УДК 37.013

Техника «флюид-арт» как средство развития наглядно-образного мышления младших школьников

Базылева Татьяна Валерьевна – бакалавр образовательной программы «Изобразительное искусство» факультета Начальных классов Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

Научный руководитель Митасова Светлана Алексеевна – доктор культурологии, доцент кафедры Музыкально-художественного образования Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

Аннотация: В статье рассматриваются различные способы развития наглядно-образного мышления младших школьников. Описывается художественная техника «флюид-арт» как одно из эффективных средств, помогающее ученикам формировать и развивать данный тип мышления.

Ключевые слова: Наглядно–образное мышление, младший шко льник, изобразительное искусство, техника «флюид-арт». 

Актуальная проблема на сегодняшний день – это интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста. В активизации умственного потенциала личности путем формировании образного компонента мышления, за которым стоит тренировка мыслительных актов, и совершенствование качеств самой мысли, видим мы путь к решению основной задачи обучения.

В современной литературе существует множество определений мышления. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания.

Выделяется три основных вида мышления, такие как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное). Рассматрим понятие наглядно-образное мышления более подробно.

Наглядно–образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря ему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета. Развитие этого вида мышления связано с процессом «децентрации», который описал Ж. Пиаже. Децентрация – это преодоление детского эгоцентризма и способность занимать позицию другого человека, сопоставляя со своей собственной позицией [5, 70с]. Первая особенность наглядно-образного мышления это обратимость воображаемых операций и возможность мысленно воспроизводить операции, которые на самом деле не возможны. Вторая особенность заключается в том, что этот вид мышления практически не отличим от воображения и выступает в роли креативности.

Наглядно-образное мышление характеризуется особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в процессе умственного развития младших школьников:

  • решение познавательных задач направлено на отражение явлений, ориентировки на наблюдаемые особенности объектов, соотнесение наглядного образа того или иного объекта с наглядно воспринимаемыми особенностями этого объекта;
  • в процессе сравнения предметов происходит формальное обобщение этих предметов и выделение в них формально общего;
  • выделение классов предметов по сходным чертам для составления соответствующей классификации и ее использования с целью опознания конкретных предметов, выполнение первичного упорядочивания;
  • схематизирующее определение понятий по внешним признакам;
  • становление речи, ее образности.

Развитие наглядно-образного мышления анализируется различными авторами именно с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности: преобразующих, воспроизводящих и классификационных. Рассмотрим несколько авторских позиций.

Н.Н. Поддьяковым в процессе изучения наглядно-образного мышления выделены несколько взаимосвязанных линий развития:

  • превращение практических и исполнительных действий в пробующие;
  • наличие поисковых действий;
  • развитие самих поисковых актов и практических преобразований.

«Основная линия развития наглядно-образного мышления, - пишет Н.Н. Поддьяков,- заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы» [6, 157с].

И.С. Якиманской изучалось развитие образного мышления младших школьников на основе пространственных характеристик. Создание образов и

оперирование ими – это уровни развития пространственного мышления. Деятельность представления характеризуется особыми условиями создания образа (отвлечением от наглядной основы разного вида), содержанием деятельности представления (типами преобразования образов), уровнем сложности (числом и характером преобразований), качественным своеобразием способов преобразования образов. Уровень развития самой деятельности представления проявляется в степени ее развернутости, произвольности, осознанности, в типе оперирования пространственными образами. И.С. Якиманской были выделены три типа оперирования образами [7, 68с]:

  • изменение положения воображаемого объекта на плоскости, в пространстве по отношению к другим объектам;
  • изменение его структуры;
  • комбинация этих преобразований.

Одним из главных способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для младшего школьника игровая деятельность еще активна. Школьная программа направлена на развитие разных типов мышления, но одним из важнейшим является наглядно-образное мышление. Формированию и развитию способствуют следующие занятия: прохождение лабиринтов, упражнения на развитие межполушарных связей, чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев, упражнения направленные на развитие творческого воображения, описывание предмета по памяти, упражнения с придумыванием ассоциаций.

Таким образом, способов развития наглядно-образного мышления младших школьников существует очень много, однако, все они напрямую связаны с изобразительным искусством. Мы предлагаем для этой цели использовать технику «Флюид-арт».

Флюид-арт – это техника рисования жидким акрилом, с английского переводится как жидкое искусство. Этот вид абстрактной живописи основан на рисовании акриловой краской, которой придают жидкую текучую консистенцию. Живопись Флюид-арт – это сочетание психологии и творчества, где используется язык цвета, символов и образов – вместо привычного вербального языка. Такая техника живописи позволяет обратиться к внутренним ресурсам, которые были до сих пор не востребованы. Исследования психологов также показали, что творческое освоение данной техники повышает креативность учащихся, они начинают активно участвовать в творческих делах, они быстрее и разными способами достигают результата, они детально оценивают свое решение и активно совершенствуют его. Наглядно – образное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития посредством освоения техники «Флюид-арт». Поэтому, мы считаем, что техника «Флюид–арт», как искусство будет результативным методом развития наглядно–образного мышления младшего школьника.

Список литературы

  1. Вальдес, Одриосола М.С. И нтуиция, т ворчество и арттер апия / М.С. В альдес Одр иосола.. - М.: ИО И, 2012. - 96 c.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997,- 413с
  3. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб: Речь, 2008.
  4. Молодцова Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа / Начальная школа. 2004. № 2.-С.87-89.
  5. Ж. Пиаже Логика и психология. Избранные психологические труды. М., 1969. 156 с.
  6. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение. - 1977. -254с.
  7. Юнг Т. «Флюид-арт»: Простая техника жидкого акрила для создания завораживающих картин.-
  8. Якиманская И.С.: Развитие пространственного мышления школьников. М: Педагогика. - 1980. - 98с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: