УДК 37.013
Результативность формирования знаний первоклассников о русских народных праздниках зимнего цикла при изготовлении поделок из бумаги во внеурочной деятельности
Алексеенко Светлана Петровна – студент Вятского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматривается проблема духовного обогащения младших школьников, пути и средства, способствующие формированию духовных ценностей, сохранению народной культуры и возрождению источников народной мудрости. Автор статьи подробно проанализировал применение техники работы с бумагой в рамках внеурочной деятельности и показал результативность этой деятельности на основе количественного анализа. Изготовление поделок из бумаги на тематику русских народных праздников зимнего цикла оказало положительное влияние на формирование знаний о них у учеников первого класса.
Ключевые слова: Национальные российские ценности и традиции, русские народные праздники, праздники зимнего цикла, поделки из бумаги, техника работы с бумагой.
Концепция духовно-нравственного образования Российской Федерации подчёркивает необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознанию ценности человеческой жизни, что служит методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт [5, с.29]. Важным новшеством этого стандарта является включение внеурочной деятельности в учебный план [7]. Этот факт является своевременным и необходимым решением, поскольку даёт возможность использовать внеурочную деятельность в формировании духовных ценностей сегодняшних школьников.
В современном мире, в том числе и нашей стране материальные ценности доминируют над духовными. У детей формируются искаженные представления о доброте, великодушии, патриотизме, о культуре в целом. Это говорит о том, что воспитание нынешних школьников необходимо выстраивать на русских народных традициях, обычаях и праздниках, приобщать их к народной культуре для ее сохранения, возрождения и развития источника мудрости, великодушия и истории русского народа. Между тем, компьютерные игры и развлечения приходят на смену русским народным праздникам и забавам. Вместе с тем остро встаёт проблема приобщения детей к русской народной культуре.
И.М. Снегирев – один из первых ученых, кто обратился к изучению особенностей народного быта, обрядов и праздников. Автор изучал особенности русских народных праздников и связанные с ними древнерусские поверия и обычаи [6, с.544].
Согласно точки зрения В.А. Сухомлинского, необходимо возрождать прогрессивные педагогические традиции народа, и широко внедрять их в семью и школу. В своей педагогической практике педагог рассказывал детям сказки, пел вместе с ними народные песни, организовывал проведение народных праздников [3].
Таким образом, решая проблему формирования знаний детей о русских народных праздниках было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня знаний первоклассников о русских народных праздниках зимнего цикла.
В исследовании принимали участие 20 первоклассников. По результатам нашего исследования, 5% учащихся контрольной группы и 5% - экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности знаний о русских народных праздниках в зимний период. 51 % школьников контрольной группы и 45 % - экспериментальной группы показали средний уровень, низкий уровень сформированности знаний по изучаемому критерию выявлен у 44% детей контрольной группы и 50% - экспериментальной (см. рис.1).
Рисунок 1. Уровень знаний первоклассников о русских народных праздниках в зимний период.
Полученные результаты подтверждают необходимость проведения воспитательно-педагогической работы в рамках внеурочной деятельности.
Средством формирования знаний о русских народных праздниках была выбрана познавательная и трудовая деятельность, являющаяся частью внеурочной деятельности младших школьников.
В рамках данной деятельности учащиеся первого класса занимались изготовлением поделок из бумаги по авторской программе «Народные праздники зимы». Данная программа относится к программе этнокультурологической и технической направленности и включает в себя расширение кругозора о русских народных традициях и праздниках в зимний период, а также отражает практическое применение навыков ручного труда.
В процессе внеурочных занятий по изготовлению поделок из бумаги в начальной школе первоклассники учились определять и реализовать замысел изделия, планировать свою деятельность, навыкам работы с материалами и инструментарием [4, с.223].
Изучение русских народных праздников посредством изготовления поделок из бумаги является занимательным, целенаправленным процессом знакомства и изучения народной культуры; это один из способов хранения и передачи социального опыта, традиций и обычаев.
Познать опыт русского народа, важнейшие элементы его культуры, можно не только с помощью русского народного фольклора, но и с помощью бумаги - самого доступного, легкообрабатываемого материала, пришедшего к нам с давних времен [1, с.344]. В условиях общеобразовательной школы с учениками первого класса мы применяли широкий спектр технологий работы с бумагой: аппликация, квиллинг, оригами, конструирование и т.д.
Например, при работе с объемной аппликацией, техникой, в которой объем аппликации достигается путём неполного наклеивания фигурок на лист, отрабатывается умение вырезать по контуру, симметрично. При помощи этой технологии в рамках внеурочной деятельности били изготовлены объемные поделки - аппликации «Ангела» - символа Рождества Христова, принесшего Деве Марии благую весть о рождении у нее сына, Спасителя человечества, и оберега «Масленицы» - олицетворяющую зиму, ее проводы.
Таким образом, осуществляя проведение каждого внеурочного занятия:
- мы начинали подготовку заблаговременно: подбирали источники информации, готовили презентации и вопросы для беседы.
- мы проводили интегрированные занятия, которые включали в себя уроки по предметам: «Технология», «Литературное чтение», «Музыка».
- мы учили первоклассников самостоятельно планировать учебную деятельность, проводить анализ своей деятельности и делать выводы.
- мы раскрывали содержание занятия через деятельностный метод обучения, при котором в процессе работы развиваются универсальные учебные действия: познавательные, предметные, коммуникативные, регулятивные, личностные и метапредметные.
- мы уделяли главную роль работе с бумагой, так как при изготовлении поделок из бумаги первоклассники развивают мелкую моторику и учатся работать по алгоритму.
- после составления алгоритма изготовления поделок из бумаги, первоклассники самостоятельно выстраивали последовательность своих действий (см.табл.1).
Таблица 1. Фрагмент алгоритма выполнения поделки из бумаги оберега «Масленица».
1.Салфетку складываем треугольником. |
|
2. Кладем готовую ажурную салфетку на голубой лист бумаги, который вырезан форме квадрата – это будет фон для нашей куклы |
|
3. Заранее готовые вырезанные круги, складываем пополам, разрезаем. |
- мы создавали благоприятные условия для индивидуальной деятельности первоклассников, ситуацию успеха и оказывали помощь по необходимости.
При изготовлении поделок из бумаги во внеурочной деятельности, следует соотносить праздничную атрибутику, символы, характеризующие определенную дату в календаре, и выбирать несложную по композиции, но и интересную детям поделку, для того, чтобы сформировать знания первоклассников о русских народных праздниках во внеурочной деятельности [2, с.189].
Таким образом, была проведена целенаправленная работа по формированию знаний у учащихся первого класса о русских народных праздниках зимнего цикла посредством изготовления поделок из бумаги.
Результативность данной работы была исследована с помощью диагностических методик, применяющихся нами ранее. Полученные результаты целесообразно представить в виде диаграммы (см. рис.2).
Рисунок 2. Уровень знаний первоклассников о русских народных праздниках.
в зимний период после формирующего этапа эксперимента
На основе выполненного исследования можно сделать вывод о том, что: на 25% увеличилось количество детей экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности знаний о русских народных праздниках в зимний период, на 15% увеличилось количество детей экспериментальной группы, имеющих средний уровень, на 40% уменьшилось количество детей экспериментальной группы, показавших низкий уровень.
Таким образом наблюдается положительная динамика сформированности знаний первоклассников экспериментальной группы о русских народных праздниках. Изготовление поделок из бумаги в рамках внеурочной деятельности оказало значительное влияние на формирование знаний школьников по исследуемому критерию и показало хорошую результативность.
Список литературы
- Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград: Учитель, 2008. - 189 с.
- Волоскова А.А. В. А. Сухомлинский о построении процесса обучения на основе традиций народной педагогики // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http://scienceforum.ru/2015/article/2015017612 (дата обращения: 12.06.2020 ).
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
- Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Кучково, 2012. - 544 с.
- ФГОС НОО Режим доступа: — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b (Дата обращения 12.06.2020).