УДК 378

Опыт подготовки инженеров для международных технологических проектов

Емельянова Ольга Петровна – преподаватель Казанского национального исследовательского технологического университета.

Журавлева Марина Васильевна – доктор педагогических наук, доцент Казанского национального исследовательского технологического университета.

Аннотация: В статье описаны реализация эффективной многуровневой подготовки инженеров для международных технологических проектов.

Ключевые слова: Подготовка инженеров, международное сотрудничество, личностно-профессиональные ресурсы.

Темпы конкурентного научно-технологического роста нефтегазового комплекса стимулируют международную интеграцию в промышленности, эффективной формой которой являются совместные проекты. Их реализация предполагает передачу технологий, обмен знаниями, рисками, ресурсами для решения технологических задач, которые экономически целесообразно решать сообща. Основными направлениями международного технологического сотрудничества выступают технико-технологическое, сырьевое, научно-проектное, эколого-сберегающее и кадровое. Необходимость решения разноплановых задач в условиях международного технологического партнерства повышает требования к инженерам и их деятельности. В их числе мотивация к профессиональному развитию и конкурентоспособности, владение уникальными технологиями международных интегрированных корпораций, способность к полифункциональной деятельности в условиях международной профессиональной мобильности, готовность к освоению новых профессий, коммуникация в интернациональной иноязычной команде, лидерские качества, готовность к управлению в конкурентном бизнес-сотрудничестве

Подготовка инженеров к усложняющимся условиям труда с участием международных партнеров требует:

  • организации поэтапного образовательного процесса в системе «школа-вуз»;
  • повышения степени ориентированности обучения на передовые мировые достижения, в направлении которых осуществляется совместная работа;
  • высокого уровня вариативности учебно-воспитательного процесса, обеспечиваемого дисциплинарной модульностью, которая позволит осваивать инновации в условиях реальной научной и технологической международной деятельности;
  • совершенствования форм и условий развития личностно-профессиональных ресурсов.

Решение задачи организации эффективной подготовки будущих инженеров к участию в международных проектах нефтегазового комплекса актуально для всех вузов, реализующих профильное обучение. В числе ведущих вузов России это: ФГБОУ ВО РГУ нефти и газа им. Губкина,ФГБОУ ВО РХТУ им.Д. Менделеева, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ФГБОУ ВО национальный исследовательский «Томский политехнический университет», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Из зарубежных вузов, осуществляющих международное сотрудничество с российскими в этом направлении, можно отметить Софийский университет химической технрлогии и металлургии (Болгария), Университет Аристотеля (Греция), Датский технический университет, Университет прикладных наук Мерзебурга (Германия),Университет Ньюкасла (Великобритания), Университет Пердью (США), Ляонинский технологический университет (Китай).

Изучение практики российских и зарубежных организаций высшего образования инженерного профиля показал, что создание условий подготовки инженеров к реализации международных технологических проектов вузами актуально на всех уровнях высшего образования, а также в процессе довузовской подготовки абитуриентов. Однако, применяемые формы и методы не всегда имеют системный характер и не позволяют обеспечить вызовы нефтегазового комплекса. Для устранения этого недостатка в числе положительных практик можно отметить – активизацию взаимодействия вузов с международно-интегрированными компаниями, а также проявление самостоятельной инициативы промышленными отраслевыми лидерами.

С участием ведущих нефтегазовых корпораций России осуществляется довузовская инженерная подготовка в форме специализированных классов, которые функционируют в средних школах, лицеях при непосредственной поддержке и базе технических средних профессиональных образовательных учреждений и высших образовательных учреждений. В специализированных «Газпром-классах» школьники определяют свой профессиональный выбор, быстрее адаптируются, интегрируются в корпоративную культуру [2]. С этой же целью в «Роснефть-классах» реализуются углубленные занятия по математике, химии и физике, ознакомительные лекции, тематические классные часы в корпоративном музее, адаптационные тренинги «Ступени к успеху», «Искусство презентаций и публичных выступлений», «ЕГЭ-антистресс» [3]. ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет" (КНИТУ) реализует двухгодичную программу для одаренных школьников при участии датской корпорации «Хальдор Топсе». Совместно с Европейской сетевой ассоциацией по химии (ECTNA) проводит международное тестирование по химии «EchemTest»[1].

Для обеспечения инновационного содержания подготовки и практики будущих инженеров с учетом передовых мировых разработок на вузовском этапе актуально развитие международной полипартнерской образовательной среды в вузе. Причем, для ее создания вузы устанавливают взаимодействие не только с зарубежными вузами и корпорациями, но и с ведущими научными и промышленными организациями, участвующими в отраслевой международной интеграции. Наличие широкого спектра партнеров у вуза позволяет оперативно обмениваться информацией для обеспечения новейшего содержания подготовки, организовывать стажировочные и практические модули в условиях реальных международных технологических партнерств, обеспечивать возможность личностно-профессионального развития при многофункциональном взаимодействии с представителями научной и производственной сфер деятельности.

Эффективными способами повышения инновационной технологической ориентированности образовательного процесса и образовательных программ в соответствии с передовым международным опытом являются самостоятельно реализуемые инновационные программы, совместные программы и модули, стажировки и практики студентов в международных научных и технологических коллективах. Для реализации этих задач вузы развивают практику модульного построения учебного процесса.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина и тд. РГУ реализует международные совместные образовательные программы "Технологии освоения морских нефтегазовых месторождений" (Университет Ставангера, Норвегия), "Международный менеджмент ресурсов и экология"( Технический университет – Фрайберская горная академия, Фрайберг, Германия) "Нефтегазовая логистика" Университет Молде, Норвегия Томский политехнически университет «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», Университет Heriot-Watt, г. Эдинбург, Великобритания,

ФГБОУ ВО «КНИТУ» реализует стажировку в Софийском университете химической технологии и металлургии (Болгария) по программе «Инженерия бережливых процессов нефтегазохимических комплексов», также реализуется программа для бакалавров «Инновационные технологии международных нефтегазовых корпораций» с тесным взаимодействием ведущих нефтегазовых компаний ПАО «Газпром»,ПАО «Лукойл»,ПАО «Татнефть» и совместно с Европейской сетевой ассоциации по химии (ECTNA). В рамках стажировки студентов КНИТУ в Софийском университете химической технологии и металлургии (Болгария) была реализована производственная практика (5 недель) в нее входила: изучение инструментально-приборной базы, экспериментально-аналитическая работа на оборудовании. Также было осуществлено освоение учебно-профессионального модуля «Современные катлитические системы» (5 недель).

 Развитие личностно-профессиональных ресурсов будущих инженеров является необходимым условием будущей продуктивной деятельности в международных коллективах. В числе ресурсов, в первую очередь, профессионально важные качества и свойства личности [4]. Их развитие обеспечивается как в ходе образовательного процесса, так и самообразования. В учебные планы вузов с этой целью включены такие дисциплины как «Инженерная деятельность в современном нефтегазохимическом комплексе» (магистратура, ФГБОУ ВО «КНИТУ»), «Лидерство, коммуникационные навыки и командообразование (магистратура, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университе имени Петра Великого) курс «Инженерное лидерство(бакалавриат, Массачусетский технологический институт)

В качестве самообразования студенты активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, коучинг-сессиях от ведущих международных лидеров. Так, ПАО «Газпром» проводит конкурс научно-исследовательских проектов «Ступени», ПАО «Лукойл» проект «компетенции», ПАО «СИБУР Холдинг» - инженерный чемпионат «CASE-IN» для студентов, Schlumberger -карьерный онлайн-курс для девушек.

Таким образом, с развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса вузы совместно с партнерами развивают системную работу по совершенствованию образовательного процесса с целью формирования готовности будущих инженеров к эффективной деятельности в изменившихся условиях глобального рынка. Проанализированные практики подготовки инженеров к участию в международных технологических проектах доказали свою состоятельность в обеспечении повышения конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда.

Список литературы

  1. Журавлева М.В., Овсиенко Л.В., Башкирцева Н.Ю., Ибрашева Л.Р., Емельянова О.П. Довузовская инженерная подготовка // Высшее образование в России. 2018. № (1). С. 54-60.
  2. ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – М., 2020. – Режим доступа: http:// gazprom.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 28.03.2020).
  3. ПАО «Роснефть» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – М., 2020. – Режим доступа: http:// rosneft.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 22.03.2020).
  4. Ульянова О.В. «Междисциплинарность как основополагающий принцип формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов// Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. –№4(8). – С.67.

Интересная статья? Поделись ей с другими: