gototopgototop

УДК 159.9

Эмоции, эмоциональное состояние и его влияние на деятельность оператора

Прудникова Елизавета Юрьевна – студент магистратуры Московского политехнического университета.

Аннотация: В работе рассматриваются понятие эмоций, основные эмоциональные состояния человека-оператора, причины их возникновения, а также влияние данных эмоциональных состояний на деятельность оператора.

Ключевые слова: Эмоции, эмоциональное состояние, деятельность оператора, эргономика, инженерная психология.

Введение

«Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.»[1] Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Иными словами, выражая эмоции, мы даём свою оценку происходящим событиям.

Согласно теории Чарльза Дарвина, эмоции являются итогом эволюционного развития. В его понимании, эмоции являются либо необходимыми, либо представляют собой рудимент целесообразных реакций, которые являлись исходом процессов эволюции и служили для борьбы за существование.

Эмоции выступаю в качестве позитивного или негативного подкрепления, они способствуют выработке, закреплению и сохранению на биологическом уровне целесообразных форм поведения или же устранению реакций, потерявших своё биологическое значение. Они являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей организма, а также служат ресурсом усиления надежности и наращивания приспособительных возможностей организма. [2]

Проблемами эмоций вплотную стали заниматься в 20 веке, когда возрос интерес к изучению следующего спектра вопросов:

  • Изучение механизмов появления психосоматических заболеваний;
  • Изучение стресса, в основном эмоциональный дистресс и его причины;
  • Внедрение психотерапевтических методов воздействия на человека.[3]

Проявление положительных или отрицательных эмоций отображается не только во внешнем виде (дрож голоса, мимические сокращения и т.д.), но и оказывает сильнейшее влияние на функциональные способности организма, такие как мышление, память, скорость реакции и т.п.

На сегодняшний день, когда стремительные обороты набирает так называемое профессиональное заболевание как «эмоциональное выгорание», что является веской причиной для того, чтобы уделить должное внимание эмоциональному состоянию.

Человек-оператор также подвержен проблемам, связанным с эмоциональным состоянием, которые могут влиять на его деятельность, если вовремя отслеживать данные изменения, возможно не только предотвратить возникновение заболеваний, связанных с эмоциональным истощением, но и улучшить общий рабочий фон.

Основная часть

Профессиональный отбор операторов включает в себя спектр различных тестирований, среди которых тестирование на структурно-логический объём памяти, способность к концентрации внимания при различных неблагоприятных воздействиях, одномоментно и в течении длительного времени, способность переключать внимание, а также тестирование на быстроту реакции и т.д. Большое значение придается профессиональным качествам, необходимым для решения поставленных задач.

Операторы работают в стрессовых условиях, постоянном напряжении, вынуждены выполнять задачи, требующие сосредоточенности и непрерывности контроля. К основным задачам оператора относится:

  • Непрерывный визуальный, звуковой и другие виды контроля за технологическим процессом (при помощи различных датчиков и приборов);
  • Своевременное предотвращение чрезвычайных ситуаций.

Высокая степень ответственности при выполнении своих обязанностей оказывает неизбежное влияние на эмоциональное состояние человека-оператора. Эмоциональное состояние плотно связано с функциональным состоянием оператора.

Под эмоциональным состоянием понимают состояния, которые вызваны внутренними переживаниями человека, его отношения к происходящим событиям и самому себе. Эмоциональное состояние плотно взаимосвязано с индивидуальной семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемой информационной структурой раздражителя.

К наиболее часто испытываемым эмоциональным состояниям оператора относятся:

  • Эмоциональное возбуждение;
  • Эмоциональное напряжение;
  • Эмоциональный стресс.

Во время эмоционального возбуждения происходит активация различных функций организма, повышается уровень готовности организма к различного рода внезапным действиям. Возбуждение, возникающее в головном мозге, влечёт за собой сильные физиологические реакции, например, общая слабость тела, дрожь, обильное потоотделение. Данное состояние может повлиять на скорость и полноту передачи оператором устной информации, так как эмоциональное возбуждение влияет на скорость речи.

Эмоциональное напряжение – это такое состояние, которое характеризуется активацией всевозможных функций организма в связи с определенными действиями, с выполнением интенсивной целенаправленной работой или подготовкой к ней, а также с ожиданием какой-либо угрозы. Именно эмоциональное напряжение испытывает оператор при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В эмоциональном напряжении исключительное значение принадлежит его психическим компонентам. Это подтверждается тем обстоятельством, что напряжение возникает у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, возникающие при умственной и эмоциональной перегрузке, при смене стереотипа действий, условий работы, среды обитания, в случае появления реальной или мнимой угрозы для здоровья или жизни и зависит от особенностей личности человека, его моральных, интеллектуальных и характерологических качеств.

Механизм эмоциональной стимуляции имеет предел, превышение которого сопровождается дезинтеграцией физиолого-биологических процессов, нарушением психической деятельности и поведения человека. Именное превышение этого допустимого предела и создаёт стресс.

Эмоциональный стресс – иными словами эмоциональное перенапряжение - состояние, характеризующееся временным понижением устойчивости различных психических функций координации движений и работоспособности. Стресс является весьма неблагоприятным состоянием, особенно для оператора, поскольку влияет на такие его важные психические функции, как: память, внимание, восприятие и т.п.

Как известно, длительное нахождение человека в состоянии стресса может привести к резкому ухудшению иммунитета. Если не предпринимать никаких действий для снижения уровня стресса, то велик шанс возникновения серьёзных патологических заболеваний, которые могут повлечь за собой производственную профнепригодность оператора.

Заключение

Исследование эмоциональной сферы оператора до сих пор является актуальной темой в современной инженерной психологии и эргономике. Те или иные состояния, которые способен испытывать на себе человек-оператор в процессе работы, оказывают существенное влияние на результат его деятельности. Способность оператора осознавать, понимать и управлять своими эмоциями позволит улучшить общие показатели работоспособности. Для этого необходимо внедрение в рабочий процесс проведения оценки эмоционального состояния оператора на постоянной основе.

Список литературы

  1. Сущность, функции и виды чувств и эмоций [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/emocii-i-chuvstva.html, свободный
  2. Физиология эмоций /Р.В. Гиноян, А.Е. Хомутов. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2010. — 66с.
  3. Соложенкин, В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений /В.В. Соложенкин. — Москва: Академический проект, 2003. — 304с.
  4. Сергеев, С.Ф. Инженерная психология и эргономика /С.Ф. Сергеев. — Москва: НИИ школьных технологий, 2008. — 176с.
  5. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии /Б.А. Душков. — Москва: Академический проект, 2002. — 576с.
  6. Рейковский Я. Эмоции и познавательные процессы – избирательное влияние эмоций /Я. Рейковский // Экспериментальная психология эмоций. — Москва: Прогресс, 1979. — 392с.
  7. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail