gototopgototop

УДК 37.013

Теоретические основы формирования толерантного поведения обучающихся

Еременко Ульяна Васильевна – магистрант Сургутского государственного педагогического университета.

Говорухина Алена Анатольевна – доктор биологических наук, доцент, зав. кафедры Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета.

Орлов Михаил Сергеевич – магистрант Сургутского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье освещается актуальная на сегодняшний день проблема толерантного поведения. Анализ научной литературы позволил выделить принципы и этапы формирования толерантного поведения. Также определяется дефиниция толерантности.

Ключевые слова: Толерантность, толерантное поведение, формирование толерантного поведения, обучающиеся.

Сегодня в России происходят не малые изменения почти во всех сферах жизни таких как: экономической, политической, а также духовной, что приводит к социальной напряженности и разногласиям. К более детальному изучению проблемы воспитания у молодого поколения толерантности привели национальные конфликты, социальные конфликты сегодня в России, ксенофобия, различные формы дискриминации, а также экстремизм, так как именно толерантность на современном этапе должна выступать моральным, духовным, а также этическим фактором укрепления и развития сплоченности молодого поколения [3].

Научная литература настолько широка, что в ней достаточно определений слова «Толерантность». Толерантность в научной литературе рассматри­вается как признание равенства и уважение, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от доминирования и насилия, отказ от сведения данного многообразия к единообразию, а также преобладанию какой-либо одной точки зрения, все это было рассмотрено благодаря анализу Хугаевой Ф.В. [8]. В своем исследовании Н.Л. Кобесашвили пришел к такому выводу, что толерантность характеризуется как целенаправленное намерение принять с уважением иную точку зрения, другую личность, признавая при этом ее право на свои ценности, образ жизни, а также формируется в межкультурном общении, благодаря которому происходит воспитание чувства уважения к другим народам, ценностям, их традициям, осознание непохожести и принятие всего этнокультурного многообразия мира в общем его виде [5].

В статье «Этническая толерантность», которая принадлежит Баранову С.Т указаны такие черты толерантной личности, как [1]:

  • снисходительность;
  • расположенность к другим людям;
  • терпение;
  • доверие;
  • чуткость;
  • альтруизм;
  • умение владеть собой;
  • терпимость к различиям (примером может послужить, национальные, а также религиозные различия);
  • доброжелательность;
  • гуманизм;
  • умение не осуждать других;
  • умение слушать собеседника;
  • способность к сопереживанию;
  • любознательность [1].

Опираясь на мнение автора книги «Этнопедагогика» Г.Н. Волкова, толерантность выступает одним из гарантов общественной стабильности на современном этапе развития обществе в целом. На начальных стадиях формирование толерантности, как нравственного качества, закладывается с детства в кругу семьи, а также в образовательных организациях. Одной из главной цели воспитания толерантности выступает формирование у молодежи потребности и полной готовности к компромиссному взаимодействию с людьми и группами людей вне зависимости от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, интересов, взглядов, стилей мышления, мировоззрения, а также поведения [2].

Многие психологи сегодня уже досконально изучили проблемы толерантности, один из них это А.Г. Асмолов, благодаря его взглядам были написаны основные принципы формирования толерантности такие, как [7]:

  • Уметь принуждать себя, не принуждая при этом других людей. Принуждение, а также страх извне не помогают формированию терпимости, а вот в качестве воспитательного фактора на определенном этапе дисциплинируют людей;
  • Полный отказ от насильственных действий как недопустимого средства ознакомления человека с какой-либо идеей. Выбор должен быть добровольный, а также акцент на искренности убеждений;
  • Толерантность выступает в качестве существенно примера «законопослушания». Важнейший фактор общественного развития это подчинение законам, а не воле большинства либо одной личности;
  • Принять другого человека, отличающегося по разным признакам таким как: расовым, национальным, религиозным, а также культурным. Взаимоотношения формируются опираясь на «золотое» правило: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [7].

Благодаря основным взглядам Добромысловой К.С. формирование толерантности делится на 4 этапа такие, как [7]:

  • формирование убеждений. Если следовать данном этапу, то знания должны перейти в убеждения, это значит, что «твердые, основанные на определенных принципах, а также мировоззрении» взгляды, служащие руководством в жизни человека;
  • формирование знаний, а также понятий. Указанный этап наполнен идеями толерантности: знакомство учащихся с понятием толерантности, с ситуациями проявления сдержанности, терпимости, а также уступчивости. Учащиеся производят различные модели житейских ситуаций, а также находят основные пути решения конфликтов, которые возникают в результате воспроизведения модели, и все это воплощается под чутким руководством педагога;
  • формирование толерантного поведения. На указанном этапе проявляется толерантное отношения человека к человеку, а также способность контролировать собственное поведение;
  • формирование своих чувств. Педагоги достигнут верного, а также быстрого восприятия нужных норм и правил только когда будут обостряться чувства и они будут опираться на них [4].

Существуют и другие мнения по поводу формированию толерантно личности, например Янкина Н.В. считает, что формирование толерантной личности представляет собой целенаправленный процесс по привитию уважения и понимания особенности других народов, многообразия их культур и всевозможных исторических особенностей и систематическое обучение отказу от насилия [9].

Таким образом, толерантность как нравственное качество нельзя назвать врожденным. Все необходимые нравственно-ценностные установки формируются на этапах развития личности. Благодаря семье, учреждениям образования, культуры, досуга, а также институты воспитания признаны реализовывать поставленную выше цель. По мнению Кукушкина В. С. причинами несформированности толерантности у школьников могут выступать социально-экономические проблемы как в семье так и в обществе, а также природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям. Автор считает, что устранить данные причины невозможно, однако необходимо их «затмить» посредством воспитания сопереживания, умения общаться и находить компромиссы из различных конфликтных ситуаций, быть милосерднее к различным нациям, а также проявлять заинтересованность и уважительность к другим народам, путем музейной педагогики, развитием способности жить в мире разных людей и идей [6].

Список литературы

  1. Баранов C.Т. Этническая толерантность // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 3. – Ставрополь, 2006. 168 с.
  2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. 2-е изд., испр., доп. М. : Академия, 2000. 168 с.
  3. Воротилкина И. М., К проблеме воспитания толерантности в молодежной среде / Воротилкина И.М., Луценко Е.Л. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. -№4. –С. 265-271.
  4. Добросмыслова К.С. Этническая толерантность как вид социальной толерантности, проблема ее формирования // Мат-лы II Всерос. студ. науч.-практ. конф. / Нижнетаг. гос. соц.-пед. акад. – Нижний Тагил, 2010. – С.23–25.
  5. Кобесашвили Н.Л. Некоторые аспекты исследования процесса формирования толерантной личности в студенческой среде / Н.Л. Кобесашвили // Сборник научных трудов Северо-Осетинского отделения Академии наук высшей школы РФ. – Владикавказ. 2008. – № 6. – С. 98-104.
  6. Кукушкин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002. 405 с.
  7. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г.Асмолов. –М.: Смысл, 2000. -255 с.
  8. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе / Ф.В. Хугаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2014. №1. –С.72.
  9. Янкина Н.В. Межкультурная толерантности как компонент межкультурной коммуникации / Н.В. Янкина // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. -2006. -№1. –С. 20-25.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail