («Казахстан-2030») [5]. С 2012 года таким документом является Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» («Казахстан-2050») [6].

В общей проекции на сферу обеспечения национальной безопасности указанное означает, что с учетом изменения стратегических приоритетов и целей государственного строительства будет меняться и содержание деятельности государства по обеспечению национальной безопасности. 

В послании «Казахстан-2030» было определено, что «изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности». Национальная безопасность, как первый в числе долгосрочных приоритетов данного документа, предусматривала прежде всего обеспечение развития Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности [5].

В настоящее время Республика Казахстан перешла на новый уровень своего развития. Подводя итоги реализации «Казахстан-2030», ставя соответствующие современному этапу приоритеты и цели в «Казахстан -2050», Президент – Лидер Нации Н.А. Назарбаев отметил, что наше главное достижение – мы создали независимый Казахстан. Сегодня Казахстан – это сильное успешное государство. Согласно достигнутым результатам «сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста» [6].

Применительно к обеспечению национальной безопасности из указанного следует, что Республикой Казахстан в целом создана безопасная внутренняя и внешняя среда. Казахстан решил задачу обеспечения суверенитета и территориальной целостности и в дальнейшем должен сосредоточить усилия не только на защите, но и на активном продвижении национальных интересов.

Согласно действующей Стратегии развития государства, Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. При этом подчеркивается, что «среди развивающихся стран конкуренция за место в этом клубе будет ожесточенной. Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим» [6].

В отличие от «Казахстан-2030» в «Казахстан-2050» национальная безопасность не обозначена в качестве первого из приоритетов. В видении основных направлений Стратегии «Казахстан 2050» вопросы обеспечения безопасности занимают шестую позицию в формулировке «Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности» [6].

Тем самым акцент в политике безопасности Казахстана достаточно явно сместился на внешний контур, где обеспечение национальной безопасности, не теряя своей актуальности, выступает в роли неотъемлемого элемента развития всех сфер государственного строительства в векторе конкурентного противоборства с другими развивающимися странами.

Из изложенного последовательно вытекают следующие выводы:

  • национальная безопасность есть не перманентное состояние «отсутствия угроз» национальным интересам Республики Казахстан; это категория, отражающая развитие государства с четкими целевыми установками, выстроенными в определенной иерархии;
  • через документы Системы государственного планирования (государственные программы, планы и др.) обеспечение национальной безопасности органически встраивается во все сферы общественных отношений;
  • срыв реализации какого-либо из плановых и программных документов Системы государственного планирования в той или иной мере отдаляет Казахстан от достижения стратегической цели развития – вхождения страны в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира;
  • не достижение стратегической цели развития представляет собой главную непреходящую потенциальную угрозу существованию Республики Казахстан как суверенного государства, поскольку другие развивающиеся страны, заняв соответствующую позицию, получат возможность прямо или опосредованно подчинять политику государства Казахстан своим национальным интересам.
  1. Характеристика основных элементов модели национальной безопасности Республики Казахстан

В соответствии с приведенным выше законодательным определением, национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз [2].

Таким образом, анализ понятия «национальная безопасность» изначально предполагает характеристику двух ключевых элементов, раскрывающих содержание данного термина – национальные интересы и угрозы.

Под национальными интересами Республики Казахстан понимается совокупность законодательно признанных политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя [2].

Из данного определения следует, что национальные интересы приставляют собой потребности страны, нашедшие отражение в законодательстве.

Такой подход исключает выдвижение в качестве «национальных» любых других интересов (личных, групповых и т.п.), которые не соответствуют модели казахстанской государственности, нашедшей закрепление в Конституции и законодательных актах, чем бы они не мотивировались.

В правовом поле указанное делает незаконными любые действия по реформированию государства и общества, если они осуществляются вне установленных законодательными актами процедур.

Еще одним важным аспектом является то, что «законодательное признание» соответствующих потребностей, обеспечивает связь закона с иными законодательными актами, затрагивающими вопросы обеспечения национальной безопасности. То есть, положения Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» в рамках установления национальных интересов, являются основными, но не исчерпывающими. В частности, законом предусмотрено, что национальные интересы Республики Казахстан могут дополняться законодательными актами и детализироваться документами Системы государственного планирования Республики Казахстан [2].

В свою очередь, угрозами национальной безопасности является совокупность внешних и внутренних факторов (процессов и явлений), препятствующих или могущих препятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан [2].

Понятие «угрозы национальной безопасности» в сравнении с прежней законодательной редакцией содержит указанием на то, что относящиеся к данным угрозам факторы (процессы и явления) могут быть внешними и внутренними.

Это означает, что одни и те же угрозы могут формироваться как вне, так и на территории Республики Казахстан.

Изложенный подход, повлиял не только на формирование перечня угроз, но и на видовую классификацию национальной безопасности.

В частности, из видов национальной безопасности, которые были обозначены в прежней редакции закона [1], были исключены «внешняя безопасность» и связанная с ней «безопасность государственных институтов».

Обе названные категории теперь охватываются новым законодательным понятием «политическая безопасность» [2]. В то же время, и «внешняя безопасность» и «безопасность государственных институтов» по-прежнему характеризуют основную составляющую родового объекта наиболее опасных противоправных посягательств на «государственные интересы» в рамках главы «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства» Уголовного кодекса Республики Казахстан (например, государственная измена, шпионаж) [7].

Таким образом, выбор терминологии как в Законе «О национальной безопасности Республики Казахстан», так и в его проекции на Уголовный кодекс следует признать сбалансированным и адекватным складывающейся обстановке.

Далее, раскрывая семантические связи между национальными интересами и угрозами необходимо отметить, что в рамках законодательного определения, национальная безопасность есть «состояние защищенности национальных интересов от реальных и потенциальных угроз» [2]. Как следует из выводов, сделанных по результатам ранее проведенного в статье анализа стратегических ориентиров модели национальной безопасности Республики Казахстан, такое «состояние» определяется документами Системы государственного планирования. Из этого вытекает другой вывод: национальная безопасность представляет собой результат государственной политики в соответствующей сфере, который должен иметь конкретные (измеримые) количественные и качественные показатели [3, с.61].

Априори, национальная безопасность как в роли результата на уровне стратегического целеполагания, так и в отдельных сферах общественных отношений (включая конкретные временные отрезки) достигается не сама по себе, а посредством функционирования системы обеспечения национальной безопасности. При этом мониторинг, анализ, оценка и прогнозирование влияния угроз на национальные интересы, в рамках разработки и реализации документов Системы государственного планирования, непосредственно определяют структурно-функциональное содержание системы обеспечения национальной безопасности на текущей период и ее перспективы в будущем.

Таким образом, даже при отсутствии своего упоминания в законодательном определении «национальная безопасность», система обеспечения национальной безопасности, наряду с национальными интересами и угрозами, выступает в качестве неотъемлемого элемента модели национальной безопасности Республики Казахстан. Об этом, в частности, свидетельствуют положения главы 2 «Система обеспечения национальной безопасности и ее основные функции» Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан», которая охватывает 2/3 регуляторных и охранительных норм данного закона [2].

Под системой обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан понимается совокупность правовых, организационных, экономических, технических и иных мер, реализуемых субъектами национальной безопасности, в рамках государственной политики в области национальной безопасности [2].

С точки зрения глобального видения, развитие мер обеспечения национальной безопасности подчинено лишь одному нормативному требованию – «Республика Казахстан обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами [2].

В свою очередь, субъективный состав системы обеспечения национальной безопасности, осуществляющий соответствующие меры, также подлежит постоянной модернизации.

 Одной из главных новаций действующей редакции Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» [2] явилось закрепление полномочий государственных органов в области обеспечения национальной безопасности.

Установление сфер ответственности государственных органов, включая отраслевые (министерства и ведомства), позволяет исключить распространенное ранее восприятие обеспечения национальной безопасности как деятельности только Сил обеспечения национальной безопасности (спецслужб, Вооруженных Сил, правоохранительных органов) или же в еще более зауженной трактовке – органов национальной безопасности.

Одновременно получили развитие координационные механизмы совместной работы государственных органов по защите национальных интересов, предусматривающие возможность создания межведомственных комиссий, советов или штабов по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения.

С учетом проводимых реформ, в настоящее время, на вершине механизма, обеспечивающего согласованность действий государственного аппарата, находится конституционный орган – Совет Безопасности Республики Казахстан. Данный орган координирует проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и национальных интересов Казахстана на международной арене[8].

В целом, обобщение основных выводов настоящей статьи позволяют представить современную модель национальной безопасности Республики Казахстан следующим рисунком:

1

Рисунок 1. Модель национальной безопасности Республики Казахстан.

Модель национальной безопасности Республики Казахстан отражает новые подходы к защите интересов личности, общества и государства, сохраняя при этом преемственность ранее сложившихся и проверенных временем идей. Она направлена на системное решение крупных общегосударственных задач при активном участии всех наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, организаций и граждан. Указанное, на наш взгляд, должно предопределять стратегический вектор исследований в различных областях научных знаний, посвященных данной проблематике.

Список литературы

  1. Закон Республика Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» (утратил силу) // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/dock/Z980000233 (дата обращения 21.03.2020).
  2. Закон Республика Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/dock/Z1200000527 (дата обращения 21.03.2020).
  3. Мамонов В.В. Комментарий к законодательному определению понятия «транспортная безопасность»//Вестник КазНУ. Серия юридическая. –2014. №3(71). С.60-64.
  4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан// ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000790 (дата обращения 20.03.2020).
  5. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»// ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K970002030 (дата обращения 19.03.2020).
  6. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (г. Астана, 14 декабря 2012 год) // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения 26.03.2020).
  7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения 26.03.2020).
  8. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «О Совете Безопасности Республики Казахстан» // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/dock/Z180000178 (дата обращения 26.03.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail