УДК 376

Анализ состояния коррекционного образования в детских садах города Смоленска

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Ковалева Дарья Сергеевна – студентка Смоленского государственного университета.

Аннотация: Авторы проанализировали данные по трем коррекционным детским садам города Смоленска: направления деятельности с определенными группами детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогический состав, специальные образовательные условия. Основное содержание исследования составляет анализ образовательных услуг, уровень оказываемой помощи воспитанникам, уровень освоения детьми адаптированной образовательной программы.

Ключевые слова: Коррекционное образование, детский сад, дети с нарушениями развития, адаптированная программа.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00095.

Коррекционное образование в России появилось в 1797 году, это было связано с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны. До сих пор оно изменяется, совершенствуется и адаптируется для каждой группы детей, имеющих те или иные нарушения развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую и социальную помощь в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в коррекционных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей, педагогов-психологов.

В Смоленске Отделение императрицы Марии Александровны о слепых было открыто в 1893 году. Коррекционное образование началось в 1891 году, когда стало осуществлять свою деятельность Смоленское училище для слепых мальчиков [2]. Сегодня в городе функционируют 15 специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития.

Статистические данные, полученные в ходе исследования, позволят выявить, насколько в городе Смоленске развито коррекционное образование и на каком уровне детям оказывается помощь в освоении адаптированных программ.

Открытие детского сада № 2 «Россияночка» состоялось в 1977 году и составляло 12 групп общего типа. В 1983 году 7 общеразвивающих групп яслей-сада № 2 реорганизованы в логопедические группы для детей с заиканием, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В 1991 году детскому комбинату № 2 присвоено название «Россияночка».

Основным направлением деятельности детского сада является коррекция речевых нарушений первичного характера у дошкольников, развитие и формирование правильной речи.

В учреждении организована работа по предоставлению бесплатного дополнительного образования по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. Данное направление в деятельности имеет большое значение в работе с детьми, имеющими статус инвалидности: с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и нарушениями слуха в возрасте от 3 до 8 лет.

Кадровый состав педагогов представлен 20 воспитателями, 10 учителями-логопедами, педагогом-психологом, 2 музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, 2 педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, осуществляющими образовательную деятельность совместно. Среди них высшую квалификационную категорию имеют 15 специалистов (старший воспитатель, 3 воспитателя, 6 учителей-логопедов, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре и педагог дополнительного образования); первая квалификационная категория у 21 специалиста (16 воспитателей, 3 учителя-логопеда, педагог дополнительного образования и социальный педагог).

В данный момент в здании сада функционируют 10 групп. Детский сад имеет кабинеты учителей-логопедов, музыкальный и физкультурный залы, зал для логоритмики, изостудию, сенсорную комнату, консультационный центр, кабинеты узких специалистов, кабинет педагога-психолога, холлы, комнату экологии, сказки, старины, библиотеку, 10 прогулочных участков, спортивную площадку, которые используются для ведения как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности в режимных моментах дополнительного образования дошкольников. В саду имеется информационно-техническое оснащение [1, с. 33].

На начало 2018–2019 учебного года в детском саду насчитывалось 157 детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) и заиканием. Сравнивая численность детей, с ОНР насчитывалось 80% (139 человек из 157), с заиканием – 20% (16 человек из 157). Результаты, которых достигли воспитанники к концу года, доказывают то, что в детском саду имеются все условия для достаточного уровня компенсации имеющихся нарушений.

Среди 157 воспитанников не было выявлено ни одного ребенка с низким уровнем освоения программы. С высоким уровнем социально-коммуникативного развития было выявлено 56% воспитанников, познавательного развития – 59%, речевого развития – 54%, художественно-эстетического – 60%, физического развития – 72%. Эти показатели заметно выше тех, которые мы видим, говоря о среднем уровне развития детей: социально-коммуникативное развитие среднего уровня было выявлено у 44% воспитанников, познавательное развитие – 41%, речевое развитие – 46%, художественно-эстетическое – 40%, физическое развитие – 28%.

При построении образовательной деятельности педагогами в первую очередь учитывается такой фактор, как здоровье детей. В детском саду нет детей с I группой здоровья, более 20% воспитанников со слабым здоровьем (III и IV группы здоровья), около 4% - дети-инвалиды. Число детей со II группой здоровья на начало 2018–2019 года составляет 126 человек, что на 4 человека больше, чем в предыдущие годы; с III группой – 23, что на 4 человека меньше, чем в предыдущие годы; с IV группой – 7 человек. Среди них 8 детей-инвалидов [1, с. 34].

Таким образом, в детском саду № 2 коррекционное образование развито на достаточном уровне и созданы все условия для предоставления компенсаторных возможностей детям с нарушениями развития.

Дата открытия детского сада № 3 г. Смоленска приходится на февраль 1963 года. В этом учреждении организована работа по предоставлению бесплатного дополнительного образования по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. Данное направление в деятельности реализуется в работе с детьми, имеющими инвалидность (инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с диагнозами: ранний детский аутизм, умственная отсталость при синдроме Дауна, сложная форма ДЦП, психические расстройства.

Кадровый состав педагогов: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, 2 педагога-психолога, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатели. Среди них высшую квалификационную категорию имеют 7 специалистов (старший воспитатель, 2 воспитателя, учитель-логопед (он также является учителем-дефектологом), 2 педагога-психолога и 1 социальный педагог. Первая квалификационная категория у 13 специалистов (10 воспитателей, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре).

Детский сад в 2019 год посещали 120 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно). В учреждении функционируют 7 групп, из них:

  • 1 группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
  • 1 группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет (включительно);
  • 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет (включительно);
  • 1 группа компенсирующей направленности для детей с аутизмом в возрасте от 3 до 7 лет (включительно);
  • 3 группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) [1, с. 36].

В детском саду имеются: просторные групповые помещения, оборудованные участки для прогулок, спортивная площадка, спортивный и музыкальный зал, логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, социального педагога, изодеятельности, методический кабинет, сенсорная комната, медицинский блок, массажный кабинет, соляная пещера, комната сказки и старины. Территория благоустроена и хорошо озеленена: разбиты клумбы, цветники огород, для каждой группы имеется спортивная площадка.

Анализ состояния здоровья воспитанников детского сада за последние годы показывает, что индекс здоровья воспитанников из года в год неуклонно снижается: уменьшается численность детей с I группой здоровья (в количественных показателях и в процентах от общей численности детей в детском саду), вместе с тем как число воспитанников с III и IV группами здоровья увеличивается. Подавляющее большинство детей по-прежнему имеют II группу здоровья, то есть являются условно здоровыми. Продолжается комплектование детьми-инвалидами с IV и V группой здоровья.

Так, на начало 2018–2019 учебного года общая численность воспитанников составляла 120 человек. Среди них с I группой здоровья было выявлено 23 ребенка, что на 4 человека больше, чем в предыдущий год; со II группой – 40 детей, что на 2 ребенка меньше, чем в предыдущий год; с III группой – 12 человек, что на 1 воспитанника больше, с IV группой – 42 человека, что на 5 детей больше, с V группой – 3 человека.

Говоря об усвоении программы детьми, уровень развития целевых ориентиров детского развития выше планируемого, составил 8,3% детей (10 человек), 85,8% (103 человека) освоили программу, не заходя за ее рамки и лишь 5,8% (7 человек) в ходе исследования показали результаты ниже остальных [1, с. 37].

Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство детей освоили программу в соответствии с заявленными целями и задачами.

Датой открытия детского сада № 7 г. Смоленска является 31 августа 1983 года. В этом учреждении организована работа по предоставлению бесплатного дополнительного образования по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. Данное направление в деятельности имеет большое значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
57 детей-инвалидов по зрению посещают детский сад. В 2018 году это были дети, имеющие в анамнезе такие нарушения, как сходящееся косоглазие (18 человек), гиперметропический астигматизм (5 воспитанников), смешанный астигматизм (3 человека), оперированное косоглазие (4 человека), ретинопатия недоношенного (2 воспитанника), артифакия (4 человека), миопия (5 воспитанников), миопический астагматизм (4 человека), паралитическое косоглазие (1 ребенок), гиперметропия (3 человека), анофтальм (1 ребенок), атрофия зрительного нерва (5 воспитанников), колобома радужной оболочки (2 человека) [1, с. 76].

В детском саду работают 5 учителей-дефектологов, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, 11 воспитателей. Среди них высшую квалификационную категорию имеют 3 воспитателя и музыкальный руководитель, первую категорию – 2 воспитателя.

В детском саду функционируют 5 групп:

  • одна группа компенсирующей направленности для слепых детей (с 3 до 7 лет);
  • четыре группы компенсирующей направленности для детей с косоглазием и амблиопией (с 3 до 7 лет).

Во всех группах имеются спальные и туалетные комнаты, оборудованные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников. В детском саду имеются кабинеты учителей-дефектологов, учителя-логопеда, педагога-психолога, сенсорная комната. На территории учреждения находятся 5 оборудованных детских площадок и спортивная площадка для физкультурных занятий.

Среди воспитанников с I и V группой здоровья не было выявлено ни одного ребенка; со II группой – 1 человек, что на 1 ребенка больше, чем в начале года; с III группой – 48 человек; с IV группой– 8 детей.

Получили лечение на аппаратах в 2018 учебном году 57 детей. Ухудшений в результате лечения не наблюдалось, но без динамики находились 8 воспитанников – инвалидов по зрению. У 49 воспитанников наблюдалось повышение остроты зрения [1, с. 77].

Несмотря на то, что анализировались данные за 2018 год, показательным является то, что в детском саду № 7 проводится комплексная коррекционная работа, а также лечение детей с нарушением зрения. Это единственный детский сад в городе Смоленске, оказывающий такую комплексную помощь детям с нарушением зрения.

Таким образом, изучив данные трех детских садов города Смоленска: № 2 «Россияночка», № 3, № 7, мы сделали вывод, что коррекционное образование поступательно развивается и сегодня находится на достаточно высоком уровне. Несмотря на разнонаправленность детских садов, процент положительной результативной динамики достаточно высок. Выпускники детских садов не имеют особенностей в ухудшении состояния здоровья, положительная динамика наблюдается в большинстве случаев, следовательно, коррекционное образование дает результаты: дети поступают из дошкольных образовательных учреждений в школы и продолжают обучение по адаптированным программам.

Список литературы

  1. История коррекционного и инклюзивного дошкольного образования в Смоленской области: 2013-2020 годы: Сборник документов и материалов / Под ред. Г.Н. Меженцевой. Riga, Latvia. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2020. 176 с.
  2. Меженцева Г.Н. Об открытии Смоленского отделения попечительства о слепых в 1893 году и его деятельности // Colloquium-journal. 2020. № 8-4 (60). С. 40-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: