gototopgototop

Формирование готовности воспитателей детских садов к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Воронова Валентина Викторовна – психолог в сфере инклюзивного образования МДОУ д/с №67 г.Белгород.

Аннотация: Статья посвящена анализу фактической готовности и разработка программы научно методического применения психолого-педагогической помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Были использованы аксиологический подход, компетентностный подход в педагогическом образовании, концепция инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, анкета: «Определение готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ».

Ключевые слова: Расстройства аутистического спектра, воспитатель ДОУ, когнитивная готовность, психологическая (личностная) готовность, профессиональная готовность, операционально-деятельностная готовность.

В настоящее время количество людей с диагнозом расстройства аутистического спектра неуклонно растет.

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 миллионов человек. По данным всемирной организации здравоохранения, средний прирост детского населения с этим диагнозом за последние семь лет составляет более 13% в год.

В плане роста числа людей с аутизмом Россия не является исключением. Согласно публичным данным, в 2014 году в нашем государстве было зафиксировано 13 897 человек с этим расстройством, в 2018-м их насчитывалось уже более 31 415. а

Мировое сообщество уже признало, что порядка 1% всей популяции детей и, как следствие, популяции взрослых — это люди с различными формами аутизма. Минздрав Российской Федерации в своих письмах подтверждает этот факт.

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), - это пожизненное нарушение психического развития. Основные симптомы аутизма наиболее ярко проявляются, когда возраст ребенка составляет около двух лет и затрагивают следующие сферы: проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации (дети с расстройством аутистического спектра разительно отстают в формировании речевых функций от своих сверстников, многие не способны вести разговор совсем); приступы агрессии (разочарование или неудача могут спровоцировать у таких детей вспышку гнева или агрессии); эмоциональный контакт с людьми, в том числе и с родителями затруднен или полностью отсутствует (не стремятся глядеть в глаза другим людям, не улыбаются, не просятся на руки к родителям); стереотипность поведения (склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени); затруднения в социальной сфере (не получается завязать дружеские отношения, так как не могут понять различных эмоциональных состояний собеседника и нарушены речевые функции, не получается вести совместных игр, потому что не вникают и не понимают, что в игре есть правила).

На сегодняшний день в лечении аутизма фармакология совершенно бессильна, какого-либо чудодейственного лекарства не существует. Помочь таким детям можно только педагогическими методами. В этих целях разработаны и постоянно совершенствуются разнообразные научно обоснованные методики. На данный момент наибольшую эффективность показали методы на основе прикладного анализа поведения.

В связи с этим остро встает вопрос поиска и формирования оптимальных моделей готовности педагогов-воспитателей к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В том числе нужно принимать во внимание, что при организации инклюзивного образования многократно повышаются требования к профессиональной компетентности педагога, и значительно расширяется круг обязанностей, это влечет за собой необходимость совершенствования когнитивных, психологических (личностных) и профессиональных (деятельностных) характеристик педагогического коллектива. В условиях инклюзии педагог уже не может опираться только лишь на традиционные общеобразовательные стандарты, программы и формы обучения, от него требуется развитие новых специализированных компетенций, усвоение специфических знаний и достижение более высокого уровня психологической саморегуляции. Такие ученые как С.К. Козлова и Т.А. Куликова отмечают возникающие трудности при взаимодействии педагогов с детьми с особенностями в развитии, которые на наш взгляд затрагивают и детей с РАС: «неготовность к взаимопониманию педагогов, авторитаризм в стиле общения, недостаток педагогической культуры, неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, недостаточная коммуникативная культура родителей, низкая общая педагогическая культура, недооценка роли сотрудничества, безответственность в вопросах воспитания, иногда, аморальное поведение; правовая некомпетентность субъектов; недостаточная информированность субъектов о деятельности образовательного учреждения – необходимость единого информационного пространства» [9, с.416].

Готовность воспитателей дошкольных образовательных учебных заведений (ДОУ) к работе с детьми с РАС в инклюзивной среде можно охарактеризовать как целостный психологический феномен, который представляет собой совокупность когнитивного (осведомленность относительно специфики развития, образа действий и форм поведения детей с расстройствами аутистического спектра, принципов применения этих знаний в практике дошкольного образования в условиях инклюзии), эмоционального (обстоятельное отношение к инклюзивной практике, эмпатия, превалирование преимущественно позитивных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов (развитие специальных навыков и владение необходимыми педагогическими приемами и методиками коррекции поведения детей с РАС). Воспитателю надлежит обладать необходимыми навыками, которые позволяют нейтрализовать отрицательные эмоции, техниками релаксации, навыками саморегуляции, способностью к адаптации профессиональной деятельности к сложным, непредсказуемым ситуациям. Важнейшей составляющей психологической готовности воспитателей ДОУ к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра безусловно является стремление к оказанию помощи как интегральное личностное качество, включающее педагогический оптимизм, милосердие, толерантность, эмпатию (умение сопереживать), доброжелательность, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, рефлексию, умение наблюдать и использовать совокупность информации о ребенке в педагогической деятельности; креативность в подходах к решению педагогических задач, а также педагогическую интуицию. Нельзя не отметить значимость самообладания педагога, его эмоциональной устойчивости и уравновешенности для правильной организации педагогического процесса. В формировании психологической готовности немаловажным фактором является мотивационный компонент, который можно охарактеризовать как стремление и готовность личности педагога к трансформации деятельности и мотивов ее определяющих.

Следовательно, психологическую готовность воспитателей детских садов к работе с детьми с РАС в условиях инклюзивного образования можно квалифицировать как совокупность личностных характеристик, основанное на ее психологических, нравственных и профессиональных качествах.

Поскольку формирование готовности воспитателей ДОУ к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра является фундаментом для успешного достижения педагогических целей в условиях инклюзии, возникла серьезная необходимость исследовать данную проблему и наметить возможные пути совершенствования необходимых профессиональных навыков и характеристик этой педагогической группы.

Цель исследования: основываясь на анализе результатов, полученных по ходу исследования, разработать программу научно методического применения психолого-педагогической помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и определить ее теоретические обоснования.

Материал и методы исследования Опорой для нашего исследования послужил аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.С. Шамов и др.) В своих изысканиях мы анализировали сущностный аспект компетентности педагогов в совокупности системы ценностно-смысловой сферы, эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной и операционально-деятельностной составляющей психологической (личностной) готовности воспитателей ДОУ в условиях профессиональной деятельности с детьми с РАС. Теоретическая основа исследования была определена на базе компетентностного подхода в педагогическом образовании (В.А. Козырева, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева и др.); теории профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, A.A. Деркач, Ю.М. Забродин, И.Д. Клочков, Н.В. Кузьмина, А.А. Семенов, В.Д. Шадриков и др.); а также концепции инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко). Участниками эксперимента являлись 40 воспитателей различных дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода. Исследование проводилось путем анкетирования с использованием анкеты: «Определение готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ». Перед проведением анкетирования воспитателям было разъяснено, что основной акцент при формировании своих ответов они должны соотносить не с широкой группой детей с ограниченными возможностями здоровья, а с конкретной привязкой к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Средний возраст исследуемой педагогической группы составил 35 лет, что подразумевает потенциальное наличие, сохранность и возможность совершенствования педагогических навыков эффективной адаптации к работе в различных, сложных и меняющихся условиях. Все принявшие участие в исследовании воспитатели ДОУ имели высшее педагогическое образование. При этом стаж работы с детьми аутистами большинства педагогов составлял менее 10 лет, 8 человек имели стаж – до 3 лет, и 5 воспитателей – более 10 лет. Первой квалификационной категорией обладали 32 педагога, 3 человек имели высшую категорию и 5 воспитателей не имели квалификационной категории.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов опроса респондентов выявил относительно не высокую готовность воспитателей детских садов города Белгорода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, а также определить их основные запросы и потребности в освоении новых, современных и передовых знаний, технологий и методик работы с детьми аутистами. Согласно исследованию 75% опрошенных имеют средний уровень готовности к работе с детьми с РАС; 25% обладают низким уровнем готовности, а высокий уровень готовности не показал никто. Запрос на совершенствование когнитивной составляющей выразило 25% респондентов, на корректировку операционно-деятельностной составляющей 45%. Наиболее острый запрос направлен на формирование психологической готовности и составил 70% от числа опрошенных.

Анализ полученных результатов по итогу опроса указанной выше анкеты, четко демонстрирует потребность в предоставлении воспитателям ДОУ четких методических рекомендаций, разъясняющих особенности развития и поведения детей с РАС в различные возрастные периоды, а также вариативность педагогических подходов и возможные затруднения в работе с такими детьми. Кроме того, для педагогов необходимо организовать проведение всевозможных тренингов и мастер-классов для более продуктивного внедрения в их профессиональную деятельность новых знаний, а также современных практических приемов и методов работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Поскольку вопрос формирования психологической готовности оказался наиболее острым, большое внимание нужно уделить внедрению специальных знаний и развитию у педагогов навыков и умений, направленных на более эффективную психологическую саморегуляцию.

Полученный объем данных позволил определить и разработать научно обоснованную методическую программу коррекции и повышения уровня готовности воспитателей детских садов к работе с детьми с РАС. Программа включает в себя три блока: блок повышения уровня когнитивной готовности; блок повышения психологической (личностной) готовности и блок повышения профессиональной (деятельностной) готовности.

Первый блок программы (когнитивная готовность) направлен на предоставление и закрепление новых, современных научных знаний, касающихся особенностей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (проведение лекций, семинаров, видеоконференций с опытными специалистами, а также контроль полученных знаний).

Второй блок программы (психологическая готовность) включает в себя предоставление теоретических знаний в области психологической саморегуляции и проведении тренингов и мастер-классов, направленных на наиболее быстрое и эффективное внедрение полученных знаний и навыков в свою профессиональную деятельность.

Третий блок программы (профессиональная готовность) нацелен на практическое закрепление и применение полученных в двух предыдущих блоках знаний и компетенций и реализован в виде проведения ролевых игр, совместного и индивидуального решения педагогических задач, а также тренингов с обязательным активным операционным участием воспитателей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности эффективного применения разработанной и апробированной нами методики в различных дошкольных образовательных организациях с целью коррекции и повышения уровня когнитивной, психологической и профессиональной готовности воспитателей к работе с детьми с РАС.

Достоверность результатов обеспечивается целостностью методологической основы исследования готовности к профессиональной деятельности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра как социально-педагогического феномена; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, позволяющих изучать вопросы готовности педагогов к профессиональной деятельности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра как предмета исследования.

Выводы. На данном этапе исследования нам удалось создать положительное отношение у педагогов к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, оказать информационную и методическую помощь воспитателям детских садов города Белгорода, организовать плодотворное взаимодействие педагогов с родителями детей с РАС, и создать условия в процессе профессиональной деятельности воспитателей для качественного изменения профессионально-личностных и ценностных характеристик педагогов, формирования способности грамотно решать задачи взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы

  1. Аввакумова, Е. И. Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.И. Авакумова // Молодой ученый. – 2017. – №25. – С. 274-277.
  2. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – №1. – C. 136–145.
  3. Артюшенко, Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н. П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 57-76.
  4. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т.П. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 142.
  5. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОО [Текст] / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. – № 1. – С. 27-33.
  6. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология [Текст]: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. — Москва: Буки Веди, 2013. – 712 с.
  7. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст] / О.С. Кузьмина // Вестник Омского университета. – 2013. – № 2. – С. 24-27. 
  8. Кузмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклю-зивного образования: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2015. 319 с.
  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 416.
  10. Самсонова, Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную 52 практику [Текст] / Е.В. Самсонова. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно- практической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. – Москва: Московский городской психологопедагогический университет, 2011. – С. 239
  11. Хижняк, Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А. Хижняк // Вестник Московского государственного областного университета. - 2015. - № 2. - С. 21. 
  12. Яковлева, И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования [Текст] / И.М. Яковлева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. – Москва, 2011. – С. 242-243.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail