УДК 37.013
Наставничество как один из способов управления развитием предпринимательских компетенций
Гундаева Алина Андреевна – студент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Богатырь Андрей Олегович – студент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Аннотация: В данной статье рассматривается наставничество, как один из способов управления развитием предпринимательских компетенций.
Ключевые слова: Предпринимательство, образование, студенты, наставничество, предпринимательские компетенции.
Высокая предпринимательская активность является основой экономического развития стран. Развитие предпринимательской активности крайне актуально в современном обществе. Один из способов развития предпринимательства – это наставничество. Профессиональный наставник помогает предпринимателю не только оставаться на плаву, но и развиваться быстрыми темпами.
Сначала мы рассмотрим понятие предпринимательства.
Предпринимательство – это самостоятельная деятельность человека или группы людей. Как правило, основной целью такой деятельности является получение прибыли.
Крупный бизнес может быть лишь одной из основ современной экономики, а предпринимательство служит важным показателем его развития и состояния.
Предпринимателю присущи определенные компетенции, обеспечивающие способности для выполнения конкретной задачи или осуществления деятельности, так называемые «предпринимательские компетенции». Выделяется несколько блоков:
- организационный (планирование, лидерство, самостоятельность и ответственность),
- мыслительный (инициативность, проектное воображение, решительность в ситуации неопределенности),
- эмоционально-коммуникативный (контактность, стрессоустойчивость),
- личностный (целеустремленность, ориентация на результат, амбициозность).
Таким образом, возникает вопрос: как же развивать предпринимательские компетенции?
Существует масса способов, например, чтение книг, прохождение тренингов, обучение у более опытных предпринимателей, наставничество.
Рассмотрим наставничество, как один из способов развития предпринимательских компетенций.
Начиная свое дело, предприниматели зачастую сталкиваются с личностными и профессиональными барьерами. Действительно ли они могут самостоятельно все сделать, хватит ли компетенций осуществить свою идею и не оступиться в процессе реализации.
Кроме всевозможных программ, направленных на поддержку и развитие предпринимательства следует особое внимание уделить наставничеству в предпринимательстве.
Наставничество в предпринимательстве – это прикрепление за каждым предпринимателем (не обязательно начинающим) более опытного, успешного предпринимателя в качестве наставника. Следует отметить, что наставничество и менторство это один и тот же процесс. В сути своей это один и тот же процесс передачи опыта и знаний и наоборот (от старшего к младшему).
Основа для Наставничества - Наставник опытный человек, который приносит новые знания в отношениях, чтобы поддержать развитие подопечного. Поэтому подопечный человек с меньшим опытом, который поддерживается наставником в развитии — это роль играет центральную роль в весь процесс наставничества.
По данным американского Forbes, сотрудники, имеющие наставников, получают повышение в пять раз чаще, чем не имеющие. Сами наставники в шесть раз чаще получают следующую должность, чем те, кто наставниками не являются [1].
Наставничество, как правило, ассоциируется с начальным этапом профессионального развития, в частности связывается с кризисом молодого специалиста [2].
Исследователь Крам, характеризует наставничество как «межличностный обмен между опытными опытным старшим коллегой (ментором) и менее опытным молодым коллегой(подопечным) в процессе которого ментор способствует у подопечного профессиональных функций необходимых для развития карьеры и личностного роста» [3].
Сложность заключается в подборе, поиска и создание пары «наставник-подопечный». Как правило, это схожие ценности и жизненные ориентиры. Следующий шаг — это выбор модели наставничества/менторства.
Основные модели наставничества, которые применяются для предпринимателей:
- Традиционное наставничество. Наставник — это успешный опытный профессионал, что работает новым сотрудником/подопечным, который не имеет соответствующих навыков и опыта. Он работает с подопечным с целью передачи своего опыта и компетенций и выстраивания дальнейшего карьерного пути в организации.
- Партнерское наставничество. В этой модели наставник и подопечный равны по опыты и профессиональном компетенциям, но наставник имеет больший опыт в предметной области, в которой предстоит работать подопечному.
- Групповое наставничество. Модель, при которой один наставник работает с группой подопечных одновременно.
- Флэш - наставничество. Это новая концепция наставничества, сущность которой состоит в том, что сотрудники-будущие наставники, участвуют в короткой встрече с потенциальными подопечными.
Наставничество, независимо от области, можно определить как особую миссию по отношению к наставляемому. Её суть заключается в передаче ряда качеств – духовные, интеллектуальные, иногда физические и материальные ценности. К профессионализму и опыту наставника неизменно присоединяются личностные качества: умение говорить, слушать, желать взаимодействовать, такт, правильное целеполагание, убежденность в истинности и правильности своего дела.
Взаимодействие наставника с подопечным помогает обоим партнерам (наставник и подопечный) разобрать их видение и переоценку, и структуризацию собственного опыта. Наставник помогает выбрать ту идею или решение, которое будет максимально подходить или указать на совершено иной способ для достижения целей подопечного.
Список литературы
- Челнокова Е.А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С.39
- Петраш М. Д. Становление человека как субъекта деятельности в разные периоды взрослости. // Вестник СПбГУ, серия 12, 2008. — № 4. — С. 103-110
- Kram K. E. Mentoring at work: Developmental relationships in organizational life. Glenview, IL: Scott Foresman.