УДК 37.013
Инновационные процессы в профессиональном образовании
Кашфразыева Гульнара Камилевна – аспирант Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета.
Кашфразыев Айтуган Илдусович – аспирант Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета.
Аннотация: В статье рассматриваются понятия инновации и инновационных процессов в образовании. Основные направления инновационной деятельности и наиболее актуальные инновационные технологии. Рассмотрены примеры интеграции различных уровней образования.
Ключевые слова: Инновации, инновационные технологии, инновационный процесс, профессиональное обучение.
Инновации и инновационные процессы в системе профессионального образования оказывают непосредственное влияние на такие существенные характеристики профессионального педагогического образования, как: сочетание и взаимосвязь отраслевой, психолого-педагогической подготовки и подготовки рабочих кадров специальностей, на основе интеграции политехнических, психолого-педагогических и профессиональных знаний.
Инновации в профессиональном образовании — это процесс целенаправленных изменений, обеспечивающих качественное обновление и развитие профессионального образования. К ним можно отнести технико-технологические, педагогические, организационно-управленческие, социально-экономические инновации.
Целостное понимание сущности инноваций в профессиональном образовании начинается с раскрытия противоречивых, заключающихся в стремительных изменениях в научно-технической, технической, экономической, социальной, культурной сферах и темпами инновационных изменений в подготовку будущих специалистов.
Таким образом, профессиональное образование развивается через целенаправленные, управляемые инновационные процессы. Современные направления инновационных процессов в системе образования направлены на обеспечение соответствия темпов развития образования темпам развития общества.
Для достижения нового качества профессионального образования в настоящее время проводятся следующие мероприятия: структурные преобразования профессионального образования, апробация различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования; использование инновационных технологий.
Примером интеграции начального среднего и высшего образования является - четырехлетняя творческая работа коллектива ЯГИТИ. Создано высшее инновационное образовательное учреждение, интегрирующее начальное, среднее и высшее профессиональное образование в одном образовательном учреждении. Основой его функционирования является созданное в нем интегрированное образовательное пространство, в котором коренным образом изменились содержание, технология обучения и воспитания, структура управления высшими учебными заведениями. Учебный процесс организован на новой основе.
Также примером интеграции разных ступеней образования можно считать организацию школ и лицеев при университетах, примером такого симбиоза можно считать лицеи при К(П)ФУ. На базе данных лицеев реализуются инновационные образовательные проекты студентов и полколлектива КФУ, таким образом, являясь источниками инноваций в педагогической деятельности.
В настоящее время в образовании используются различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
ИКТ имеют широкий функционал применения при организации учебной деятельности. Это может быт и демонстрация наглядного материала, технических процессов опасного производства без риска; при реализации групповых проектов могут применяться облачные сервисы с возможности предоставления возможности редактировать документ нескольким пользователя.
Особенно актуальными стали ИКТ при реализации дистанционного обучения. При переходе на дистанционное обучение образовательные Web-сервисы стали основным инструментом большинства преподавателей на всех ступенях образования
Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей образовательной системы школы, обеспечивая комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития, реализации его природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии является не только субъектом, но и субъектом приоритета; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо абстрактной цели. Она проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством обучения студента
Использование такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством образования, позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.
Технология портфолио
Технология портфолио реализует в учебном процессе следующие функции:
- диагностические (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
- целеполагание (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
- мотивационный (побуждает учащихся, учителей и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательный (максимально раскрывающий весь спектр достижений и выполненных работ);
- развивающий (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);
- рейтинг (показывает диапазон и уровень навыков);
- тем не менее следует добавить:
- обучение (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
- корректирующий (стимулирует развитие в рамках, условно определенных стандартом и обществом).
Как видно из выше сказанного инновационные процессы образования не ограничиваются исключительно применением инновационных технологий в обучение или разработке данных технологий. Инновации могут заключаться и в новых подходах к структуре образовательного учреждения, менеджмента, организации психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Список литературы
- Абилкасимова Г. Инновационные процессы в профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 41-43; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8289 (дата обращения: 08.06.2020).
- Худолий Николай Григорьевич Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования в одном учебном заведении - перспективное и эффективное направление дальнейшего развития профессионального образования // Природные ресурсы Арктики и Субарктики . 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-nachalnogo-srednego-i-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-odnom-uchebnom-zavedenii-perspektivnoe-i-effektivnoe (дата обращения: 08.06.2020).
- Абилкасимова Г. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 41-43; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8289 (дата обращения: 08.06.2020).
- Арслонов Кахрамон Полвонович, Шукуров Абдурахмон Дониёрович Необходимость организации инновационных процессов в профессиональном образовании // Academy. 2019. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-organizatsii-innovatsionnyh-protsessov-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 08.06.2020).
- Матназарова Мехрибон Бахтияровна Специфические особенности профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений // Проблемы педагогики. 2018. №7 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-professionalnoy-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov-vysshih-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 08.06.2020).
- Быстрова Наталья Васильевна, Коняева Елена Александровна, Царапкина Юлия Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pri-formirovanii-professionalno-pedagogicheskoy-kompetentnosti-studentov-vuza (дата обращения: 08.06.2020).