УДК 37.013

Инновационные процессы в профессиональном образовании

Кашфразыева Гульнара Камилевна – аспирант Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета.

Кашфразыев Айтуган Илдусович – аспирант Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются понятия инновации и инновационных процессов в образовании. Основные направления инновационной деятельности и наиболее актуальные инновационные технологии. Рассмотрены примеры интеграции различных уровней образования.

Ключевые слова: Инновации, инновационные технологии, инновационный процесс, профессиональное обучение.

Инновации и инновационные процессы в системе профессионального образования оказывают непосредственное влияние на такие существенные характеристики профессионального педагогического образования, как: сочетание и взаимосвязь отраслевой, психолого-педагогической подготовки и подготовки рабочих кадров специальностей, на основе интеграции политехнических, психолого-педагогических и профессиональных знаний.

Инновации в профессиональном образовании — это процесс целенаправленных изменений, обеспечивающих качественное обновление и развитие профессионального образования. К ним можно отнести технико-технологические, педагогические, организационно-управленческие, социально-экономические инновации.

Целостное понимание сущности инноваций в профессиональном образовании начинается с раскрытия противоречивых, заключающихся в стремительных изменениях в научно-технической, технической, экономической, социальной, культурной сферах и темпами инновационных изменений в подготовку будущих специалистов.

Таким образом, профессиональное образование развивается через целенаправленные, управляемые инновационные процессы. Современные направления инновационных процессов в системе образования направлены на обеспечение соответствия темпов развития образования темпам развития общества.

Для достижения нового качества профессионального образования в настоящее время проводятся следующие мероприятия: структурные преобразования профессионального образования, апробация различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования; использование инновационных технологий.

Примером интеграции начального среднего и высшего образования является - четырехлетняя творческая работа коллектива ЯГИТИ. Создано высшее инновационное образовательное учреждение, интегрирующее начальное, среднее и высшее профессиональное образование в одном образовательном учреждении. Основой его функционирования является созданное в нем интегрированное образовательное пространство, в котором коренным образом изменились содержание, технология обучения и воспитания, структура управления высшими учебными заведениями. Учебный процесс организован на новой основе.

Также примером интеграции разных ступеней образования можно считать организацию школ и лицеев при университетах, примером такого симбиоза можно считать лицеи при К(П)ФУ. На базе данных лицеев реализуются инновационные образовательные проекты студентов и полколлектива КФУ, таким образом, являясь источниками инноваций в педагогической деятельности.

В настоящее время в образовании используются различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

ИКТ имеют широкий функционал применения при организации учебной деятельности. Это может быт и демонстрация наглядного материала, технических процессов опасного производства без риска; при реализации групповых проектов могут применяться облачные сервисы с возможности предоставления возможности редактировать документ нескольким пользователя.

Особенно актуальными стали ИКТ при реализации дистанционного обучения. При переходе на дистанционное обучение образовательные Web-сервисы стали основным инструментом большинства преподавателей на всех ступенях образования

Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей образовательной системы школы, обеспечивая комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития, реализации его природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии является не только субъектом, но и субъектом приоритета; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо абстрактной цели. Она проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством обучения студента

Использование такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством образования, позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

Технология портфолио

Технология портфолио реализует в учебном процессе следующие функции:

  • диагностические (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
  • целеполагание (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
  • мотивационный (побуждает учащихся, учителей и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
  • содержательный (максимально раскрывающий весь спектр достижений и выполненных работ);
  • развивающий (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);
  • рейтинг (показывает диапазон и уровень навыков);
  • тем не менее следует добавить:
  • обучение (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
  • корректирующий (стимулирует развитие в рамках, условно определенных стандартом и обществом).

Как видно из выше сказанного инновационные процессы образования не ограничиваются исключительно применением инновационных технологий в обучение или разработке данных технологий. Инновации могут заключаться и в новых подходах к структуре образовательного учреждения, менеджмента, организации психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Список литературы

  1. Абилкасимова Г. Инновационные процессы в профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 41-43; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8289 (дата обращения: 08.06.2020).
  2. Худолий Николай Григорьевич Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования в одном учебном заведении - перспективное и эффективное направление дальнейшего развития профессионального образования // Природные ресурсы Арктики и Субарктики . 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-nachalnogo-srednego-i-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-odnom-uchebnom-zavedenii-perspektivnoe-i-effektivnoe (дата обращения: 08.06.2020).
  3. Абилкасимова Г. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 41-43; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8289 (дата обращения: 08.06.2020).
  4. Арслонов Кахрамон Полвонович, Шукуров Абдурахмон Дониёрович Необходимость организации инновационных процессов в профессиональном образовании // Academy. 2019. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-organizatsii-innovatsionnyh-protsessov-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 08.06.2020).
  5. Матназарова Мехрибон Бахтияровна Специфические особенности профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений // Проблемы педагогики. 2018. №7 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-professionalnoy-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov-vysshih-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 08.06.2020).
  6. Быстрова Наталья Васильевна, Коняева Елена Александровна, Царапкина Юлия Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pri-formirovanii-professionalno-pedagogicheskoy-kompetentnosti-studentov-vuza (дата обращения: 08.06.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: