gototopgototop

УДК 37.013

Упражнения для уроков русского языка по реализации структурно-семантического принципа выделения частей речи

Аржаных Екатерина Алексеевна – студент-магистрант Благовещенского государственного педагогического университета.

Аннотация: Разработаны упражнения по изучению причастия как грамматического класса для учащихся 6-7 классов.

Ключевые слова: Структурно-семантический принцип изучения частей речи, части речи, причастие, методика преподавания морфологии в школе.

Каждый учитель, проводя уроки по морфологии, должен следовать трём частно-морфологическим принципам: семантическому, морфологическому и синтаксическому. Лишь соблюдение этих условий способствует реализации главной цели обучения морфологии – формированию навыка различения частей речи и умения проводить морфологический разбор каждой части речи, а также пониманию системного характера грамматических форм.

В первую очередь, на уроках морфологии необходимо обучить школьников соотносить собственно лексическое значение слова с его категориальным значением как части речи. Например, стол – предмет, деревянный – признак, стоит – действие, стоящий – процессуальный признак или признак по действию и т.д.

Причастия и деепричастия являются одними из самых сложных частей речи, изучаемых в школе, хотя бы потому, что другие части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение) уже были изучены в начальной школе, а с причастием и деепричастием учащиеся 7 (в программе М.М. Разумовской – 6) классов сталкиваются впервые. Типичными ошибками школьников в изучении этой темы является то, что они путают причастия сначала с именем прилагательным и глаголом, затем – с деепричастием. Определения категориального значения «признак предмета по действию» или «процессуальный признак» являются для них новыми и непонятными.

Именно поэтому для того, чтобы избежать возможных ошибок, важно с самых первых уроков изучения причастия в 7 классе объяснить, в чём заключается отличие причастия от прилагательного или глагола. До объяснения учителем теоретического материала будет уместно привести такой пример, в котором присутствовали бы одновременно и причастие и прилагательное.

Например, предложение из рассказа В.А. Солоухина «Капля росы»: «Если идти по тропинке, ведущей к избушке лесника, то попадешь в густые заросли черемухи». В данном предложении используется два слова, по форме напоминающих прилагательное – «ведущий» и «густой». Определить разницу между ними поможет частичный морфологический разбор этих слов и наводящие вопросы учителя, на которые у учеников сначала не будет ответа. На этом этапе важно так формулировать вопросы, чтобы возникла потребность в новом знании – что же это за неизвестная, непонятная часть речи?

Пример рассуждения. «Густой» – это прилагательное, обозначающее признак предмета, отвечающее на вопрос «какой?», качественное, имеет возможность образовать степени сравнения и краткую форму. А «ведущий» – это разве признак? Или это больше похоже на действие? Что же это за «странное прилагательное»?

После того, как учитель представил теоретический материал по новой теме, в соответствии с тем, по какой программе идёт обучение, ученикам для лучшего его усвоения предлагается провести самостоятельное наблюдение над языковыми явлениями, а также дополнить своими примерами из художественной литературы.

Упражнение 1

  1. Прочитайте. Найдите в каждом предложении примеры употребления причастий и имён прилагательных. Заполните таблицу, выписав слова этих частей речи в составе словосочетаний.
  • Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне (Л.Н. Толстой).
  • Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая (Л.Н. Толстой).
  • Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засучёнными панталонами, из-под которых видны были нечищеные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться (Л.Н. Толстой).
  • Подойдя совсем, Алёша увидел пред собою ребёнка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими тёмными и злобно смотревшими на него глазами (Ф.М. Достоевский)
  • Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня (М. Горький).

Таблица 1. Задание для упражнения 1.

Имена прилагательные

Причастия

   
  1. Дополните таблицу собственными примерами из художественной литературы (2-3 примера употребления причастия и имени прилагательного).
  2. Сравните словосочетания тёмные глаза – злобно смотревшие глаза. Сделайте вывод о том, как по-разному выражают признак причастия и имена прилагательные.
  3. В каком из двух грамматических значений этих частей речи проявляется «глагольность»?

В итоге запись этого упражнения в тетради должна выглядеть следующим образом:

Таблица 2. Вариант записи упражнения 1 в тетради.

Имена прилагательные

Причастия

винная ягода, сделалась маленькая, плачевная фигура, бедного Иленьки, с бледненьким личиком, худеньким личиком, с продолговатым личиком, с большими глазами, с тёмными глазами

сделанный из бумаги, дрожащей рукой, отуманенными глазами, заплаканное лицо, взъерошенными волосами, засучёнными панталонами, со злобно смотревшими глазами, расширенными зрачками, приподнимающую силу

+ другие примеры употребления из художественной литературы

Ответ ученика. Тёмные глаза – данное имя прилагательное выражает постоянный, конкретный признак предмета. Смотревшие глаза – несмотря на то, что формально (по вопросу, по типу окончания) слово «смотревшие» обозначает признак предмета, этот признак обладает ещё глагольным значением действия.

После того, как усвоено грамматическое значение слова, необходимо выработать навык определения характеристик грамматической формы части речи. В основном, этому способствует сопоставление исходной формы слова со словоформами, если таковые имеются.

Характерной грамматической особенностью причастия как лексико-грамматического класса является то, что оно одновременно сочетает в себе черты имени прилагательного и глагола, что уже было выявлено школьниками во время работы над грамматическим значением причастия.

При грамматическом анализе учащиеся должны понять, что причастие имеет характеристики глагола (категории вида, времени, переходности) и имени прилагательного (изменение по числам, падежам и только в единственном числе по родам, наличие краткой и полной формы, согласованность с именем существительным).

Закрепить знания о двойственной природе причастия поможет выполнение практических упражнений.

Грамматический аспект морфологического анализа причастия, как правило, основывается на морфемном и частичном морфологическом разборе.

Список литературы

  1. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – 4-е изд.– М. : Русский язык, 2001. – 720 с.
  2. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г.И. Беленького. – М. : Мнемозина, 2011. – 301 с.
  3. Чиркина, И. П. Современный русский язык в таблицах и схемах. В 2-х частях. Ч. 2. Система частей речи. Учеб. пособие / И. П. Чиркина. – М. : Просвещение, 1980. – 175 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail