Методы и средства формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Шаброва Елена Сергеевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Физической культуры и спорта Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Выделено определение безопасности жизнедеятельности, её цель и основные задачи. Дано определение культуры безопасности жизнедеятельности, а также выявлена её главная цель. Изучены действия на индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности. Перечислены социальные процессы культуры безопасности жизнедеятельности. Кроме того, выявлены формы воплощения культуры безопасности в педагогическом процессе.

Ключевые слова: Безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности, угрозы, защита, среда обитания.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) представляет собой науку о благоприятном и безопасном взаимодействии человека с различными сферами и областями деятельности. Данная наука изучает потенциальные и действительно существующие угрозы, которые представляют опасность для человека, а также рассматривает способы защиты от них в любых условиях [1].

Цель изучения БЖД заключается, прежде всего, в разработке и распространении знаний и навыков, которые ориентированы на защиту здоровья и безопасность людей от различных внешних факторов и причин.

Безопасность жизнедеятельности обладает также рядом некоторых задач, основными из которых являются следующие:

  • идентификация угроз, распознание и анализ негативных влияний со стороны среды обитания;
  • предупреждение воздействия определенных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и угрожающих факторов;
  • формирование благоприятного состояния среды обитания [3].

Безопасность жизнедеятельности обладает собственной культурой, которая представляет собой конкретный уровень развития человека и общества, который определяется значимостью задач обеспечения безопасности в системе ценностей, распространенностью стереотипов о безопасном поведении в привычной жизни и чрезвычайных ситуациях, а также степенью защиты от потенциальной угрозы.

Целью культуры БЖД является собственно безопасность, состояние которой достигается посредством комплексного объединения материально-технических, экономических, гражданско-правовых и прочих аспектов жизнедеятельности человека.

Стоит отметь, что культура безопасности жизнедеятельности является составляющей частью общей культуры. Тем самым, фундаментальные свойства общей культуры как нечто целостного в определенной мере присущи и его части – культуре БЖД. Культура безопасности жизнедеятельности состоит из предметных результатов деятельности человека и реализуемых в ходе их функционирования знаний, умений и навыков, а также уровней развития, способов и форм общения [2]. Культура БЖД включает в себя мировоззренческие идеи, различного рода ценности, интеллектуальный опыт разрешения разнообразных проблем, опыт безопасного общения среди людей при их совместном выживании и др.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности происходят следующие действия:

  1. Привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей.
  2. Сохранение и сбережение окружающей природной среды.
  3. Развитие существующего понимания глобального характера негативных изменений в мире, имеющих связь с антропогенной деятельностью.
  4. Установление мировоззрения, где значимость разрешения проблем экологии, а также проблем противодействия терроризму и экстремистской деятельности будет в приоритете.
  5. Мотивирование безопасной деятельности и благоприятных условий для жизнедеятельности.
  6. Совершенствование врожденных и разработка жизненно важных способностей, которые обеспечивают возможность надежного предупреждения и защиты от различных внешних и внутренних угроз и опасностей.
  7. Привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех областях и сферах деятельности.
  8. Соблюдение правил безопасного поведения в различных условиях и ситуациях [4].

Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой способности индивида и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться установленных социальных норм и правил поведения при учёте имеющихся перспектив их развития, соблюдение которых предоставляет защищенность жизненно необходимых интересов на доступном уровне от потенциальных угроз.

Культура безопасности жизнедеятельности, являясь составляющей частью образования, состоит из знаний, способов деятельности, навыков, способностей, норм и правил, главная функция которых заключается в разработке и развитии готовности к профилактике и минимизации вредных и угрожающих факторов.

Будучи компонентом общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности содержит многочисленные явления и процессы социального характера. Основными из них являются следующие:

  1. Материальные продукты человеческой деятельности, специальное предназначение которых направлено на профилактику травм, болезней, причинения человеку и обществу ущерба, вреда. Главная функция данных продуктов заключается в профилактике и преодолении негативного воздействия на человека опасных факторов жизнедеятельности.
  2. Социальные институты, основной задачей которых является обеспечение безопасности человека и общества. К данным институтам относятся: пожарная охрана, подразделения МЧС, аварийная газовая служба и др.;
  3. Формы организации жизнедеятельности людей, их взаимоотношения, задача которых состоит в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности.
  4. Личностное воплощение культуры безопасности в жизнедеятельности профессиональных специалистов, членов общественных организаций.
  5. Отрасли научного знания, которые обобщают и исследуют законы безопасной жизнедеятельности человека и общества, а также знания, которые фиксируют основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Результаты научного изучения правил и закономерностей безопасности человека и общества фиксируются посредством знаков, символов, графики, текста и др.

Для разработки методических основ формирования культуры БЖД необходимо выявить объекты, у которых необходимо создать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны являться её непосредственными носителями. Кроме того, необходимо определить методы воздействия на данные объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

При помощи методов и средств воздействия на формирование культуры БЖД необходимо не только повысить уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности, но и поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое и патриотическое воспитание, что предоставит возможность ограничить число потенциальных опасностей.

Высший уровень формирования культуры БЖД представлен обществом и государством, а системообразующий фактор обеспечения безопасности представляется в качестве социальных и государственных ценностей и приоритетов.

Стоит указать, что полноте и системности содержания воспитания культуры БЖД способствуют непосредственно полнота и системность форм воплощения культуры безопасности в педагогическом процессе. К данным формам воплощения относятся следующие:

  • присвоение обучающимся культуры безопасности, воплощенной в различных формах (знаковой, символической, образной), а также в материальной культуре, общении, социальных отношениях и т.д.;
  • присвоение культуры безопасности, которая раскрывается в структурных компонентах культуры как духовной деятельности: науке, искусстве, спорте, религии и др.;
  • включенность в содержание воспитания содержательных компонентов культуры безопасности как духовной жизни общества: знаний, ценностей, правил и норм, традиций и обычаев.

Для формирования культуры БЖД у обучающихся требуется проведение существенной научной работы с целью выявления закономерностей и принципов, а также понятийного аппарата научной области в сочетании с разработкой модели, концепций, содержания и методов, при которых данный процесс будет являться наиболее эффективным. Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности является составляющей частью общей культуры и включает в себя многочисленные принципы и методы своего формирования. Культура БЖД обеспечивает полноценное осведомление людей о необходимых действиях для обеспечения безопасности себя и общества.

Список литературы

  1. Аюбов Э.Н., Новиков О.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения: основные аспекты и перспективы / Э.Н. Аюбов, О.Н. Новиков. – Технологии гражданской безопасности. – 2016. – С. 44-45.
  2. Ваулин В.И. Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности / В.И. Ваулин. – Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – С. 39-42.
  3. Попова Г.А., Кошкина Н.А. К методике преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в ВУЗе / Г.А. Попова, Н.А. Кошкина. – Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – С. 56-58.
  4. Пушина Л.Ю., Тихановская Л.Б., Найденова С.В. Потребность в безопасности как фактор формирования культуры безопасности жизнедеятельности / Л.Ю. Пушина, Л.Б. Тихановская, С.В. Найденова. – Современные проблемы гражданской защиты. – 2019. – С. 76-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими: