gototopgototop

УДК 159

Сущность и психологические особенности конфликтной личности

Яковенко Александра Дмитриевна – студент магистратуры Института иностранных языков, современных коммуникаций и управления Московского государственного психолого-педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается сущность и психологические особенности конфликтной личности, ее способы восприятия конфликтных ситуаций и стиль взаимодействия. Рассмотрены характерные особенности конфликтующего человека, а также типология такой личности. 

Ключевые слова: Конфликт, тип, личность, взаимодействие, уровень.

Совокупность проблем, связанных с конфликтами и их разрешением, исходит из активной, на данный момент, перестройки всех сфер современной социальной жизни. Сейчас общество, можно сказать, требует повышенного внимания к проблемам конфликтов, ведь они непременно неизбежны в любой структуре, в особенности социальной. Конфликты, как бы нам не хотелось, но являются одним из необходимых условий развития общества. Есть тип людей, которые добиваются поставленных целей любыми приемлемыми, на их взгляд, способами, что зачастую приводит к игнорированию потребностей других окружающих их людей, а это тем временем, приводит к напряжённости между людьми или соперничеству.

Психологи исследуют разнообразные свойства личности, формирующиеся и проявляющиеся в деятельности, оказывающие непосредственное влияние на ее рентабельность. С самого рождения человек взаимодействует с окружающими людьми, ведь он является существом социальным. Каждый человек на протяжении всей жизни находится в различных ситуациях общения, будь то домашний обиход, работа, транспорт или какое-то заведение, будь то близкие люди или незнакомцы, к примеру обслуживающий персонал. Собственно непосредственно через общение и проявляется сущность человека.

Восприятие различных ситуаций непременно зависит от самого человека, от его характера, темперамента или других особенностей. Разногласий между людьми невозможно избежать, так или иначе когда-то они все равно настигают человека, каким бы «бесконфликтным» он себя не считал. Сюда отлично подойдет фраза древнеримского драматурга Публия Теренция Афра «Сколько людей, столько и мнений», ведь зачастую интересы одного человека не совпадают с интересами другого, а это ведет к противоречиям, возникновению сложных, напряженных ситуаций, которые далее могут перерасти в настоящий конфликт.

Никогда нельзя предугадать как поведет себя другая сторона в конфликтной ситуации. Одним из главных вопросов конфликтологии является вопрос о причинах и факторах, которые обуславливают непосредственно возникновение конфликтных ситуаций. Обычно исследователи выделяют два фактора обуславливающие возникновение конфликтных ситуаций: это объективный и субъективный. Причины конфликтов, относящиеся к объективным факторам, связаны непосредственно с самой ситуацией. Такая ситуация понимается как напряженная и одному из участников приходится вступать в «борьбу» с другим участником или участниками. Причины субъективного характера связаны с восприятием ситуации участниками, где главным образом учитываются их личностные особенности. Такие особенности вполне могут повлиять на выбор поведения в конфликтной ситуации [2].

В процессе деятельного общения идет проявление индивидуально-психологических особенностей каждой личности, которые не могут не заметить в коллективе или семье. Но не всегда они могут быть поняты тем или иным человеком, а если человек не понял, он может и не принять проявление тех отличительных свойств в мыслях, поведении, других действиях, которыми обладает его коллега, а из этого непосредственно исходит факт, когда в межличностных конфликтах эмоциональная сторона затмевает содержа­тельную [3].

У каждого участника конфликта есть свои интересы, которые он хочет удовлетворить и интересы другой стороны, соответственно, эти интересы и определяют стиль поведения в конфликте. Если реакция участника конфликта активна, то он, скорее всего, будет предпринимать попытки разрешить его, но если этот участник предпочитает действовать в индивидуальном порядке и не идти на уступки, то он займется поиском непосредственно своего пути решения конфликта или даже найдет способ, чтобы уйти от решения такой ситуации.

Каждый человек имеет свой приоритетный стиль. Если говорить о стиле конфликтной личности, то скорее всего будет использован стиль соперничества. Такой человек достаточно активен, деловит и идет непосредственно своим путём к разрешению конфликта, при всем этом не особо интересуясь сотрудничеством с другими людьми. Это, так называемый, демонстративный тип личности с преобладанием дистимического человек эгоистичен, менее зависим и более мстителен [6]. То есть такой человек стремится удовлетворить скорее собственные интересы, пренебрегая интересами оппонента. При таком ходе событий имеется вероятность принятия решения проблемы этого человека оппонентом, дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая, объективно, так и не пришла к своему логическому разрешению. При нестабильном эмоциональном состоянии ничтожна вероятность выбора стиля «сотрудничество» при решении конфликтной ситуации, поэтому именно соперничество использует человек активный, общительный, эмоциональный. Такой человек импульсивен, действует под влиянием момента, нередко вспыльчив и даже имеет тенденцию к агрессивному поведению. Конфликтной личностью, как правило, являются холерики.

Одной из характерных особенностей людей, склонных к конфликтам, является невысокий уровень развития мотивации действий среды, в которой они работают или учатся, уровень развития познавательных психических процессов, уровень потребностей и интересов в работе или учебе. Такие люди не чувствуют радость или удовольствие от деятельности, которой занимаются, чему предшествует эмоциональный барьер из негативных эмоций, который препятствует развитию личности [4].

Еще одной причиной конфликтности личности может стать интеллектуальная составляющая, а именно разница интеллектуального уровня оппонентов. Эта разница побуждает конфликтную личность к неадекватным поведенческим реакциям. При возникновении противоречия между людьми, будь то студент и преподаватель или начальник и подчиненный, идет столкновение различных точек зрения, убеждений, взглядов, что свидетельствует о несовместимости типов мышления субъектов взаимодействия. Одно и то же понятие оппоненты могут трактовать по-разному, а из этого следует непонимание, разногласия или даже устанавливаются барьеры, на которые, из раза в раз, конфликтная личность будет наступать и старый конфликт будет возобновляться, но не решаться.

Если рассматривать типологию конфликтных личностей, то кратко можно выделить следующие типы:

  1. Личность, которая привыкла быть в центре внимания или, по крайней мере, всегда стремится к этому. Такая личность идет на конфликт ради того, чтобы ее «заметили». Интересно то, что как правило, оснований для конфликта нет. Такой тип личности можно назвать демонстративным.
  2. Личность с завышенной самооценкой, честолюбивая, негибкая в общении и не привыкшая считаться с мнением других. Здесь любой человек будет «не прав», чье мнение, позиция и факты не соответствуют понятиям или фактам данной личности, в которых она убеждена на 100%. Как правило такая личность бесцеремонна и груба. Этот тип личности можно описать словом ригидность.
  3. Агрессивная личность, имеющая импульсивное поведение, от которой окружающие не знают чего ожидать. Тип неуправляемой личности вредит не только окружающим, но и им самим, так как отсутствует самоконтроль.
  4. Следующий тип имеет повышенную тревожность, связанную с повышенными требованиями как к себе, так и к окружающим. Такая личность добросовестна, скрупулезна и подвергает критике практически всех окружающих. У такой личности, сверхточной, повышена чувствительность к оценкам со стороны, что нередко и приводит к конфликтам.
  5. Тип личности рационалист достигает через конфликт своих целей. Такая личность расчетлива и готова к конфликту в любой момент.

Подытоживая вышесказанное можно отметить, что психологические особенности конфликтных личностей могут быть совершенно разные, но следует быть осведомленными о всех типах личности, для лучшего урегулирования или профилактики конфликтных ситуаций.

Список литературы

  1. Белоус Н.А. Характер коммуникативной личности конфликтного типа // Lingua Mobilis, 2011, С. 54-58.
  2. Дихтярь А.В., Зиборова Е.И. Изучение влияния характерологических особенностей личности на поведение в конфликтной ситуации / Актуальные проблемы развития науки и современного образования // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017, С. 287-289.
  3. Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологическите основы, причины, профилактика, разрешение / Учеб. пособие, Санкт-Петербург, 2015.
  4. Рожков Н.Т. Мотивация как основа конфликтного поведения личности / Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека, 2018, С. 140-145.
  5. Савченко Е.В. Стиль разрешения проблемно-конфликтных ситуаций как аспект анализа жизненного пути личности // Вiсник Одеського Нацiонального Унiверситету. Психологiя, 2015, С. 142-152.
  6. Чернова Г.Р., Сергеева М.В. Взаимосвязь стиля поведения в конфликтных ситуациях и типа личности педагогов дошкольного образовательного учреждения / XXXIII Царскосельские чтения, 2019, С.308-312.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail