gototopgototop

УДК 159.9

Психологическое экспериментальное исследование. Типы и этапы эксперимента. Как составить план эксперимента?

Кузнецова Екатерина Николаевна – студент магистратуры Московского политехнического университета.

Аннотация: В работе обозначены основные принципы, требующие внимания на начальных этапах подготовки психологического исследования. Рассматриваются и структурируются знания о психологическом эксперименте – его типы и этапы. Приводятся практические рекомендации, необходимые для составления плана эксперимента.

Ключевые слова: Психологическое исследование, эксперимент, причинно-следственные связи, планирование.

Вводная часть

Психологическое исследование является способом научного познания сущности и критериев психических явлений.

В наши дни психологические исследования получили широкое применение во многих областях человеческой жизни – в работе, учебе, общественной деятельности и т.д. Психологическое исследование является совокупностью организационных, методических и методологических процедур, с целью получения информации об изучаемых психологических параметрах.

Любое психологическое исследование состоит из определенных этапов: определение цели и задач, разработка гипотезы, выбор методов и методик исследования, сам процесс исследования и получение выводов. Таким образом, каждое исследование невозможно произвести, предварительно не разработав его план.

Несмотря на существующие на данный момент учебные пособия по проведению психологических исследований, эта тема остаётся сложной в изучении для людей, не имеющих профессиональных навыков в сфере психодиагностики, экспериментальной психологии и математических методов.

Выделяют два вида психологических исследований – теоретическое и эмпирическое. Цель эмпирического исследования заключается в изучении явлений, теоретического – в выяснении сути и закономерности явления. Подробнее рассмотрим эмпирические исследования.

Существуют следующие подвиды эмпирического исследования:

  • описательное исследование, не связанное с проверкой каких-либо гипотез. Чаще всего данный вид исследования направлен на измерение выбранных психологических характеристик человека или группы людей с целью сбора эмпирических данных;
  • корреляционное исследование. Данное исследование направлено на проверку взаимосвязей между выбранными психологическими явлениями;
  • экспериментальное исследование. Является самым сложным эмпирическим исследованием и направлено на проверку каузальных гипотез – причинно-следственных связей.

В современной психологии эксперимент – основной метод сбора новой научной информации. Большая часть новой научной информации в области психологии в наше время получается в ходе проведения экспериментальных исследований.

Давайте выясним специфику эксперимента как метода. Раньше экспериментом называли любой процесс сбора эмпирических данных, с применением опытов. Сейчас под экспериментом понимают только специфический вид психологического исследования – экспериментальное исследование. Попытаемся ответить на вопрос – какое исследование может называться экспериментальным?

Выделим несколько признаков экспериментального исследования:

  1. Классический эксперимент изучает каузальные гипотезы – проверяет причинно-следственные связи между выбранными психологическими явлениями.
  2. Для проверки каузальных гипотез необходимо иметь контроль над условиями исследования – чтобы иметь возможность утверждать достоверно, что одно наблюдаемое явление является причиной или следствием другого. Факторы, влияющие на исследования, принято называть переменными.
  3. Эксперимент является активным методом исследования, он отличается от пассивного наблюдения. Для проведения эксперимента необходимо не только создание условий наблюдения за выбранной переменной, но также управление ими.
  4. Благодаря данным, полученным с помощью эксперимента, можно воссоздать психологические процессы, которые фактически недоступны для наблюдения.

Мы можем сделать вывод, что экспериментальное исследование – это изучение каузальных связей в подконтрольных условиях, где экспериментатор имеет возможность управлять переменными, влияющими на созданные условия. Под переменными будем понимать некий выбранный параметр, который изменяется или может быть изменен в ходе проведения экспериментального исследования.

Основная часть

Разберем подробнее – что такое эксперимент?

В эксперименте выделяют две главные переменные – независимую (НП) и зависимую (ЗП). С их помощью обозначается наблюдаемая причинно-следственная связь, т.е. в эксперименте этими переменными обозначают выбранные психологические процессы. В качестве ЗП обозначают явление, которое будет измеряться в течение эксперимента – для наблюдения влияния тех или иных воздействий. Для причинно-следственных связей ЗП будет являться следствием.

Таким образом, зависимую переменную мы будем иметь ввиду как измеряемую в эксперименте переменную, изменение которой является следствием воздействия НП.

Независимая переменная – это воздействие, управляемая и активно изменяемая экспериментатором переменная. Под НП всегда понимается явление, которое предполагаемо влияет на ЗП.

Необходимо также учесть, что НП может по-разному задаваться в эксперименте. С этим связано наличие трех основных способов проведения экспериментального исследования:

  1. При контроле условий эксперимента в него вводят какой-либо элемент и измеряют эффект влияния элемента на испытуемых (на их поведение или мысли). Данный способ предъявления независимой переменной является наиболее оптимальным, но не всегда возможным.
  2. Выбирается группа с определенными свойствами (IQ, раса, возраст, пол и т.д.) и измеряются её психологические показатели в сравнении с контрольной группой. При данном способе испытуемые непосредственно не подвергаются какому-либо воздействию, а НП обусловлена особенностью подбираемой группы.
  3. Наблюдение за испытуемыми в естественных условиях (неподконтрольных) и фиксация их показателей психологических характеристик. В данном способе на испытуемых влияет окружающая среда и происходящие в ней события – они принимаются за причину изменения каких-то выбранных характеристик, т.е. используется неуправляемое воздействие.

Помимо ЗП и НП, существуют также и побочные переменные (ПП), которые могут являться причиной осложнений при проведении эксперимента. Для экспериментатора необходимо не только иметь ввиду возможный эффект ПП, но и по возможности контролировать их действие. Это необходимо для уменьшения шанса получения ложных фактов, на основе которых будут делаться выводы исследования.

Типы эксперимента

Рассмотрим основные типы экспериментов по их критериям:

  1. Критерий – организация условий эксперимента.
  • Эксперимент в лабораторных условиях.
  • Эксперимент в естественных условиях, т.е. участники не проинформированы и находятся в естественных для себя условиях.
  • Полевой эксперимент – отличается от эксперимента в естественных условиях тем, что участники проинформированы об эксперименте и возможно использование необходимого оборудования для проведения исследования.
  1. Критерий – цель влияния.
  • Целью оказывания влияния является установка каузальной связи между явлениями – констатирующий эксперимент.
  • Целью оказывания влияния является формирование определенного явления – формирующий эксперимент.
  1. Критерий – цель исследования.
  • Поиск каузальной связи – поисковый эксперимент.
  • Определение вида количественной связи между явлениями – подтверждающий эксперимент.
  1. Критерий – контроль условий/переменных.
  • Изменяется только одно условие, остальные условия подконтрольные – идеальный эксперимент.
  • Изменяется ряд условий в силу естественности проведения эксперимента – реальный эксперимент.
  • Все условия и их изменения отличаются от естественных условий – эксперимент полного соответствия.

Основные этапы психологического исследования

Что нужно знать про планирование, чтобы провести экспериментальное психологическое исследование?

Эксперимент состоит из нескольких этапов. Основные этапы исследования можно обозначить следующим образом:

  1. Определение темы исследования.

Данный этап позволяет ограничить область исследований, объектов и методов. После выбора темы осуществляется первичная постановка проблемы.

  1. Работа с научной литературой.

Ознакомление с работами других психологов, их исследованиями, а также информацией из открытых источников позволяет приобрести базовые знания в выбранной теме. В результате данной работы происходит уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана исследования, определяется актуальность проблемы.

  1. Уточнение гипотезы и определение переменных.

На данном этапе необходимо разработать экспериментальную гипотезу, которая должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания «если А, то Б». Переменные, входящие в гипотезу, должны контролироваться в эксперименте, т.е. «А» будет меняться под влиянием экспериментатора, а «Б» измеряться.

  1. Выбор экспериментального инструментария.

Выбираются методики и аппаратура эксперимента для управления условиями исследования и измерения выбранных параметров.

  1. Планирование экспериментального исследования.

Этап является центральным для всей процедуры исследования, на нем выделяются побочные переменные, способные повлиять на ЗП и результаты эксперимента. Планирование создается с целью контроля внутренней и внешней валидности эксперимента.

  1. Отбор и распределение испытуемых.

Распределение испытуемых необходимо проводить в соответствии с выбранным ранее планом.

  1. Проведение эксперимента.

Сам эксперимент делится условно на три части:

  • Подготовка. Включает в себя разработку инструкций для испытуемых, подготовку условий для проведения исследования.
  • Инструктирование. Производится подготовка участников к эксперименту, задается мотивация, разъясняется инструкция.
  • Эксперимент. Непосредственно процедура экспериментирования, а также все пост-экспериментальные процедуры, связанные с интервьюированием испытуемых и оказанием им необходимой помощи после завершения эксперимента (в случае необходимости).
  1. Статистическая обработка результатов.

Этап направлен на преобразование заданной экспериментальной гипотезы в статистические данный, полученные от испытуемых.

  1. Выводы и интерпретация результатов.

Итоговым этапом является опровержение или подтверждение экспериментально гипотезы, связанной с каузальной связью между переменными «А» и «Б».

Заключительная часть

В работе представлены структурированные знания о психологических экспериментальных исследованиях – подробно рассмотрено понятие эксперимента в психологии, выделены его типы и этапы. С помощью принципов, обозначенных в работе, можно составить план эксперимента.

Стоит отметить, что статья не содержит в себе всю информацию, требующуюся для проведения психологического экспериментального исследования, она может служить только в качестве ознакомительного материала для людей, имеющих целью проведение психологического эксперимента.

Список литературы

  1. Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование / 3-е изд., испр. // М.: СПб.: Питер. — 2004. — 558 с.
  2. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология / Учебник для вузов, 2-е изд., испр. // М.: Академия. — 2007. — 320 с.
  3. Левитов Н.Д. «Определение психического состояния». Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
  4. Чуприкова, Н. И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии / Н.И. Чуприкова. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 428 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail