gototopgototop

УДК 32

Инструменты для регулирования деятельности репетиторов и дополнительных педагогов

Джемалядинова Алие Шевкетовна – студент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: В последнее время обращение за помощью к частным преподавателям обрело массовый характер. Система знаний стала строиться на получении знаний в школе, от репетиторов, из онлайн-курсов и других источников. Однако такой ажиотажный спрос на дополнительные занятия позволяет сделать вывод о неправильном функционировании школы, как самодостаточного института образования детей. В публикуемых материалах о репетиторах очень много внимания уделяется оплате их труда, то есть доходам репетиторов и расходам родителей. При этом очень мало внимания уделяется причинам обращения к услугам репетиторов. В первую очередь необходимо понять, какие недостатки в работе школы порождают массовый спрос на эти услуги.

Ключевые слова: Репетитор, налогообложение, самозанятые граждане, школа, общее образование, оценивание знаний.

За все годы функционирования современной системы образования никто не проводил исследований, насколько школа самодостаточна в обеспечении 100%-ой успеваемости школьников. На данный момент Министерство просвещения и репетиторы живут в симбиозе. Министерство обеспечивает стабильный, а временами ажиотажный, спрос на услуги репетиторов, как в успешных столичных школах, так и в сельских учреждениях на окраинах России. В свою очередь, репетиторы помогают конкретным учителям, школам и всей системе образования сохранять видимость относительного благополучия. Это не означает, что все учителя учат плохо. Однако необходимость в репетиторах растет, значит, школа не справляется с возложенными на неё функциями.

Итак, кто такой репетитор? Почему именно в России услуги репетитора пользуются таким спросом? Почему этот вид деятельности не стал массовым в большинстве высокоразвитых стран? Ответ достаточно очевиден: школы других стран не создают такой потребности, то есть школьные системы берут на себя решение тех проблем, которые в России решает репетитор.

По разным оценкам, с репетиторами постоянно занимается 24% российских школьников. И речь не только о подготовке к экзаменам в девятом классе или одиннадцатом. Некоторые родители оплачивают внешкольные занятия чуть ли не с первого класса [1]. Необходимость нанимать репетиторов маленьким детям – свидетельство несовершенства самого формата школьного образования, непропорциональности объема нагрузок и сил, которыми обладает средний ребенок для преодоления всех школьных трудностей.

Согласно данным опроса «Фонда общественное мнение», в 2019-2020 учебном году 78 % от общего числа учеников 10-х и 11-х классов, готовятся к ЕГЭ дополнительно (в группах или с индивидуальным репетитором). Внимание к ОГЭ чуть меньше, и, тем не менее, вне школы к нему готовятся 74 % учеников 8-х и 9-х классов, а это приблизительно 1 800 000 человек [2]. Чаще всего дополнительные занятия требуются ученикам, которые отстают от всего класса в изучении одного или нескольких предметов, проще говоря, не тянут школьную программу. Правда, в некоторых случаях подобное случается, когда родители переводят ребенка в более сильную школу, объективно не рассчитав его силы.

Любая деятельность, приносящая доход, является предпринимательской, соответственно, она должна быть зарегистрирована для уплаты налога. Год назад репетиторы 23 российских регионов получили уникальную возможность платить минимальный доход на протяжении длительного десятилетнего периода, начиная с 2019 года [3]. Условия данной программы следующие:

  • при оказании услуг физическим лицам налог минимален, всего 4%;
  • чуть больше, 6%, платят репетиторы, сотрудничающие с организациями;
  • налоги на профессиональный доход подразумевают доступность медицинского обслуживания, а вот для начисления страхового стажа и получения в дальнейшем пенсии придется платить отдельно, но на добровольной основе;
  • быстрая и легкая регистрация производится в личном кабинете «Госуслуг» или с помощью специального приложения «Мой налог».

Итак, самозанятый гражданин должен выйти из подполья, объявить о своих доходах, зарегистрироваться и заплатить налог. Всё это автоматически вызывает ряд вопросов:

  1. Если данный налог никак не сказывается на пенсии, а страх наказания несколько призрачен, поскольку «отловить» их невозможно, что должно заставить самозанятого гражданина решить на такой самоотверженный шаг?
  2. Услуги самозанятых граждан в подавляющем большинстве случаев оплачиваются на месте и наличными, банковские транзакции просто делают невозможным оказание таких услуг. Как именно должен самозанятый гражданин подтвердить свой доход и, связанные с его деятельностью накладные расходы?
  3. Допустим, налоговая инспекция рассчитывает, что самозанятый гражданин самоотверженно трудится 40 часов в неделю с двумя выходными. На какую именно цифру нужно умножить эти 40 часов? В этом уравнении слишком много неизвестных и переменных. Даже в одном городе, даже в одном районе, даже на одной улице оплата очень дифференцирована. Есть рейтинг популярности, уровень компетентности, сезон, форс-мажорные обстоятельства и ещё многие факторы, которые трудно учесть, и ещё труднее объяснить. Схема должна быть ясной, понятной и удобной в работе.

Однако ни официальные источники, ни публикации на тему самозанятых граждан не содержат объяснения, как именно исчисляется реальный доход репетитора, 4 % которого должны пойти в казну. Считать налоговой базой усреднённую стоимость одного часа занятий – несправедливо. К примеру, налоговая инспекция в городе Симферополе Республики Крым может открыть сайт «репетитор.ру», получить информацию, что услуги начинающего специалиста оплачиваются от 750 рублей за час и использовать это для своих расчётов. На самом же деле цены за услуги репетитора варьируются от 200 до 1500 рублей за час в зависимости от региона, экономического положения населения, количества проживающих в районе, количества репетиторов и качество предоставляемых ими услуг и иных вышеперечисленных переменных. Получается, что система очень даже не против взымать с репетитора деньги в виде налогов, но категорически против признания репетиторов в качестве неотъемлемой и значительной части российского школьного образования.

Необходимость найма репетиторов – факт почти легитимный, и уже, к сожалению, привычный. Школа как основной институт среднего образования в России, должна быть самодостаточной. Сам факт массового обращения к репетиторам должен вызывать немедленную реакцию Министерства. Для исправления этой катастрофичной ситуации общеобразовательное учреждение должно идти по пути разгрузки школьников, снижения объема материала, который необходимо запомнить ученику, снижения нормативную, методическую и юридическую нагрузки на учителя.

Список литературы

  1. И. Васильева «Можно ли обойтись без репетитора в старшей школе?» [Электронный ресурс]. URL: https://www.vkpress.ru/vkinfo/mozhno-li-oboytis-bez-repetitora-v-starshey-shkole/?id=90272 (дата обращения: 18.05.2020 г.).
  2. Е. Кухтенкова, «Пройдите в кассу» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/09/23/eksperty-podschitali-skolko-deneg-roditeli-tratiat-na-repetitorov.html (дата обращения: 18.05.2020 г.).
  3. Репетиторство как предпринимательская деятельность РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.virtualacademy.ru/stati/repetitorstvo-kak-predprinimatelskaya-deyatelnost-rf/ (дата обращения: 18.05.2020 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail