УДК 159.9
Психологическое экспериментальное исследование. Типы и этапы эксперимента. Как составить план эксперимента?
Кузнецова Екатерина Николаевна – студент магистратуры Московского политехнического университета.
Аннотация: В работе обозначены основные принципы, требующие внимания на начальных этапах подготовки психологического исследования. Рассматриваются и структурируются знания о психологическом эксперименте – его типы и этапы. Приводятся практические рекомендации, необходимые для составления плана эксперимента.
Ключевые слова: Психологическое исследование, эксперимент, причинно-следственные связи, планирование.
Вводная часть
Психологическое исследование является способом научного познания сущности и критериев психических явлений.
В наши дни психологические исследования получили широкое применение во многих областях человеческой жизни – в работе, учебе, общественной деятельности и т.д. Психологическое исследование является совокупностью организационных, методических и методологических процедур, с целью получения информации об изучаемых психологических параметрах.
Любое психологическое исследование состоит из определенных этапов: определение цели и задач, разработка гипотезы, выбор методов и методик исследования, сам процесс исследования и получение выводов. Таким образом, каждое исследование невозможно произвести, предварительно не разработав его план.
Несмотря на существующие на данный момент учебные пособия по проведению психологических исследований, эта тема остаётся сложной в изучении для людей, не имеющих профессиональных навыков в сфере психодиагностики, экспериментальной психологии и математических методов.
Выделяют два вида психологических исследований – теоретическое и эмпирическое. Цель эмпирического исследования заключается в изучении явлений, теоретического – в выяснении сути и закономерности явления. Подробнее рассмотрим эмпирические исследования.
Существуют следующие подвиды эмпирического исследования:
- описательное исследование, не связанное с проверкой каких-либо гипотез. Чаще всего данный вид исследования направлен на измерение выбранных психологических характеристик человека или группы людей с целью сбора эмпирических данных;
- корреляционное исследование. Данное исследование направлено на проверку взаимосвязей между выбранными психологическими явлениями;
- экспериментальное исследование. Является самым сложным эмпирическим исследованием и направлено на проверку каузальных гипотез – причинно-следственных связей.
В современной психологии эксперимент – основной метод сбора новой научной информации. Большая часть новой научной информации в области психологии в наше время получается в ходе проведения экспериментальных исследований.
Давайте выясним специфику эксперимента как метода. Раньше экспериментом называли любой процесс сбора эмпирических данных, с применением опытов. Сейчас под экспериментом понимают только специфический вид психологического исследования – экспериментальное исследование. Попытаемся ответить на вопрос – какое исследование может называться экспериментальным?
Выделим несколько признаков экспериментального исследования:
- Классический эксперимент изучает каузальные гипотезы – проверяет причинно-следственные связи между выбранными психологическими явлениями.
- Для проверки каузальных гипотез необходимо иметь контроль над условиями исследования – чтобы иметь возможность утверждать достоверно, что одно наблюдаемое явление является причиной или следствием другого. Факторы, влияющие на исследования, принято называть переменными.
- Эксперимент является активным методом исследования, он отличается от пассивного наблюдения. Для проведения эксперимента необходимо не только создание условий наблюдения за выбранной переменной, но также управление ими.
- Благодаря данным, полученным с помощью эксперимента, можно воссоздать психологические процессы, которые фактически недоступны для наблюдения.
Мы можем сделать вывод, что экспериментальное исследование – это изучение каузальных связей в подконтрольных условиях, где экспериментатор имеет возможность управлять переменными, влияющими на созданные условия. Под переменными будем понимать некий выбранный параметр, который изменяется или может быть изменен в ходе проведения экспериментального исследования.
Основная часть
Разберем подробнее – что такое эксперимент?
В эксперименте выделяют две главные переменные – независимую (НП) и зависимую (ЗП). С их помощью обозначается наблюдаемая причинно-следственная связь, т.е. в эксперименте этими переменными обозначают выбранные психологические процессы. В качестве ЗП обозначают явление, которое будет измеряться в течение эксперимента – для наблюдения влияния тех или иных воздействий. Для причинно-следственных связей ЗП будет являться следствием.
Таким образом, зависимую переменную мы будем иметь ввиду как измеряемую в эксперименте переменную, изменение которой является следствием воздействия НП.
Независимая переменная – это воздействие, управляемая и активно изменяемая экспериментатором переменная. Под НП всегда понимается явление, которое предполагаемо влияет на ЗП.
Необходимо также учесть, что НП может по-разному задаваться в эксперименте. С этим связано наличие трех основных способов проведения экспериментального исследования:
- При контроле условий эксперимента в него вводят какой-либо элемент и измеряют эффект влияния элемента на испытуемых (на их поведение или мысли). Данный способ предъявления независимой переменной является наиболее оптимальным, но не всегда возможным.
- Выбирается группа с определенными свойствами (IQ, раса, возраст, пол и т.д.) и измеряются её психологические показатели в сравнении с контрольной группой. При данном способе испытуемые непосредственно не подвергаются какому-либо воздействию, а НП обусловлена особенностью подбираемой группы.
- Наблюдение за испытуемыми в естественных условиях (неподконтрольных) и фиксация их показателей психологических характеристик. В данном способе на испытуемых влияет окружающая среда и происходящие в ней события – они принимаются за причину изменения каких-то выбранных характеристик, т.е. используется неуправляемое воздействие.
Помимо ЗП и НП, существуют также и побочные переменные (ПП), которые могут являться причиной осложнений при проведении эксперимента. Для экспериментатора необходимо не только иметь ввиду возможный эффект ПП, но и по возможности контролировать их действие. Это необходимо для уменьшения шанса получения ложных фактов, на основе которых будут делаться выводы исследования.
Типы эксперимента
Рассмотрим основные типы экспериментов по их критериям:
- Критерий – организация условий эксперимента.
- Эксперимент в лабораторных условиях.
- Эксперимент в естественных условиях, т.е. участники не проинформированы и находятся в естественных для себя условиях.
- Полевой эксперимент – отличается от эксперимента в естественных условиях тем, что участники проинформированы об эксперименте и возможно использование необходимого оборудования для проведения исследования.
- Критерий – цель влияния.
- Целью оказывания влияния является установка каузальной связи между явлениями – констатирующий эксперимент.
- Целью оказывания влияния является формирование определенного явления – формирующий эксперимент.
- Критерий – цель исследования.
- Поиск каузальной связи – поисковый эксперимент.
- Определение вида количественной связи между явлениями – подтверждающий эксперимент.
- Критерий – контроль условий/переменных.
- Изменяется только одно условие, остальные условия подконтрольные – идеальный эксперимент.
- Изменяется ряд условий в силу естественности проведения эксперимента – реальный эксперимент.
- Все условия и их изменения отличаются от естественных условий – эксперимент полного соответствия.
Основные этапы психологического исследования
Что нужно знать про планирование, чтобы провести экспериментальное психологическое исследование?
Эксперимент состоит из нескольких этапов. Основные этапы исследования можно обозначить следующим образом:
- Определение темы исследования.
Данный этап позволяет ограничить область исследований, объектов и методов. После выбора темы осуществляется первичная постановка проблемы.
- Работа с научной литературой.
Ознакомление с работами других психологов, их исследованиями, а также информацией из открытых источников позволяет приобрести базовые знания в выбранной теме. В результате данной работы происходит уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана исследования, определяется актуальность проблемы.
- Уточнение гипотезы и определение переменных.
На данном этапе необходимо разработать экспериментальную гипотезу, которая должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания «если А, то Б». Переменные, входящие в гипотезу, должны контролироваться в эксперименте, т.е. «А» будет меняться под влиянием экспериментатора, а «Б» измеряться.
- Выбор экспериментального инструментария.
Выбираются методики и аппаратура эксперимента для управления условиями исследования и измерения выбранных параметров.
- Планирование экспериментального исследования.
Этап является центральным для всей процедуры исследования, на нем выделяются побочные переменные, способные повлиять на ЗП и результаты эксперимента. Планирование создается с целью контроля внутренней и внешней валидности эксперимента.
- Отбор и распределение испытуемых.
Распределение испытуемых необходимо проводить в соответствии с выбранным ранее планом.
- Проведение эксперимента.
Сам эксперимент делится условно на три части:
- Подготовка. Включает в себя разработку инструкций для испытуемых, подготовку условий для проведения исследования.
- Инструктирование. Производится подготовка участников к эксперименту, задается мотивация, разъясняется инструкция.
- Эксперимент. Непосредственно процедура экспериментирования, а также все пост-экспериментальные процедуры, связанные с интервьюированием испытуемых и оказанием им необходимой помощи после завершения эксперимента (в случае необходимости).
- Статистическая обработка результатов.
Этап направлен на преобразование заданной экспериментальной гипотезы в статистические данный, полученные от испытуемых.
- Выводы и интерпретация результатов.
Итоговым этапом является опровержение или подтверждение экспериментально гипотезы, связанной с каузальной связью между переменными «А» и «Б».
Заключительная часть
В работе представлены структурированные знания о психологических экспериментальных исследованиях – подробно рассмотрено понятие эксперимента в психологии, выделены его типы и этапы. С помощью принципов, обозначенных в работе, можно составить план эксперимента.
Стоит отметить, что статья не содержит в себе всю информацию, требующуюся для проведения психологического экспериментального исследования, она может служить только в качестве ознакомительного материала для людей, имеющих целью проведение психологического эксперимента.
Список литературы
- Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование / 3-е изд., испр. // М.: СПб.: Питер. — 2004. — 558 с.
- Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология / Учебник для вузов, 2-е изд., испр. // М.: Академия. — 2007. — 320 с.
- Левитов Н.Д. «Определение психического состояния». Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
- Чуприкова, Н. И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии / Н.И. Чуприкова. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 428 c.