gototopgototop

УДК 374.1

Особенности преподавания творческих дисциплин в техническом вузе

Базуева Варвара Львовна – старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова.

Воронина Эльвира Анатольевна – старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова.

Аннотация: В статье анализируются особенности преподавания предметов художественного цикла в технических вузах с учетом методических особенностей дисциплин. Рассматриваются принципы взаимодействия парадигм художественного и технического образования на основе изучения российского и мирового опыта. Дается оценка важности интерграции дисциплин «рисунок» и «технический рисунок» в процесс обучения студентов технических направлений подготовки.

Ключевые слова: Мышление, методика преподавания предметов изобразительного цикла педагогика и дидактика искусства, художественная деятельность студентов, проектное мышление, пространственное мышление.

Говоря об особенностях преподавания творческих дисциплин в современном техническом вузе, нельзя не остановиться на кратком анализе развития школ высшего художественного образования в соответствии с установленными признаками образовательных парадигм.

Характер классической методики преподавания предметов художественного цикла обусловлен следующими специфическими чертами: творческий процесс невозможен без постоянных графических и колористических упражнений, тренировок, заданий, клаузур, направленных на совершенствование техники исполнения итоговых работ по предметам изобразительного цикла. Собственно, творчество, то есть развивающая образовательная парадигма, появляется исключительно в тесной связи с основной традиционной образовательной парадигмой. Стратегия современной методики преподавания и допущение некоторого игнорирования традиционного принципа построения учебного процесса.ю используя в постиндустриальном обществе нарочито креативные тенденции преподавания, где идея главенствует над техникой исполнения, взамен установившимся тенденциям.

Пересморт представления о художественной ценности предметов классического искусства начал происходить в мире благодаря развитию индустриального производства в середине XIX века и продолжается о сих пор.

Если произвести сравнение художественных школ России и зарубежных стран в историческом контексте формирования образовательных систем, совершенствования технологий, форм и методов художественной подготовки специалистов на базе учреждений высшего образования за два последних столетия, то выявляются некоторые закономерности, позволяющие сделать соответствующие выводы об их перспективах.

Примерно с 70-х годов XX века в России (СССР) окончательно сформировалось трехэтапное художественное обучение, которое существует до нашего времени: детская художественная школа, средняя художественная школа (колледж) и вуз. Данный комплекс представляет собой классическую академическую модель художественного образования. Она берет свое начало в XIX веке, ориентируясь на передовые школы искусства Европы. Следует отметить, что когда, практически, все художественные учебные заведения Вены, Парижа, Берлина в начале XX века получили новый вектор развития, в виде формирования такого нового раздела искусства, как дизайна, в России, а затем и в Советском союзе общая методическая концепция художественного образования в глобальном плане почти не поменялась, что в настоящий момент и является интересной особенностью обучения в традиционных российских художественных учебных заведениях и привлекает большое число иностранных граждан.

Таким образом, художественная составляющая обучения с позиций выявления концептуальных основ существующих направлений в педагогике и дидактике искусства, а также с учётом специфики профессиональной деятельности, необходима для дальнейшего обучения большого числа дисциплин.

Современные вузы, обучающие по различным техническим направлениям подготовки, нередко включают в учебные планы, творческие дисциплины, как базовые, так и факультативные, к примеру, объемно-пространственную композицию, рисунок, технический рисунок, колористику, что позволяет в дальнейшем использовать полученные навыки в создании технических чертежей, проектов, презентаций, инфографики. Данные дисциплины вводятся в курсы не только дизайна, но и менеджмента, компьютерного моделирования, ландшафтной архитектуры. Характерной особенностью, практически, до настоящего времени в постсоветском пространстве, явилась их преподавание «вручную», в зарубежных вузах достаточно давно предметы изобразительного цикла изучаются с использованием ПК. К примеру, Университет Восточной Финляндии, Балтийская международная академия успешно используют преимущественно современные графические и 3d программы для образовательного процесса, когда как Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет и Латвийский аграрный университет придерживаются более традиционных методических форм преподавания изобразительного искусства и в процессе обучения, преимущественно на младших курсах, студентами выполняются работы в карандаше, акварели и гуаши. Компьютерные технологии используются при обучении на старших курсах. Несмотря на то, что учебные программы и методические разработки постоянно совершенствуются, продумываются пути интеграции в процесс обучения студентов, технических специальностей, основ художественно-изобразительного мастерства. Изучение и получение навыков владения рисунком трудно переоценить, «технический рисунок занимает одно из ведущих мест в художественно-проектной деятельности дизайнера любого направления» [3.с.94].

Список литературы

  1. Базуева В.Л., Кривоногова А.С. Аспекты влияния креативной среды на формирование творческого мышления студентов технического ВУЗа//Материалы научно-технической конференции Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета по итогам научно-исследовательских работ 2012 года факультета ландшафтной архитектуры-Санкт-Петербург .:Изд-во Политехн. ун-та ,2013. № 0, c. 8-11
  2. Левин И.Л. – Парадигмальный анализ развития школ высшего архитектурно художественного образования. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» том 7 № 4, 2015
  3. Технический рисунок Стриганова Л.Ю., Сидякина Т.И. Екатиринбург, 2017 г., Ученый электронный текстовый ресурс https://www.old.study.urfu.ru, с.104

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail