УДК 37.013

Результативность формирования знаний первоклассников о русских народных праздниках зимнего цикла при изготовлении поделок из бумаги во внеурочной деятельности

Алексеенко Светлана Петровна – студент Вятского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовного обогащения младших школьников, пути и средства, способствующие формированию духовных ценностей, сохранению народной культуры и возрождению источников народной мудрости. Автор статьи подробно проанализировал применение техники работы с бумагой в рамках внеурочной деятельности и показал результативность этой деятельности на основе количественного анализа. Изготовление поделок из бумаги на тематику русских народных праздников зимнего цикла оказало положительное влияние на формирование знаний о них у учеников первого класса.

Ключевые слова: Национальные российские ценности и традиции, русские народные праздники, праздники зимнего цикла, поделки из бумаги, техника работы с бумагой.

Концепция духовно-нравственного образования Российской Федерации подчёркивает необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознанию ценности человеческой жизни, что служит методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт [5, с.29]. Важным новшеством этого стандарта является включение внеурочной деятельности в учебный план [7]. Этот факт является своевременным и необходимым решением, поскольку даёт возможность использовать внеурочную деятельность в формировании духовных ценностей сегодняшних школьников.

В современном мире, в том числе и нашей стране материальные ценности доминируют над духовными. У детей формируются искаженные представления о доброте, великодушии, патриотизме, о культуре в целом. Это говорит о том, что воспитание нынешних школьников необходимо выстраивать на русских народных традициях, обычаях и праздниках, приобщать их к народной культуре для ее сохранения, возрождения и развития источника мудрости, великодушия и истории русского народа. Между тем, компьютерные игры и развлечения приходят на смену русским народным праздникам и забавам. Вместе с тем остро встаёт проблема приобщения детей к русской народной культуре.

И.М. Снегирев – один из первых ученых, кто обратился к изучению особенностей народного быта, обрядов и праздников. Автор изучал особенности русских народных праздников и связанные с ними древнерусские поверия и обычаи [6, с.544].

Согласно точки зрения В.А. Сухомлинского, необходимо возрождать прогрессивные педагогические традиции народа, и широко внедрять их в семью и школу. В своей педагогической практике педагог рассказывал детям сказки, пел вместе с ними народные песни, организовывал проведение народных праздников [3].

Таким образом, решая проблему формирования знаний детей о русских народных праздниках было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня знаний первоклассников о русских народных праздниках зимнего цикла.

В исследовании принимали участие 20 первоклассников. По результатам нашего исследования, 5% учащихся контрольной группы и 5% - экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности знаний о русских народных праздниках в зимний период. 51 % школьников контрольной группы и 45 % - экспериментальной группы показали средний уровень, низкий уровень сформированности знаний по изучаемому критерию выявлен у 44% детей контрольной группы и 50% - экспериментальной (см. рис.1).

1

Рисунок 1. Уровень знаний первоклассников о русских народных праздниках в зимний период.

Полученные результаты подтверждают необходимость проведения воспитательно-педагогической работы в рамках внеурочной деятельности.

Средством формирования знаний о русских народных праздниках была выбрана познавательная и трудовая деятельность, являющаяся частью внеурочной деятельности младших школьников.

В рамках данной деятельности учащиеся первого класса занимались изготовлением поделок из бумаги по авторской программе «Народные праздники зимы». Данная программа относится к программе этнокультурологической и технической направленности и включает в себя расширение кругозора о русских народных традициях и праздниках в зимний период, а также отражает практическое применение навыков ручного труда.

 В процессе внеурочных занятий по изготовлению поделок из бумаги в начальной школе первоклассники учились определять и реализовать замысел изделия, планировать свою деятельность, навыкам работы с материалами и инструментарием [4, с.223].

Изучение русских народных праздников посредством изготовления поделок из бумаги является занимательным, целенаправленным процессом знакомства и изучения народной культуры; это один из способов хранения и передачи социального опыта, традиций и обычаев.

Познать опыт русского народа, важнейшие элементы его культуры, можно не только с помощью русского народного фольклора, но и с помощью бумаги - самого доступного, легкообрабатываемого материала, пришедшего к нам с давних времен [1, с.344]. В условиях общеобразовательной школы с учениками первого класса мы применяли широкий спектр технологий работы с бумагой: аппликация, квиллинг, оригами, конструирование и т.д.

Например, при работе с объемной аппликацией, техникой, в которой объем аппликации достигается путём неполного наклеивания фигурок на лист, отрабатывается умение вырезать по контуру, симметрично. При помощи этой технологии в рамках внеурочной деятельности били изготовлены объемные поделки - аппликации «Ангела» - символа Рождества Христова, принесшего Деве Марии благую весть о рождении у нее сына, Спасителя человечества, и оберега «Масленицы» - олицетворяющую зиму, ее проводы.

Таким образом, осуществляя проведение каждого внеурочного занятия:

  • мы начинали подготовку заблаговременно: подбирали источники информации, готовили презентации и вопросы для беседы.
  • мы проводили интегрированные занятия, которые включали в себя уроки по предметам: «Технология», «Литературное чтение», «Музыка».
  • мы учили первоклассников самостоятельно планировать учебную деятельность, проводить анализ своей деятельности и делать выводы.
  • мы раскрывали содержание занятия через деятельностный метод обучения, при котором в процессе работы развиваются универсальные учебные действия: познавательные, предметные, коммуникативные, регулятивные, личностные и метапредметные.
  • мы уделяли главную роль работе с бумагой, так как при изготовлении поделок из бумаги первоклассники развивают мелкую моторику и учатся работать по алгоритму.
  • после составления алгоритма изготовления поделок из бумаги, первоклассники самостоятельно выстраивали последовательность своих действий (см.табл.1).

Таблица 1. Фрагмент алгоритма выполнения поделки из бумаги оберега «Масленица».

1.Салфетку складываем треугольником.

t1

2. Кладем готовую ажурную салфетку на голубой лист бумаги, который вырезан форме квадрата – это будет фон для нашей куклы

t2

3. Заранее готовые вырезанные круги, складываем пополам, разрезаем.

t3
  • мы создавали благоприятные условия для индивидуальной деятельности первоклассников, ситуацию успеха и оказывали помощь по необходимости.

При изготовлении поделок из бумаги во внеурочной деятельности, следует соотносить праздничную атрибутику, символы, характеризующие определенную дату в календаре, и выбирать несложную по композиции, но и интересную детям поделку, для того, чтобы сформировать знания первоклассников о русских народных праздниках во внеурочной деятельности [2, с.189].

Таким образом, была проведена целенаправленная работа по формированию знаний у учащихся первого класса о русских народных праздниках зимнего цикла посредством изготовления поделок из бумаги.

Результативность данной работы была исследована с помощью диагностических методик, применяющихся нами ранее. Полученные результаты целесообразно представить в виде диаграммы (см. рис.2).

2

Рисунок 2. Уровень знаний первоклассников о русских народных праздниках.

в зимний период после формирующего этапа эксперимента

На основе выполненного исследования можно сделать вывод о том, что: на 25% увеличилось количество детей экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности знаний о русских народных праздниках в зимний период, на 15% увеличилось количество детей экспериментальной группы, имеющих средний уровень, на 40% уменьшилось количество детей экспериментальной группы, показавших низкий уровень.

Таким образом наблюдается положительная динамика сформированности знаний первоклассников экспериментальной группы о русских народных праздниках. Изготовление поделок из бумаги в рамках внеурочной деятельности оказало значительное влияние на формирование знаний школьников по исследуемому критерию и показало хорошую результативность.

Список литературы

  1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
  2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград: Учитель, 2008. - 189 с.
  3. Волоскова А.А. В. А. Сухомлинский о построении процесса обучения на основе традиций народной педагогики // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http://scienceforum.ru/2015/article/2015017612 (дата обращения: 12.06.2020 ).
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
  5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
  6. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Кучково, 2012. - 544 с.
  7. ФГОС НОО Режим доступа: — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b (Дата обращения 12.06.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: