УДК 378:614

Дистанционные образовательные технологии в педагогической практике магистрантов в медицинском вузе

Дюсенова Сандугаш Болатовна – доктор медицинских наук, профессор кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.

Тукбекова Бибигуль Толеубаевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.

Серикова Гульмира Бергентаевна – ассистент-профессор кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.

Курилова Вероника Викторовна – ассистент кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.

Жетписбаева Рымкуль Эбынияновна – ассистент кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.

Аннотация: В настоящее время учебным заведением предстоит вести обучение в дистанционных условиях для набора образовательных элементов и личностного роста обучающихся. Цель работы – изучение дистанционных образовательных технологий в педагогической практике магистрантов в медицинском вузе.

Ключевые слова: Дистанционные образовательные технологии, онлайн обучение, магистранты.

В условиях глобализации многие из сегодняшних вызовов не знают границ и не могут быть решены странами по отдельности – глобальные вызовы требуют коллективных решений. Способность реагировать на все более неотложные проблемы – изменение климата, здравоохранение, продовольственная безопасность и бедность - зависит от новых форм международного сотрудничества. Не является исключением и сфера образования [1]. По последним данным, в Европе более 90% студентов вовлечены в учебный процесс посредством электронного обучения. Более 80% вузов предоставляют услуги с использованием дистанционных образовательных технологий [2].

В течение последних нескольких десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования в наукоемкой образовательной среде во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционных образовательных технологий, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования, подключением наукоемких сервисов и многим другим. Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, дистанционные образовательные технологии являются ведущим инструментом совершенствования системы образования в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества и доступности для различных категорий людей. Система дистанционного обучения в наукоемкой образовательной среде представляет собой многофункциональную, педагогическую, управляемую, социальную, целостную, открытую, саморазвивающуюся систему. Система дистанционного обучения способствует организации учебного процесса таким образом, чтобы сформировать у студента активное отношение к учебно-познавательной, учебно-профессиональной, научной и инновационной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения [3].

Дистанционное обучение является одной из наиболее прогрессивных систем подготовки специалистов, в том числе и медицинского профиля. Это обусловлено тем, что учебный процесс в условиях высшего профессионального медицинского образования подчинен не столько задаче информационного насыщения материалами медицинского характера, сколько формированию продуктивного мышления будущих медицинских работников, развитию интеллектуального потенциала личности, способной к самообразованию и самоорганизации в условиях будущей сложной медицинской профессиональной деятельности [4].

Цель работы: определения дистанционные образовательные технологии в педагогической практике магистрантов в медицинском ВУЗЕ

Материалы и методы на кафедре Педиатрии и неонатологии 2019 -2020 учебном году научно-педагогическую практику проходили 3 магистрантов.

Основной целью научно-педагогической практики магистрантов является формирование их научно-методологической и практической готовности к реализации профессионально-педагогической деятельности как базового компонента формирования соответствующей компетентности путем освоения научных знаний и знакомства с сущностью научно-исследовательской и педагогической деятельности, формирования опыта ее осуществления в образовательном учреждении.

Результаты и обсуждение

С 16 марта2020 года в учреждениях образования Республики Казахстан, в связи с карантином и профилактикой распространения коронавируса, занятия начали вестись в онлайн, удаленном режиме. Основной особенностью данной технологии является осуществление процесса обучения с сохранением определенной дистанции или расстояния. Как правило, для дистанционного обучения как основное средство коммуникации используется сеть Интернет, общение в которой возможно как в реальном времени, так и с использованием электронных площадок для коммуникации и передачи информации, необходимой для изучения дисциплины.

В соответствии с этим научно-педагогическая практика магистрантов ориентирована на применение профессиональных знаний, полученных в комплексе дисциплин общенаучного и методического плана, развитие исследовательского типа мышления и получение ими новых объективных научных знаний через призму научно-педагогической практики. Педагогическая практика в системе высшего образования является видом учебной деятельности, который предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, видение системы образования, а также осваивать технологию исследовательских процедур, что необходимо для становления компетентного специалиста [5-7]. Выступая связующим звеном между теоретическим обучением и будущей профессиональной деятельностью, практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, дает возможность углубить и закрепить полученные знания, апробировать их в реальных педагогических ситуациях. Содержание практики магистров ориентирует на научный поиск, инновационную деятельность и проектирование индивидуальной образовательной траектории, включает все составляющие научно-исследовательской деятельности, которые осваиваются на протяжении всего обучения [8]. Оценка магистранта складывается из его практической деятельности и теоретической подготовки. В связи с внедрением дистанционного образования возникает необходимость изменить построение учебного процесса магистранта. Важную роль в этом процессе имеет профессионализм и компетентность руководителя практики, так как дистанционные методы обучения значительно расширяют и обновляют его роль, делают его наставником, координирующим познавательный процесс [9].

По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения: видеоконференции, аудиоконференции, компьтерные телеконференции, видеолекции, занятия в чате Веб-уроки, видео по теме, комментарии [10].

Медицинское образование – особая отрасль, требующая значительных усилий и затрат времени со стороны обучающихся, бóльшая часть которого отводится на освоение практических навыков, поэтому возможности электронного обучения используются в виртуальной обучающей среде. Теоретическая подготовка магистрантов на основе программного комплекса электронного обучения Moodle (Modular Object Oriented dynamic Learning Environmen).

Задачи дистанционной практики магистрантов включают:

1) Ознакомление с нормативно-правовой документацией в области медицинского образования на уровне республики, ВУЗа, школы медицины.

2) Работа в школе медицины.

Изучение:

  • положения о кафедре;
  • силлабуса;
  • контрольно-измерительных средств;
  • экзаменационных ведомостей.

3) Разработка учебно-методических материалов

4) Посещение лекций

5) Самостоятельное проведение учебного занятия, в том числе с использованием дистанционных методов

6) Участие в мероприятиях школы по созданию учебно-методических комплексов дисциплин образовательной программы.

Проведение занятий дистанционно осуществляется магистрантом согласно расписанию студентов. Передача задания для студентов и передача выполненной работы для преподавателя (магистранта) осуществляется либо через WhatsApp, платформу zoom, и\или по электронной почте (по согласованию со студентами). Есть много преимуществ в программе Zoom видео и аудио связь с каждым участником, можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. Очень удобная программа для онлайн-обучения. Для обмена информацией используются Power Point презентации, you tube видео материалы, видеоклипы, тестовые задания. Занятия в онлайн режиме, интерактивные занятия проходят с обсуждением клинических случаев. Для итогового контроля студентов предпочтителен устный экзамен (каждый студент перед камерой с микрофоном) и/или письменный экзамен в платформе Session.kz.

Роль магистранта в дистанционной практике по научно-педагогической практике магистрантов также сводится к тому, что он имеет возможность участвовать в создании дистанционного курса, методических разработках. А также постоянно поддерживать электронную среду обучения, в которой работают и развиваются студенты. При этом магистрант выступает в роли полноправного участника процесса обучения и участвует в подготовке необходимых учебных материалов и управлении ходом дискуссий через постановку проблемных вопросов.

Выводы

В дистанционном образовании, как и в любом явлении есть минусы и плюсы.

  1. Технологичность-обучение с использованием современных программных и технических средств (WhatsApp, платформу zoom, и\или по электронной почте) делает электронное образование (Moodle) более эффективным.
  2. Развитие интернет сетей, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает дистанционное обучение полноценным и интересным.
  3. Опыт показывает, что обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным.
  4. Документирование процесса обучения - у обучающегося может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютером и он может обращаться к ним позже по мере необходимости.
  5. Индивидуальная система дистанционного обучения. Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения.

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения.

Минусы дистанционного обучения.

  1. При дистанционном обучении личный контакт студентов, магистрантов друг с другом и с преподавателями минимален, но мы оставляем клинические случаи со стандартизированным пациентом.
  2. Такая форма обучения не подходит для развития навыков работы в команде.
  3. Недостаток практических знаний. Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или педагогам «живой» практики.
  4. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий.

Учиться всю жизнь, совмещая это с работой? Именно это делает магистранты во время технологии дистанционного образования необходимыми. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. На сегодняшний день отношение студентов к дистанционному обучению пока двояко и неоднозначно. С одной стороны, они понимают его преимущества, а с другой еще немного опасаются того, что будет потеряно качество получаемых знаний, скажется отсутствие личных контактов с преподавателем и диплом будет иметь меньшую значимость. Грамотно выстроенная система дистанционного обучения (с использованием последних технологических достижений, проработанной методологической базой, интерактивным взаимодействием и т.д.) может существенно увеличить вес дистанционной формы обучения [10].

Список литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р // Мин-во образования и науки Российской Федерации: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: Ы^р://минобрнауки.рф/докумен-ты/2882 (дата обращения 14.05.2013)
  2. Толстоухова И.В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология // ЧиО. 2016. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения: 03.06.2020).
  3. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: Автореф. … дис. канд. пед. наук. [Электронный рексурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-distantsionnogo-obucheniya-studenta-v-naukoemkoi-obrazovatelnoi-sre/read
  4. Зайцева О.Н. Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов (на примере изучения математических дисциплин): Автореф. … дис. канд. пед. наук. [Электронный рексурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-distantsionnogo-obucheniya-v-protsesse-organizatsii-samostoyatelnoi-raboty-stud/read
  5. Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна Содержание педагогической практики бакалавров и магистрантов направления «Педагогическое образование» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-pedagogicheskoy-praktiki-bakalavrov-i-magistrantov-napravleniya-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 04.06.2020).
  6. Жаутикова С. Б. Опыт применения инновационных методов обучения в КГМУ /С. Б. Жаутикова, К. М. Жиенбаева, С. М. Аринова // Медицина и экология. – 2016. – №2. – С. 106-108
  7. Соловьева Н.М. Дистанционные образовательные технологии в организации педагогической практики студентов // Преподаватель ХХI век. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-organizatsii-pedagogicheskoy-praktiki-studentov
  8. Деманова С. В. Электронное обучение в вузе как фактор развития государственной образовательной политики в регионах // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-v-vuze-kak-faktor-razvitiya-gosudarstvennoy-obrazovatelnoy-politiki-v-regionah
  9. Кизатова С. Т., Тукбекова Б. Т., Дюсенова С. Б., Исаева А. А., Тлегенова К. С., Кирьянова Т. А., Сарманкулова Г. А., Рахметова Г. Ш. Интеграция онлайн и традиционного метода обучения профессиональным компетенциям в медицинском ВУЗЕ //Медицина и экология. - 2020. - № 1. – С. 18-23.
  10. Морозова И. А. Дистанционное образование: за и против // Экономинфо. 2010. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-za-i-protiv.

Интересная статья? Поделись ей с другими: