gototopgototop

Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий

Белякова Марина Викторовна – студентка магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» профиля «Логопедическое образование» Смоленского государственного университета.

Аннотация: Целью данной статьи является изучение и сравнение различных подходов к определению понятия профилактика профессиональных заболеваний в общем, и в частности профилактика нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий. Кроме того, определив само понятие профилактики, в настоящей статье рассматриваются методики предотвращения нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий.

Ключевые слова: Голос, нарушения голоса, профилактика, голосоречевые профессии.

Голос является важным компонентом процесса коммуникации. Расстройства голоса, в той или иной мере, затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими.

Это является, безусловно, важной проблемой для каждого человека при построении диалога, при попытках донести значимую для него информацию до собеседника. Однако при использовании голоса в качестве инструмента в профессиональной деятельности важность его «исправности» возрастает многократно.

В современном обществе на протяжении уже довольно длительного периода времени растет число лиц голосоречевых профессий. Повышенные голосовые нагрузки предъявляют и большие требования к голосовому аппарату, в связи с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса и поиске наиболее рациональных путей его восстановления в случаях нарушений.

Под профилактикой профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний понимают систему мер медицинского (санитарно-эпидемиологического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического и т.д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, которые направлены на предупреждение несчастных случаев на производстве, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных последствий. [3].

По мнению Л.Б. Рудина, профилактика нарушений голоса делится на первичную, вторичную и третичную.

Под первичной профилактикой понимается комплекс мер, призванный предупредить возможные факторы риска возникновения нарушений голоса (организация режима труда и отдыха, здоровое питание, занятия спортом, экологическое окружение и т.п.).

Для лиц речевых профессий основные составляющие первичной профилактики заключаются во внедрении в практику основ физиологии и гигиены труда (ориентировочные нормы речевых нагрузок, т.е. время, наговариваемое в часах в день и неделю; режим голосовых нагрузок в соответствии со спецификой и видом производственной ситуации; режим отдыха в соответствии со спецификой и видом производственной ситуации; медикаментозной неспецифической профилактики (витаминотерапия, сезонная иммунотерапия); оптимизации режима питания и качественно-количественного состава пищи; закаливание и др.

Под вторичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, которые направлены на устранение выраженных факторов риска, приводящих при определенных условиях (стрессе, ослаблении иммунитета, чрезмерных нагрузках на любые другие функциональные системы организма) к возникновению, обострению и рецидиву заболевания.

Под третичной профилактикой понимается социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовая (возможность восстановления трудовых навыков), психологическая (восстановление поведенческой активности) и медицинская (восстановление функций органов и систем организма) реабилитация.

К третичной профилактике в соответствии с данной классификацией, по нашему мнению, следует отнести и работу логопедов. Педагогические приёмы восстановления голоса легли в основу одного из разделов логопедии – фонопедию. Этот раздел логопедии предусматривает воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приёмов при постоянной активации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой. Изучение механизма голосообразования дало физиологическое обоснование фонопедическим приёмам, подтвердило их ведущую роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Л.Г. Волкова дает несколько иную классификацию. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса, по ее мнению, «являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения». [1]

Таким образом, работа логопеда считает В.Г. Волкова, является залогом успешной первичной профилактики нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий. Логопедическое воздействие при патологии голоса, по ее мнению, предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами.

Рассмотрев различные подходы к классификации понятия профилактики нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий, мы указали на важность логопедических методов в системе превентивных мер по восстановлению голоса у профессионалов различных сфер деятельности, связанных непосредственно с голосом и речью. Обозначив важность логопедической работы в данной области, следует рассмотреть более пристально различные методы профилактики нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий представленные в литературе на данный момент.

Одним из методов предотвращению голосовых нарушений является метод И.А. Михалевской и Е.В. Лавровой. Основной превентивной мерой по сохранению голоса для лиц голосоречевых профессий, по их мнению, является его постановка. Она включает в себя четыре направления:

  1. Регуляция мышечного тонуса тела с помощью упражнений с целью снятия напряжения всего тела, для расслабления артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.
  2. Телесный тренинг для формирования точной осанки.
  3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания с использованием статических и динамических упражнений; развитие дыхательной опоры.
  4. Функциональные тренировки для совершенствования акустических качеств голоса – формирование речевого диапазона голоса, расширение способностей тонового и динамического диапазонов [2].

Данные тренировки дают возможность освоить навыки правильного и естественного голосообразования; способствуют успешной реализации коммуникативной функции речи в профессиональной деятельности. Полный курс длится 4–5 месяцев. Качество и стабильность результатов определяются постоянностью еженедельных занятий с логопедом и повседневных самостоятельных тренировок дома.

В первой половине курса упражнения выполняются отраженно за логопедом. По окончании работы с логопедом, обучающемуся даются рекомендации для продолжения самостоятельных тренировок. Их необходимо проводить каждый день по три-четыре раза, выбирая некоторые упражнения из полного курса профилактики, периодически чередуя их. Подборка обязательно должна включать в себя упражнения для поддержания стабильного реберно-брюшного типа дыхания, а также каждодневные голосовые тренировки.

Следующим рассматриваемым методом профилактики голосовых нарушений является постановка техники речи А. И. Савостьянова. Этот термин понимается автором как система технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведенных до степени автоматизма. [5] Основным методическим принципом воспитания речевого голоса, как считает автор, является принцип комплексного развития всех частей речевого аппарата и их слаженной работы в теснейшей взаимосвязи между собой. Методика и практика работы над речевым дыханием и голосом включает в себя следующие компоненты:

1). Работу над осанкой; 2). Формирование свободы мышц; 3). Работа над правильным полным вдохом; 4). Формирование правильного фонационного выдоха; 5). Формирование носового дыхания; 6). Самомассаж; 7). Выполнение косвенных упражнений, способствующих снятию мышечных зажимов

Все вышеперечисленные компоненты прорабатываются при помощи комплексов упражнений, рассчитанных на организацию дыхательного процесса, необходимого для речевого голосообразования. Важную роль автор отводит подготовительным упражнениям, помогающим в воспитании речевого голоса педагога. Предложенные в методике данного автора упражнения имеют следующие цели:

  1. Выработать правильной рефлекторности речевого выдоха с активизацией и ощущением работы мышц брюшного пресса, а также межреберных и поясничных мышц. Упражнения выполняются в статическом положении и во время движения.
  2. Выработать правильной рефлекторности речевого вдоха с активизацией мышц брюшного пресса при вдохе и выдохе, тренировка ритма дыхания и удлиненного выдоха со звуком в статическом положении и движении.
  3. Освободить во время произнесения текста речевой аппарат от мышечного напряжения, выявить центральное речевое звучание и ощущение вибрации в полостях резонаторного пространства (переднем костяке лица).
  4. Подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах.
  5. Исправление недостатков работы частей речевого аппарата (нижней челюсти, внутриглоточной артикуляции (глотка, мягкое небо, полость зева), языка, губ)
  6. Обучение правильному расположению тела для тренировки дыхания.
  7. Развитие смешанно-диафрагматического дыхания.
  8. Тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях.
  9. Формирование умения создать ощущение смешанного звучания: головного и грудного
  10. Формировать гортанно-глоточную полость.
  11. Преодолеть таких недостатков, как неразвитое грудное звучание, несмыкание голосовых складок, мышечные зажимы в области гортани.
  12. Тренировать свободного звучания голоса при любых физических действиях (одновременная тренировка звучания и движения).
  13. Развить диапазон и силу голоса.
  14. Снять физическое напряжение в области шеи и корпуса и в окологлоточной мускулатуре.
  15. Тренировать дыхательную мускулатуру со звуком.
  16. Научить расслаблению (принимать правильные позы для отдыха).

Предложенные упражнения позволяют педагогам овладеть техникой речи; осмыслить собственную речевую практику, помогают с постановкой речевого голоса как такового, а также с вопросами преодоления недостатков голосового звучания.

Еще одну методику по профилактике голосовых нарушений у лиц голосовых профессий предлагает М.В. Фомина. Ее методика отличается от двух рассмотренных нами ранее тем, что предложенные автором упражнения направлены на предотвращение рецидивов уже имеющихся хронических заболеваний голосового аппарата, а также нарушений голосовой функции, объединенных под общим названием «дисфония».

В таких случаях необходимо обучение специальному голосоведению у лиц речевых специальностей, при котором гортань функционировала бы в наиболее физиологичном и оптимальном для неё режиме. При правильном ритме и координации дыхания, при голосоведении на «опоре», на мягкой атаке, в наиболее удобном для лектора регистре и диапазоне, с максимальным усилением звука голоса за счёт головного и грудного резонаторов. Это позволит избежать рецидивов заболевания, спровоцированных неправильной, напряжённой фонацией, и нормализует тембр голоса. Приступать к занятиям можно только после полного исчезновения симптомов воспаления. Для нормализации ритма дыхания, увеличения жизненной ёмкости лёгких, удлинения задержек на вдохе и после выдоха разработана дыхательная гимнастика. Фонационный выдох на «опоре» позволяет добиться увеличения силы голоса без перенапряжения голосовых складок. [6]

Работа начинается с дыхательной гимнастики, далее подключают упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Всё это подготавливает голосовой аппарат к фонации. Далее начинают осуществлять стимуляцию фонации (с произнесения звука «м»), после чего переходят к плавному спокойному произнесению изолированных гласных звуков (в очерёдности «у», «о», «и», «а», «э»). После отработки навыка в словах и фразовой речи, завершают занятия вокальными упражнениями в диапазоне 1-1,5 октавы.

В качестве превентивных мер нарушения голоса М.В. Фомина указывает необходимость соблюдений правил гигиенического и санационного характера, обеспечивающие нормальное функционирование голосового аппарата. К первым относят закаливание, ведение «здорового» образа жизни - мероприятия, входящие в систему мер первичной профилактики. Санация предусматривает своевременное обращение за медицинскими консультациями.

Таким образом, определив понятие профилактики и её видов, мы проследили указание на необходимость её проведения для предотвращения нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий во всех рассмотренных нами методиках. Все авторы отмечают необходимость регулярных занятий со специалистами и определяют профилактику нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий как залог их успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  2. Михалевская И.А. Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий / И.А. Михалевская. – М.: Социальный проект, 2005. – 57 с.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение (учебное пособие)./ Под ред. В.С. Лучкевича и И.В. Полякова. – СПб, 2005.
  4. Рудин Л.Б. Состояние проблемы профилактики дисфоний у вокалистов (научный обзор) // Голос и речь, 2013.
  5. Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя: практ. пособие – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 142 с.
  6. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.- 19 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail