УДК 371

Особенности развития скоростных способностей у пловцов на этапе базовой подготовки

Довнар Анна Юльевна – старший преподаватель кафедры Теории и методики гимнастики и водных видов спорта Уральского государственного университета физической культуры.

Комельков Тимур Анатольевич – старший преподаватель кафедры Теории и методики гимнастики и водных видов спорта Уральского государственного университета физической культуры.

Аннотация: В данной работе авторами был рассмотрен процесс развития скоростных способностей у пловцов на этапе базовой подготовки. В данном исследовании участвовали участие дети 11-12лет, занимающиеся плаванием на базе МБУСШОР№7. На основании данного исследования было выявлено повышение уровня развития скоростных способностей на основании предложенной методики.

Ключевые слова: Скоростные способности, этап базовой подготовки, плавательная подготовка, физическое развитие, дети 11-12 лет, макроцикл, мезоцикл.

Система многолетней подготовки спортивных резервов в большей мере зависит от знания закономерностей физического развития занимающихся и возможностей овладения ими специальными навыками, а именно в плавании в каждой возрастной группе. Эффективность выполнения движений в воде в значительной мере зависит от степени развития специальных скоростных, силовых способностей, выносливости [2, с.22].

Актуальность проблемы заключается в том, что результат в спортивном плавании во многом определяется уровнем развития специальных физических качеств, в том числе и скоростных способностей. Поэтому, плавательная подготовка является основным содержанием развития скоростных способностей. Необходимо учитывать, что водная среда создает специфические условия для реализации мышечных усилий.

Встречаются утверждения, что быстрота, качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном или пловцом на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в значительной мере.

Цель исследования – оптимизировать процесс подготовки юношей 11-12 лет, занимающихся спортивным плаванием.

Организация исследования. Педагогическое тестирование

Для контроля, за изменением показателей развития скоростных способностей проведено 2 тестирования: до эксперимента и после.

Исходя из анализа литературных источников для исследования были выбраны следующие тесты, определяющие основные показатели развития скоростных способностей:

1 Плавание кролем 4 по 25 метров.

Испытуемый по сигналу из воды стартует и плывет на максимальной скорости кролем, до отметки 25 метров, после окончания отрезка спортсмен отдыхает 1 минуту, после отдыха повторяет упражнение.

2 Плавание кролем 6 по 15 метров, со старта.

Испытуемый по сигналу, делает старт с тумбочки и проплывает 15 метров в полную силу, после чего отдыхает 40 секунд и повторяет упражнение еще раз.

3 Плавание кролем 6 по 15 метров с поворотом и «выходом».

Испытуемый отплывает от бортика до отметки 15 метров, по команде он стартует на максимальной скорости, доплывает до поворота и выполняет его на такой же высокой скорости, после чего отдыхает 1 минуту и повторяет действие заново.

4 Челночный бег 4 по 10 метров. Спортсмен пробегает 4 раза по 9 метров одну и ту же дистанцию при этом перемещая эстафетную палочку с одной стороны дистанции на другую.

Планирование годичного макроцикла подготовки пловцов экспериментальной группы

На суше использовали упражнения для повышения уровня скоростно – силовых способностей и специальной силовой выносливости (на тренажерах). Большое внимание уделяли значению темпа и длины шага на соревновательных и около – соревновательных скоростях. Также продолжали совершенствовать технику выполнения стартов и поворотов, отработка рациональных элементов тактики.

Предсоревновательный мезоцикл (март года) и соревновательный мезоцикл (апрель) – в данных мезоциклах работа направлена на подведение пловца к главным стартам в состоянии наивысшей спортивной готовности. Общий объем нагрузок постепенно снижается, внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Акцент в подготовке делается на повышении уровня абсолютной скорости (за счет использования кратковременных спринтерских нагрузок в умеренном объеме), уровня специальной выносливости (за счет участия в серии контрольных и отборочных стартов), апробации освоенной модели соревновательной деятельности, повышении психологической готовности спортсмена к соревнованию.

В эксперименте использовалась интегральная тренировка, когда в одном занятии в различных пропорциях, представлены различные виды подготовки. Однако в четверг преобладала подготовка скоростной направленности.

Хронометраж учебно-тренировочного процесса.

Для изучения этих параметров использовались следующие методы:

 Хронометраж учебно-тренировочных занятий;

Методы математической статистики

Все результаты экспериментальных данных были обработаны с помощью методов математической статистики. Достоверность различий определялась по t критерий Стьюдента. Статистически достоверными считались различия при р < 0,05, что является надежным уровнем значимости в педагогических исследованиях.

Организация исследования

 Педагогический эксперимент проводился с целью совершенствования методики скоростной подготовки пловцов. Нами были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В исследовании принимали участие мальчики 11-12лет, занимающиеся плаванием на базе МБУСШОР№7 ПО водным видам спорта г. Челябинск, в ВСК Дельфин. исследование проводилось с сентября 2016 г. по апрель 2017 г. Измерение скоростных способностей проводилось дважды: в начале и в конце педагогического эксперимента. Тренировочный процесс в обеих группах проводился в соответствии с расписанием – 6 раза в неделю по 90 мин. В контрольной группе использовали практический учебный материал, предусмотренный программой ДЮСШ.

Экспериментальная группа тренировалась по несколько измененной программе, в которой больше внимания уделялось развитию скоростных качеств.

В экспериментальной группе были использованы такие средства как:

  1. гипоксическая тренировка;
  2. плавание с лопатками;
  3. плавание с резиновым амортизатором (как с дополнительным сопротивлением, так и с принудительным лидированием).

 Помимо этих средств использовались упражнения на суше:

  1. Прыжковые упражнения;
  2. Упражнения для совершенствования реакции на стартовый сигнал;
  3. Упражнения для расслабления мышц во время скоростных и сложно-координационных движений;
  4. Круговая тренировка на местности;
  5. Лыжная подготовка.

Так же использовались упражнения в воде:

  • Плавание на короткие отрезки;
  • Плавание поперек бассейна;
  • Эстафеты;
  • Игры.

 Для развития скоростных способностей у пловцов применялись нагрузки пятой зоны мощности, в которую входит плавание на коротких отрезках (15-25 м.) с максимальной. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены спринтерские упражнения, при которых акцент уделялся старту и повороту, при этом, контролировав скорость при выполнении упражнений, продолжительность каждого упражнения не должна была превышать 15-20 секунд. [4, с.275].

 Отдых после упражнений был до восстановления. Все спринтерские упражнения выполнялись в основной части тренировочного процесса, и 1-2 задания на скорость в заключительной части занятия. Все скоростные упражнения давались в различных формах, сочетаниях и условиях.

Основные тренировочные методы, которые были использованы это: повторный, соревновательный, переменный, дистанционный.

Результаты и анализ исследования

В результате тестирования мальчиков экспериментальной группы отмечается статистически значимое (p > 0,05) улучшение всех показателей скоростных способностей.

В контрольной группе мальчиков улучшение результатов тестирования по всем показателям статистически незначимо (p > 0,05).

1

Рисунок 1.

В экспериментальной группе отмечается значительное улучшение результатов в показателях: 15 метров с поворотом на 43%; 15 метров со старта – на 39,1% и в 25 метров в полной – на 38%. (рисунок 1).

В контрольной группе изменение результатов данных показателей составило соответственно: 27%, 18%, 35%, (рисунок 1).

Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной нами методики. Нам удалось добиться достоверного улучшения скоростных способностей юных пловцов по всем показателям.

Выводы

Результаты исследования показывают, что в экспериментальной группе наблюдается существенное повышение уровня развития скоростных способностей по отношению к контрольной группе. Это дает основание считать, что использование комплекса специальных упражнений на развитие скорости является более эффективным по сравнению с применением упражнений общепринятой практики в спортивном плавании. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что первоначальная гипотеза исследования подтвердилась.

Список литературы

  1. Аксарина, И. Н. Воспитание детей раннего возраста. / И.Н. Аксарина // Медицина – 2013. – 304 с.
  2. Ашмарин, Б. А. Методы разучивания двигательных действий по частям и в целом / Б. А. Ашмарин // Физическая культура. Б.м. − 2014. − № 2. − С. 17−20.
  3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – Б.м. - 2010. – № 9.- 275 с.
  4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии публ. / Подг. И. М. Фейгенберг // М. : Физическая культура. – 2008. – 287 с.
  5. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н.Ж.Булгакова // М. : Учебник. - 2012. – 36 с.
  6. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн // М. :Человек, 2009. – 349 с.
  7. Ведерникова, О. Б. Использование плавания в комплексе оздоровительных мероприятий в детских дошкольных учреждениях / О.Б. Ведерникова // Учебное пособие. УралГАФК, 2010. – 100 с.
  8. . Гальперин, П. Я. Ориентировочные основы формирования двигательных действий / П.Я. Гальперин // М. : Физическая культура. – 2015. – 145 с.
  9. Инясевский, К. А. Тренировка пловца / К.А. Инясевский // М. : Пособие для тренеров. – 2009. – 421 с.
  10. Котляров, А. Д. Методика обучения плаванию в дошкольном учреждении / А.Д. Котляров // Челябинск : Методическое пособие, 2010. – 112 с.
  11. Коновалов, Е. А. Ты – сильнее воды / Е.А. Коновалов // М. : Молодая гвардия, 2013. – 128 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: