Техника линогравюры как сохранение традиций в изобразительном искусстве

Незнаева Юлия Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются советские художники-графики, работавшие в технике высокой печати от начала появления линогравюры в России до сегодняшних дней. Автор описывает уже существующий курс по выбору «Технология выполнения гравюры», который направлен на изучение черно-белой печатной техники и предлагает внедрение курса по выбору «Технология выполнения цветной линогравюры» для студентов направленности «Изобразительное искусство». Автор делает вывод, что освоение и отработка навыков по технологии выполнения гравюры имеет особую роль в развитии графических способностей обучающихся, расширении знаний и умений в области графики высокой печати.

Ключевые слова: Гравюра, ксилография, линогравюра, технология цветной линогравюры, средства выразительности графики.

На современном этапе традиции искусства гравюры начинают возрождаться и если раньше гравюра делалась для того чтобы тиражировать изображения в книгах, журналах, газетах, сейчас это эксклюзивные авторские работы. Проводятся разнообразные выставки: «Черно-Белый Петербург» (Санкт-Петербург, 2002 г.), «Диван» «Габитус. Инстинкт. Гравюры» Айрата Терегулова (Челябинск, 2008 г.), выставка работ учеников Германа Паштова при Академии художеств (г. Красноярск, 2019 г.), «Черный гербарий» Ивана Смирнова (Санкт-Петербург 2019). Проводятся мастер-классы по линогравюре в Санкт-Петерурге, Челябинске, Набережных Челнах.

Сегодня искусство линогравюры активно продвигают следующие мастерские:

- на Урале мастерская печатной графики «Печка» открытая Ольгой Гражданкиной при ЧРО ВТОО СХР в городе Челябинск. Помимо линогравюры, здесь проводятся мастер-классы по офорту, монотипии.

- в Набережных Челнах существует мастерская графики имени Александра Халдеева. Целью мастерской является сохранение, развитие и популяризация печатной графики. Привлечение молодых художников в мастерскую осуществляется за счет организации выставок в картинных галереях города и региона, проведения арт-проектов, мастер-классов для учащихся художественных школ и студентов вузов города.

Для того чтобы конкретизировать понятие «линогравюра», мы обратились к таким авторам как Н.М. Сокольникова [1], Г.В.Черемушкин [3]. Ими дается следующее определение понятию линогравюра, (от французского graver – вырезать) – это гравюра на линолеуме, либо на сходном с ним полимерном материале [2, с. 41-42]. Гравюра на линолеуме относится к высокой печати и пользуется теми же инструментами (ножом и стамеской) как и ксилография. Ксилография – это гравюра высокой печати, доска для которой не линолеум, а дерево. Линолеум же как материал обладает иными художественными возможностями чем дерево, он дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной гравюры [1].

Говоря об истории линогравюры можно отметить, что в России она возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. В 1907 году русский художник Н. Шевердяев оценив художественные возможности нового материала, привез его из Парижа, где он уже широко применялся в гравюре. Начало XX века - это период, когда у нас гравюра почти целиком стала репродукционной и выполняла задачи книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров работавших в технике ксилографии и офорте следует в первую очередь назвать В. В. Матэ, который воспитал целое поколение графиков (В.И. Быстренин, Н.Н. Герардов, А.В. Каплун, А.П. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов, В.Д. Фалилеев, П.А. Шиллинговский). Отличительные особенности линогравюры заключается не только в ее технологии, но и в выборе выразительных средств графики. Основные средства художественной выразительности, используемые в линогравюре и в гравюре в целом – это контрасты черного и белого, силуэтность, декоративность, лаконизм, возможность использования большого размера листа, цветной печати. А.П. Остроумова-Лебедева подчеркивала в гравюре невероятную сжатость и краткость выражения, немногословие и благодаря этому сугубую остроту и выразительность. Линия в гравюре, пишет она, никогда не бывает случайной. Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям, а использование множественных штрихов в цветной ксилографии, которой занималась художница – это излишняя болтливость [1, с. 331].

Рассматривая развитие техники линогравюры в России, нами были проанализированы особенности творчества художников-графиков, занимающихся линогравюрой и ксилографией:

В работах И.Н.Павлова 1930-х годов мы часто видим сопоставление Москвы старой, полной обаяния, но уходящей в прошлое, и новостроек, тянущихся к небу. В годы войны художник создал ряд листов, запечатлевших поврежденные гитлеровскими разбойниками архитектурные памятники. К этому времени относится и одна из самых поэтичных его гравюр – «Дворик на Якиманке» (1944).

В.А. Фаворский – художник-график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Решительно отказываясь от белого штриха, он берет за основу целостность пространственных отношений изображения на плоскости белого листа. 

Не менее знаменитым художником, работавшим в технике цветная линогравюра является А.И. Авдышев. Его работа «Вид на главпочтамт» 1957 внушает покой, немногочисленные штрихи на отражении дают лишь ощущение прошедших бурных эмоций, сильного ливня в композиции.

Графический лист «Мойка» 1992г. А.Н. Кофанова заключает в себе не детальную проработку объектов, изображаемых им, а подобно импрессионисту художник передает эмоциональное ощущение конкретного состояния, в данном случае дождливого серого Петербурга.

Основными отличительными особенностями работ И.Н. Павлова является то, что художник работал в основном с двумя досками, следовательно, в них доминируют три цвета, несмотря на лаконичность работ они вызывают незабываемый восторг и некую живописность исполнения. С помощью обрывистых вертикальных штрихов штихеля художник передает нам различные ощущения: высотности зданий, фактуру материала. Несмотря на то, что доминирующий цвет может присутствовать в его работах как в небе, так и на стенах зданий, художник разграничивает данные плоскости, вводя штрихи и линии в работу.

В.Д. Фалилеев умело сочетает в своих работах штрих и пятно, положенные по форме предметов, редко используя перекрестные штрихи.

Для творчества Гурия Филипповича Захарова (1926-1994 гг.) характерны: пронизанное поэтическим чувством восприятие действительности, строгая архитектоника и ритмичность композиции, контрастные сопоставления чёрных и белых тонов.

Сегодня линогравюре отдают предпочтение такие современные художники-графики как: И.Г. Васильева, Инна Энтина, Юрий Штапаков, Марат Мингалеев и его коллеги по мастерской Айгуль Мунирова, Гузель Нигматуллина, Регина Иксанова, Резеда Микульская, Рушания Шайхутдинова, Таир Шарипов, Игорь Евграфов, Регина Орлова, Гульназ Якупова.

Анализируя некоторых из современных художников-графиков, можно выделить, следующиее: линогравюры И.Г. Васильевой (1970г.) имеют гротесковый, пугающе-завораживающий своей формальной и смысловой монументальностью характер. Она материализует свои «корявые» образы из страшной и прекрасной обыденности. «Выгрызенная, изломанная, жесткая линия, мрачный цветовой строй превращают «случаи из жизни» в пронзительные вневременные символы» (4).

Марат Мингалеев художник-график, искусствовед, член Творческого союза художников России, заместитель руководителя картинной галереи города Набережные Челны, руководитель объединения «Мастерская графики им. А.Халдеева». Крайняя его выставка «Эстапм», проходившая в феврале – 2019 года – тематическая, в ней изображены иллюстративные сюжеты с изображением орнаментов. Он активно изображает историю дунайских и волжских булгар используя в своих работах такие средства выразительности как линия и пятно, сочетая их друг с другом в сюжете композиции [4]. 

Проанализировав творческие особенности каждого художника и область популярности печатной техники «Линогравюра» в некоторых регионах России (Челябинской области, республике Татарстан, Тюменской области, ХМАО) мы выявили такие проблемы как:

  1. Малое количество часов отводимых на курс по выбору «Технология выполнения гравюры».
  2. Проблемы технического плана.
  3. Отсутствие популярности гравюры в таких регионах как: Тюменская область, ХМАО. В связи с тем, что образовательная сфера имеет локальный характер, то есть дисциплины преподаются лишь в вузах.

Говоря о первой проблеме, можно отметить, что на базе сургутского вуза преподается дисциплина по выбору «Технология гравюры». Осваиваемая компетенция дисциплины ПК-16 способность реализовывать собственные изобразительные навыки в работе над композицией в графике в профессиональной деятельности. Целью курса по выбору является формирование навыков выполнения линогравюры. Задачи дисциплины: освоить технологию выполнения линогравюры и сформировать представления о высокой техники печати. Всего на дисциплину отводится 36 часов, 6 из которых – индивидуальная работа. Обучающиеся знакомятся с технологией выполнения черно-белой линогравюры начиная с азов, применяя средства выразительности в новой для них технике. Еще П.Брейгель писал, что гравюра – это в основном искусство линии и пятна. Начиная с основ графики, нами делается акцент на упражнениях направленных на отточку средств выразительности графики в гравюре – это выполнение различных типов линий (прямых, волнистых, острых, изогнутых и т.п.), выполнение штрихов, пятен (сочетание белого и черного пятна).

Поскольку 30 часов практических занятий слишком мало для того, чтобы изучить технологию гравюры в полноценном объеме, нами планируется также разработать курс по выбору «Технология выполнения цветной линогравюры» на 36 часов.

Из технологии выполнения цветной линогравюры можно выделить то, что она выполняется в несколько досок. Сначала на основании этюда разрабатывается контурный рисунок в формат будущей гравюры. Этот рисунок затем размножается через кальку в нужном количестве экземпляров. На этих калькированных рисунках делается два-три варианта эскизов в цвете с заданным количеством красок.

Особенностями цветной линогравюры является то, что каждый цвет-краска вырезается на отдельном куске линолеума и полученные гравюры печатаются последовательно на бумаге. При этом отдельные краски при наложении друг на друга могут дать новые составные цвета. Например, если для цветной линогравюры художник решил взять синюю, желтую, красную и черную краски, то на отпечатке, кроме этих четырех цветов могут быть получены новые составные цвета: зеленый, фиолетовый и оранжевый. Даже черная краска при наложении на какой-либо другой цвет дает несколько иной оттенок чем при печатании на чистой белой бумаге. Если же черную краску печатать не последней, а запечатать ее сверху другими красками она может дать очень интересные цветовые оттенки. Например, если поверх черной краски будет ложиться желтая получится красивый густой оливково-зеленый цвет.

Приемы выполнения цветной гравюры могут идти по двум основным линиям. В первом случае гравюра строится на контуре, который является основной доской, остальные же цвета дополняют контур, как, например, в гравюре А.Н.Пискарева «Портрет», выполненной в две доски. Во втором случае нет рисующей основой доски, а имеются лишь краски в комплексе, которые дополняя одна другую дают законченное цветовое решение в оттиске, также как и в линогравюрах В.Д.Фалилеева и В.Е. Попкова «трудовые будни».

Эскизы под цветную линогравюру рекомендуется делать на цветной или тонированной бумаге: тушь дает основной цвет, вторым цветом можно считать бумагу. Белилами на цветной бумаге легко сделать нужные блики – определить белое пятно.

Помимо проблемы малого количества часов, имеются также проблемы в техническом плане. Традиционно материалом для доски, служит линолеум. Он представляет собой мешковину покрытую смесью молотой натуральной пробки со смолами, натуральным льняным маслом и некоторыми другими добавками. В настоящее время существуют линолеумы с другим составом с применением различных заменителей. Они также приемлемы для линогравюры, но лучшее качество – это линолеум из натуральных материалов. Для гравирования рекомендуется толщина линолеума 5 мм,– 2,5 мм. В зависимости от линолеума лицевую поверхность шлифуют пемзой. От качества шлифовки зависит как процесс гравирования, так и процесс печати. В связи с удорожанием материала сейчас многие художники начали применять новые материалы для выполнения гравюры высокой печати. Проблема технического плана сегодня решается тем, что линолеум постепенно заменяется ПВХ, а для более декоративной трактовки пространства зачастую, в цветной гравюре, применяют смешение различных печатных техник. Например, возможны такие соединения как гравюра на картоне для дальнего плана и гравюра на линолеуме, монотипия и гравюра на линолеуме (картоне), акварельные прорисовки дальнего плана и для первого плана – печать (линогравюра). Также используется прорисовывание объектов по готовой черно-белой линогравюре цветной акварелью или мелками.

Для решения третьей проблемы «просвещения в области печатной техники линогравюры», мы стараемся внедрять искусство линогравюры в виде мастер-классов в школы. В рамках курсовых работ студентами, которые выбрали тему линогравюры, проводятся мастер-классы для школьников среднего звена во время прохождения практики в средних общеобразовательных школах города Сургут. Обучающиеся подбирают такие умения, которыми школьникам необходимо овладеть при создании линогравюры:

  • умение определять композицию будущего рисунка;
  • умение применять средства выразительности графики в материале (линии, штрихи, точки);
  • умение сочетать черные и белые пятна (создавать силуэт);
  • умение выполнять небольшие композиции печатей в материале (отдельные детали гравюры в виде печати);
  • умение создавать черно-белую композицию в материале на листе.

Исходя из того какую серию умений подберет студент для школьников, им выстраивается комплекс мастер-классов по линогравюре. Например, в серию мастер-классов могут войти такие занятия как: упражнения на выполнение линий различной формы, толщины, после чего можно перейти к небольшим тематическим упражнениям. Мастер-класс на тему «Ливень», «Снег», «Небо», здесь школьнику необходимо показать характер стихии и именно через эти упражнения он сможет сформировать умение, которое понадобится ему при выполнении композиции в дальнейшем. Занятие на тему «Противодействие линий», где нужно показать характер различных линий, их «борьбу» заключенную в композицию с показом сюжета. Тема «Силуэт», здесь школьник пробует сочетать белые и черные пятна подобно силуэтам Е.С. Кругликовой. Тема силуэт может быть также разделена на несколько подтем: силуэт в портрете, силуэт животного, силуэт ночного или зимнего города. Мастер-класс на тему «Фейерверк в городе».

Таким образом, проанализировав популярность линогравюры в разные годы, с момента появления ее в России, можно сделать вывод, что в советский период – это были самостоятельные произведения, наполненные лирическим содержанием, теплотой, особенным духом того времени. Сегодня линогравюра в большей степени направлена на массы. Это связано с открытием печатных художественный мастерских, проведением в них различных мастер-классов, выставок. Из проблем, выявленных нами можно отметить то, что в нашем регионе популярность линогравюры имеет локальный характер, и, что ее популяризацию необходимо осуществлять за счет подбора тем для выпускных и курсовых работ студентов, связанных с техникой линогравюры. В дальнейшем обучающиеся могли бы преподавать мастер-классы по этой технике в общеобразовательных школах и школах дополнительного образования.

Список литературы

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студ.пед.вузов. – М.: Академия, 1999. – 368 с.
  2. Черемушкин Г.В. Гравюра: учебное пособие/ Г.В.Черемушкин. – М.: Логос, 2012. – 240 с.
  3. Цветная гравюра на картоне. Пейзаж. Методическая разработка по дисциплине «Графика» (для студентов ХГФ). – Ижевск: издательство Удмуртского университета, 1993. – 56 с.
  4. Интернет музей гравюры [Электронный ресурс]. – URL: http://www.printsmuseum.ru/artist/ (дата обращения: 10.04.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими: