gototopgototop

Роль современной системы образования в российско-британском межкультурном сотрудничестве

Пашинина Марианна Анатольевна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Аннотация: В статье рассматриваются основные характеристики сотрудничества России и Великобритании в области образования. Автор обращает внимание на то, что сотрудничество России и Великобритании организовывается наилучшим образом только для узких, локальных вопросов в образовательной сфере. В целом же двустороннее сотрудничество данных стран организовывается неэффективно по причине отсутствия адекватного политического дискурса, разницы в образовательных системах и процессах.

Ключевые слова: Образовательная система, Болонская система, межкультурное сотрудничество, soft power.

Россия и Великобритания имеют очень сильные образовательные институты, представленные различными ступенями образования, образовательными учреждениями, работниками в сфере образования и науки. Этот факт говорит о заинтересованности в межкультурных обменах с данными странами со стороны мирового сообщества, а также в непосредственной заинтересованности Великобритании и России друг в друге с точки зрения выявления и имплементации уникального научного и образовательного опыта. 

На сегодняшний день у России и стран Европейского союза существует общее пространство в науке, исследованиях, образовании, культуре. Это пространство основывается на давних отношениях с Россией через ее участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах ЕС, а также в рамках программы TEMPUS [7].

Несмотря на выход Великобритании из Европейского союза, во многом сотрудничество России и Соединенного Королевства выстраивалось в соответствии с принципами вышеуказанного общего пространства с некоторыми особенностями.

Сотрудничество в рамках этой программы, а также глобально в рамках «дорожной карты» направлено на то, чтобы поддерживать исследовательские сообщества ЕС и России, а также сохранять культурное и интеллектуальное наследие путем укрепления связей между странами. Достичь этого можно, например, путем сближения учебных программ и квалификаций университетов, что также закладывает прочную основу для сотрудничества в сфере культуры.

 «Дорожная карта» представлена несколькими составными частями. В рамках исследования нам наиболее интересна вторая часть «дорожной карты», в которой рассматриваются вопросы, касающиеся построения общего образовательного пространства. Достижение единства в этой сфере подтверждает тот факт, что в Российской Федерации произошли существенные изменения в сфере образования и переход к Болонской системе. 

Изначально Болонская система – это добровольный институт, согласно которому определенным образом выстраивается образовательная система. Однако для того, чтобы достичь единства, необходимо принять принципы данной системы и унифицировать деятельность в этой сфере. Результатом такой унификации на сегодняшний день является:

  • Внедрение в российских высших учебных организациях степеней «бакалавр» и «магистр»;
  • Установление модульных систем обучения и зачетных мероприятий;
  • Введение универсального контроля качества деятельности преподавателей и студентов;
  • Введение универсальных образовательных программ, например, Erasmus Mundus [6], по завершении которых возможна выдача европейского Приложения к диплому.

Несмотря на очевидную необходимость для обеих сторон осуществлять активные действия в реализации договоренностей, на практике существуют некоторые сложности. К примеру, Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, однако переход во многих отношениях был медленным и неопределенным.

Самым явным практическим недостатком болонской системы стало то, что

российские работодатели периодически не признают степень бакалавра, отдавая предпочтение степени специалиста при трудоустройстве. В то же время российский термин «специалист» плохо вписывается в международную образовательную систему, что осложняет трудоустройство российских выпускников вузов за границей. Эта медлительность и неравномерность в принятии Болонской системы неизбежно стала препятствием для интернационализации, особенно в тех условиях, когда большая часть мира уже перешла к Болонской модели, унифицировав большинство образовательных процессов и процедур.

Главной проблемой в рамках сотрудничества в образовательной сфере в прошлом было признание российских образовательных степеней в других странах и иностранных квалификаций в России. Была большая надежда на то, что именно Болонская система решит эту проблему.

Наиболее важной задачей в этой сфере является обеспечение качества образования и признание научной или образовательной степени. Фактически, российские степени не признаются в развитых странах или в ряде развивающихся стран, таких как Индия, которые отказались признавать российские дипломы в 2002 году [1]. Именно поэтому обучение в России фактически не имеет смысла для многих студентов. Тем не менее, присоединение к Болонскому процессу, которое произошло в 2003 году, должно было способствовать конвертируемости российских степеней и укреплению позиции России на международном образовательном рынке.

Были предприняты конкретные меры для решения этой проблемы, в частности, с рядом стран были заключены двусторонние соглашения о взаимном признании документов об образовании [5]. Здесь особо стоит отметить, что в 2018 году Великобритания заблокировала соответствующее соглашение с Россией. Это означает, что, по сути, Великобритания не признает авторитетность российского образования по каким-либо причинам.

Такое решение Великобритании, конечно, во многом было обусловлено напряженной политикой между странами. Однако последствия выходят далеко за пределы политики и перетекает в межкультурное взаимодействие в рамках soft power – обучение российских граждан в Великобритании в дальнейшем может резко сократиться по причине того, что российские выпускники вузов, по сути, рискуют «обнулить» свое образование на территории Соединенного Королевства, а российские абитуриенты, понимая недружественное отношение британцев к русским, будут выбирать для себя вузы иных стран.

По мнению некоторых авторов, основное препятствие для эффективной интеграции России в мировую образовательную среду и расширения экспорта образовательных услуг - отсутствие четко очерченной национальной политики по продвижению именно российской системы высшего образования [1].

Это отсутствие какого-либо политического направления очевидно на веб-сайте Министерства образования и науки, который очень бюрократичен и сложен для понимания. Эта политика резко контрастирует с политикой правительства Великобритании, которое, несмотря на сокращение числа иностранных студентов, выступило с очень успешной инициативой премьер-министра по улучшению и координации международного образовательного обмена [1].

Таким образом, очень большое значение на отношения между Россией и Великобританией оказывает политический диалог, который в последнее время осложнился как по причине ухудшения двусторонних отношений в различных сферах – оборонной, энергетической, инвестиционной, торгово-экономической и т.д., так и по причине введения карантинных мер из-за распространения коронавируса в большинстве стран мира.

Тем не менее, несмотря на отсутствие стратегически важных двусторонних соглашений в области образования между Россией и Великобританией, страны предпринимают попытки более узкого, точечного сотрудничества.

Например, в ноябре 2019 года состоялся первый форум ректоров российских и британских вузов. Данный форум был организован Российским союзом ректоров, Ассоциацией университетов Великобритании, Посольством Российской Федерации в Великобритании, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Британским Советом. В мероприятии приняли участие представители сорока российских университетов и двадцати высших учебных заведений Великобритании [2].

Двухдневная программа включала обсуждение актуальных проблем и перспектив развития сотрудничества в образовательной и научной сферах.

Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что данный форум - это уникальная возможность укрепить дружбу между двумя странами. По его словам, форум может стать поворотным пунктом в истории вузов России и Великобритании. Он отметил, что история сотрудничества между университетами МГУ и Великобритании коренится в создании первого российского университета. И с тех пор это продолжалось на протяжении всего существования МГУ [2].

Глава Британского совета Кирон Девайн пригласил российских ректоров совершить повторный визит в Великобританию в июне 2020 года для того, чтобы познакомиться с университетами страны и принять участие в глобальной конференции по высшему образованию. Данное мероприятие по причине распространения коронавируса переносится на неопределенное время, но самое главное, что существует явное намерение сторон сотрудничать в данной сфере.

Наиболее важным с точки зрения перспектив сотрудничества оказалось то, что в рамках форума Виктор Садовничий и директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн подписали Соглашение о сотрудничестве между Российским союзом ректоров и Ассоциацией университетов Великобритании.

В формате круглых столов и дискуссий российские и британские участники подробно обсудили практические пути дальнейшего межвузовского сотрудничества. По итогам переговоров и встреч коллеги из России и Великобритании выразили готовность к сотрудничеству и взаимовыгодному сотрудничеству.

Еще одной важной инициативой, обусловливающей сотрудничество в области образования, является Ассоциация World Cities World Class University (WC2). Данная Ассоциация была основана по инициативе Сити, Лондонского университета в 2012 году. Каждый год в рамках WC2 проводится Международный научный симпозиум, в котором принимают участие более 100 студентов и молодых ученых.

Например, в 2019 году на сайте Политехнического университета прошел форум WC2 под девизом «Умные города и цифровое общество». Участниками форума стали около 150 гостей из 9 ведущих университетов мира. Ассоциация объединяет ведущие университеты мира и, привлекая к проектам аспирантов и студентов и молодых ученых, решает насущные проблемы и задачи крупных мегаполисов.

Очень важным со стратегической точки зрения также стало проведение в 2017 году Года науки и образования Великобритании и России, который стимулировал научное сотрудничество между двумя странами. В рамках данного Года было запланировано проведение ряда центральных мероприятий [3]. В частности, 23-27 октября 2017 в школах России и Великобритании прошла «Неделя науки в школах» [4].

Для проведения данного мероприятия была организована специальная онлайн-платформа, на которой были собраны интерактивные, увлекательные и яркие материалы для обучения школьников. Важно, что разработкой занимались обе стороны – и Россия, и Великобритания, что способствовало обмену опытом в области образования.

В рамках Недели науки в школах были организованы стимулирующие мероприятия – конкурсы, по результатам которых ученики и учителя могли получить выигрыш в виде поездки в Великобританию.

Также был организован Проект Researcher Links [8] для британских и российских молодых ученых, который представлял собой двусторонние научные семинары. Данный проект берет начало с 2013 года и проводится по самым актуальным темам. По состоянию на 2019 год было проведено 10 мероприятий, в которых приняли участие более 250 молодых ученых из Великобритании и России.

В рамках данного проекта организованы мастерские Researcher Links, которые могут дать возможность молодым ученым из Великобритании и России установить прочные межгосударственные связи и улучшить качество своих исследований. Работа мастерских непосредственно опирается на планомерное междисциплинарное научное сотрудничество.

В результате анализа можно сделать вывод о том, что сотрудничество России и Великобритании организовывается наилучшим образом только для узких, локальных вопросов. В целом же двустороннее сотрудничество данных стран организовывается неэффективно по причине отсутствия адекватного политического дискурса, разницы в образовательных системах и процессах.

По нашему мнению именно инструменты soft power, к которым относится и сотрудничество в сфере образования и науки, могут помочь в выстраивании двусторонних отношений между странами, которые до этого момента развивались достаточно сложно. Это актуально и для Великобритании, которая переживает сложный период после Brexit, и для России, которая нуждается в крепких и дружественных отношениях со странами Европы.

Список литературы

  1. Frumina E., West R. Internationalisation of Russian Higher Education: the English language dimension // British Council, Moscow. [Электронный ресурс], URL: https://www.britishcouncil.ru/sites/default/files/internationalisation_of_russian_higher_education.pdf.
  2. Rectors of Russian and British universities agreed to expand academic exchanges // Russkiy Mir Foundation, [Электронный ресурс], URL: https://russkiymir.ru/en/news/265023.
  3. Год науки и образования Великобритании и России 2017 // British Council, [Электронный ресурс], URL: https://www.britishcouncil.ru/programmes/uk-russia-science-education.
  4. Неделя науки в российских школах // British Council, [Электронный ресурс], URL: https://www.britishcouncil.ru/scienceweek.
  5. Официальный Интернет-портал Национального информационного центра по вопросам признания образования и (или) квалификации, ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве, Раздел: Международные договоры о взаимном признании документов об образовании [Электронный ресурс], URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation.
  6. Официальный сайт образовательной программы Erasmus Mundus [Электронный ресурс], URL: https://ec.europa.eu/education/tools/llp_en (дата обращения: 20.05.2020 г.).
  7. Официальный сайт программы TEMPUS [Электронный ресурс], URL: http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/tempus (дата обращения: 01.06.2020 г.).
  8. Проект Researcher Links // British Council, [Электронный ресурс], URL: https://www.britishcouncil.ru/programmes/education/researcher-links.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail