УДК 37

Образовательное пространство современной школы

Липецкая Мария Ишбулдиновна – магистрант Института экономики и управления Сургутского государственного университета.

Научный руководитель Сальков Алексей Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики Сургутского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена образовательному пространству современной школы. Рассматриваются подходы к определению понятия «образовательное пространство», выделяются характерные черты образовательного пространства современной школы.

Ключевые слова: Образовательное пространство, образовательная среда, современная школа, образование.

Образовательное пространство современной школы, в условиях которого происходит формирование и становление мировосприятия обучающихся, в настоящее время обретает новые характеристики и особенности. Это связано с изменением скорости жизни, накоплением и увеличением опыта (и здесь следует учитывать, что дети быстрее и легче адаптируются ко всем новшествам), изменением ценностных ориентиров, усилением культурных и социальных противоречий и рядом других факторов. Именно поэтому вопрос образования школьников является одним из наиболее актуальных вопросов сегодня. Одной из основных задач, стоящих перед образованием в настоящее время является воспитание и развитие всесторонне и гармонично развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, востребованной в условиях современных реалий [1]. Эта задача включает в себя не только показатели обученности ученика, которые фиксируются в различных формах контроля, но и степень социализации и социальной развитости, способности и готовности творчески мыслить и реализовываться, личностной заинтересованности и причастности к происходящим событиям в масштабе образовательной организации, города, государства. Образование, являясь важным условием социализации человека, призвано помочь человеку понять мир, который нас окружает, найти своё место в этом мире. Именно поэтому воспитание человека, его образование и особенности мировосприятия важно формировать в условиях особого образовательного пространства.

Для начала необходимо понять, какое значение имеет словосочетание «образовательное пространство». Тема образовательного пространства в последние годы всё чаще встречается в работах исследователей в области педагогики, психологии, социологии и культуры. Образовательному пространству посвящены М.Я. Виленского, В.П. Борисенкова, В.Я. Конева, Р.Е, Пономарева, Н.Г. Алексеева, Е.В. Мещеряковой, В.И. Панова, В.И. Слободчикова, И.Г. Шендрика, В.Д. Гатальского, Е.В, Ивановой, O.A. Леоновой, В.Д.Тагальского, И.М. Ничипуренко, В.А. Ясвина и др. Общим для авторов является понимание образовательного пространства в качестве системы элементов, направленных на обеспечение развития и саморазвития обучающегося. Образовательное пространство рассматривают в разных масштабах: на уровне образовательной организации или школы, города, региона, государства [2].

Существуют разные подходы к определению образовательного пространства. В монографии Борисенкова В.П. образовательное пространство представляет собой особый вид пространства, который охватывает человека и среду, в которой находится человек. При этом внимание сосредоточено на процессе взаимодействия человека и среды, а результатом этого взаимодействия является приращение индивидуальной культуры обучающегося [3].

Пономарев Р.Е. в монографии «Образовательное пространство» отмечает, что на сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт применения понятия образовательного пространства. При этом для определения понятия далеко не всегда используются научные трактовки. Часто понятие «образовательное пространство» применяют в формате метафоры, для характеристики образовательного процесса. При этом чаще всего встречается две трактовки данного понятия: 1) образовательное пространство – это пространство образования (в качестве примера указывается индивидуальное образовательное пространство и групповое образовательное пространство); 2) образовательное пространство – это пространство для образования (в масштабе образовательной организации, региона и т.д.) [4]. Пономарев Р.Е. также отмечает, что оба подхода к определению понятия образовательного пространства развивались параллельно, корректировали и дополняли друг друга.

Анализ литературы в области педагогики, психологии, социологии и культуры свидетельствует, что образовательное пространство трактуется также в качестве системы, среды, сети образовательных организаций и учреждений, а также в формате пространства вообще. И выбор понимания понятия образовательного пространства напрямую влияет на характеристику самого феномена образовательного пространства. Но всё же наиболее распространены два толкования образовательного пространства. Образовательное пространство как межличностные отношения между учителями и обучающимися в рамках образовательного процесса. Согласно второму толкованию образовательное пространство представляет собой специально созданное пространство для организации образовательной деятельности (отмечается, что данное пространство включает в себя все необходимые материалы и оборудование для осуществления образовательной деятельности).

Таким образом, образовательное пространство – это понятие, которое имеет несколько толкований, но можно выделить ряд общих черт: образовательное пространство представляет собой сложную организацию (пространство, систему, среду, совокупность) элементов; включает в себя не только оборудование и материалы, но и взаимодействие педагогов и учащихся; образовательное пространство можно рассматривать в масштабе образовательной организации, города, региона и т.д.; главное назначение образовательного пространства – организация образовательного процесса для воспитания и развития всесторонне и гармонично развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, востребованной в условиях современных реалий.

Список литературы

  1. Архипова А.А., Архипова Т.Н. Роль дизайна образовательной среды // Теория и практика современной науки. Матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2014. С. 153-154.
  2. Чекунова, Елена Анатольевна, Формирование образовательного пространства современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций 2012, Ставрополь
  3. Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография/ В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк.- М.: Изд-во «Педагогика», 2006. — 464 с.
  4. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография. – М.: МАКС, Пресс, 2014. – 100 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: