Специфика коррекции нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией

Зайцева Юлия Дмитриевна – студент заочного отделения магистратуры Смоленского государственного университета.

Аннотация: Развитие речи является одной из наиболее существенных задач воспитания и обучения детей, так как речь имеет большое значение в общем развитии детей. Своевременное и правильное развитии речи взаимосвязано с формированием всех высших психических функций ребенка. Цель статьи - выявление проблем звукоречевого развития детей для поиска путей коррекции и воздействия на речевое развитие младших школьников методами организации диагностического эксперимента с помощью специальных логопедических методик. В результате мы сможем выстроить модель комплексной поддержки детей с дизартрией в условиях системы образования.

Ключевые слова: Дизартрия, речевая терапия, единство функционирования организма, комплексная система поддержки, метод динамической электронейро-стимуляции.

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. К таким навыкам относится навык речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи [3].

Самым распространенным речевым нарушением на сегодняшний день является стертая форма дизартрии. При стертой дизартрии большинство согласных звуков искажается или совсем не произносится. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, что влияет на личность ребенка. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода, разработанного Р. Е. Левиной. Этот подход предполагает учет соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребенка.

Проблему дизартрии изучали О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Г.В. Чиркина, О.Г. Приходько, Е.Н. Винарская, Е.Ф. Архипова и другие ученые, работы которых стали методологической и теоретической основой данного исследования.

На базе МАОУ СОШ 28 , в группе из шести детей младшего школьного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, был проведен констатирующий эксперимент. По его результатам выявлено общее недоразвитие речи у пяти детей, фонетикофонематическое недоразвитие речи у одного ребенка [4].

Для эффективной коррекции звукопроизношения в данной группе, работа должна проводиться в следующих направлениях:

  • коррекция моторной сферы:

- развитие общей моторики: плавности движений ног и рук; способности удерживать равновесие; работа над пространственной ориентацией, гимнастика мышц плечевого пояса и шеи.

- мелкой моторики: плавности, точности движений, снятие спастичности мышц рук, координация речи с движениями пальцев рук.

- нормализация работы мышц артикуляционного аппарата: гимнастика артикуляторных мышц, расслабление, снятие напряженности языка, увеличение объема его движений, укрепление мышц языка, позволяющих удерживать кончик вверху, растягивание подъязычной уздечки, развивать подвижность губ.

- развитие двигательных функции артикуляционного аппарата: выработка дифференцированных движений губ, выработка умения, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, выработка подвижности и дифференцированных движений языка, укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка, создать кинестетические ощущения движений языка, развить контроля над движениями языка, тренировать переключаемость между артикуляционными укладами [2].

- развитие мимических мышц: гимнастика мимических мышц, увеличение подвижности бровей, губ, кинестетических ощущений от различных мимических картин, закрепление связи эмоция - мимика.

  • коррекция фонетики

- коррекция звукопроизношения: постановка, автоматизации и дифференциация нарушенных звуков.

- развитие просодической стороны: выработка правильного диафрагмального дыхания, плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, развитие длительного речевого выдоха, работа над интонационной окрашенностью речи, нормализация темпо-ритмической стороны речи.

  • коррекция фонематических процессов

- развитие фонематического слуха шипящих и свистящих звуков, соноров, определение признака звонкости - глухости, мягкости -твердости.

- формирование правильного звукового анализа многосложных слов: умения выделять первый и последний звук в словах, определять последовательность и количество звуков в слове, подбирать слова с заданным звуком, его позицией и количеством звуков, делать полный звуковой анализ слов, подбирать слова с заданным слогом, их позицией и количеством слогов, делать полный слоговой анализ слов, определять количество, последовательность и место слова в предложении.

Для ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо реализовать аналогичные направления работы относительно моторной сферы, фонетики и фонематических процессов, кроме того, важно осуществлять дальнейшее развитие лексикограмматического строя речи ребенка [6].

При дизартрии нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. К тому же из-за наличия неврологической симптоматики по типу спастичности, гипотонии или дистонии, преодоление фонетико-фонематических нарушений представляет для логопеда значительные трудности [5].

С целью выявления особенностей и состояния звукопроизношения у младших школьников с дизартрией было проведено исследование. Обследование звукопроизношения проводилось с помощью экспериментальных методик. В специальной литературе представлено большое разнообразие материала для обследования звуковой стороны речи детей с 7 лет. В нашем эксперименте была применена дополненная методика О.Б. Иншаковой, т. к. она позволяет охватить все группы звуков и рассчитана на младший школьный возраст детей.

В результате применения методики были получены следующие результаты. Нарушения звукопроизношение детей младшего школьного возраста с синдромом дизартрии носят у 82 % детей полиморфный характер.

Первый этап исследования заключался в контроле артикуляционного праксиса детей младшего школьного возраста с дизартрией. Средний возраст обследуемых 9 лет. Детям предлагалось выполнить комплекс диагностических проб.

В результате проведения эксперимента были получены следующие результаты. Из общего количества испытуемых в числе 16 детей младшего школьного возраста возраста с дизартрией было выявлено 7 случаев спастического типа нарушений, 6 случаев -гипотонического типа и еще 3 случая нарушений артикуляционной моторики по типу дистонии.

Проведем качественный анализ результатов. У всех испытуемых выполнение артикуляторных проб вызвало затруднение. У одних детей отмечались напряженные, сжатые губы, толстый без выраженного кончика, малоподвиженый язык, оттянутый комом кзади. У одного ребенка ярко проявлялся близкий глоточный рефлекс, у второго язык имел синевато-фиолетовый цвет, при нагрузке частые беспокойства языка. Также во многих случаях у детей наблюдалась девиация языка.

У других напротив, отмечалась слабость и вялость мышц, обильная гиперсаливация. Язык при этом тонкий, находился на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость возрастала.

У некоторых испытуемых выявлен меняющийся тонус лицевых и артикуляционных мышц.

Второй этап предполагал непосредственно обследование состояния звукопроизношения младших школьников с дизартрией. Стоит отметить, что звукопроизношение при дизартрии важно исследовать не изолированно, а в составе слов. В результате почти в 87,5 % случаев нарушение звукопроизношения носило полиморфный характер. То есть у 14 детей из 16 нарушены были сразу несколько групп звуков. И лишь у двоих из исследуемой группы было лишь искажение звукпроизношения по одному типу -ротацизм.

В 87,5 % случаев у детей нарушены одновременно несколько групп звуков, а в 57,14 % из этого числа нарушено свыше трёх групп звуков.

Среди искажений наиболее часто встречающимися являются межзубное и боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [р], межзубное, боковое, нижнее произнесение переднеязычных [т], [д], [н], [л]. В случаях спастической дизартрии наблюдается смягченное произношение всех звуков вследствие напряжения средней спинки языка. У одной девочки отсутствовал звук [х], что в логопедической практике наблюдается крайне редко. Исследование также подтверждает мнение Л. В. Лопатиной, что самым распространенным является для [р], [р'] велярный ротацизм.

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод, что при дизартрии нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. К тому же из-за наличия неврологической симптоматики по типу спастичности, гипотонии или дистонии, преодоление фонетико-фонематических нарушений представляет для логопеда значительные трудности.

Важно подчеркнуть, что при работе с детьми с дизартрией необходим именно комплексный подход, который бы позволил усовершенствовать методы логопедической работы путем привлечения таких средств коррекции, которые не будут нарушать естественные процессы организма, не смогут оказывать побочного действия на другие органы и системы, не причинят ребёнку какого-либо дискомфорта, не сформируют привыкание детского организма к внешнему коррекционному воздействию.

Совместные усилия медицины и специальной педагогики и психологии должны быль скоординированы и направлены на единую задачу побороть неврологическую симптоматику и нормализовать звукопроизношение детей с дизартрией.

Анализ классических коррекционных программ (например, Т. Б. Филичевой, разработанной совместно с Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Т.В. Тумановой) показал, что первоначальной задачей авторы считают формирование дифференцированного произношения посредством развития подвижности артикуляционного аппарата методами массажа лица, губ, твердого неба. Отмечается, что метод пассивной гимнастики достаточно эффективен в работе с детьми с дизартрией.

Е.Ф. Архипова предложила свою индивидуальную методику, включающую в себя 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой, зарекомендовавшую себя, как эффективное средство в преодолении дизартрии.

Значимое место среди новых методов коррекции отводится рефлексотерапии, частью которой является метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС). Это современный метод аппаратной терапии и профилактики (Регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.) [4]. ДЭНС интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

Аппарат воздействует на чувствительные точки, связанные проводящими путями с центральной нервной системой. Он оказывает действие на речевые зоны, формируя сигнал, подобный нейроимпульсу. По проводящим путям импульс идет к ЦНС и затем к соответствующим отделам периферической речевой системы. Работая по принципу обратной связи, ДЭНС обеспечивает важнейший коррекционный принцип индивидуальной направленности. Стимуляция осуществляется курсами от 10 до 15 дней в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Мы разработали логопедический курс занятий, целью которого является коррекция звукопроизношения у младших школьников с дизартрией на фоне проведения динамической электронейростимуляции.

Для достижения поставленной цели, должны решаться следующие задачи:

  • нормализовать тонус артикуляционных мышц;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • поставить и закрепить звуки в речи.

К коррекционно-развивающим мы отнесли следующие задачи:

  • развить фонематическое восприятие;
  • развить речевое дыхание;
  • развить силу голоса.

К коррекционно-образовательным:

  • устранять проявления общего недоразвития речи у детей с дизартрией;
  • формировать навык контроля за собственной речью. [1]

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что использование метода динамической электронейростимуляции в комплексном воздействии при дизартриях может позволить рекомендовать метод к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения в целях повышения эффективности коррекционной работы. Включение ДЭНС в комплекс других методов и средств логопедического воздействия может сократить сроки коррекции, быстрее добиться улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата; ускорения темпов нормализации звукопроизношения и функционального состояния всей нервной системы в целом.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. –М.: АСТ; Астрель, 2015.C. -254
  2. Бурачевская О.В., Бурачевская Н.И. Динамическая электронейро-стимуляция в коррекции речевых нарушений // Школьная педагогика, 2017. № 2(9). С. 5-10.
  3. Воробьева Т. А. Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: «Литера», 2014. – С. 112
  4. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М.: «Библиотека Ильи Резника», «Эксмо», 2013. - С. 49
  5. Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейро-стимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Динамическая электронейро-стимулирующая терапия. Эволюция продолжается: Сб. мат-лов междунар. симпозиума «ДЭНАС МС». Екатеринбург, 2014. — С. 172–179.
  6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. - СПб.,2015. -С.234 х: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2016. – С. 415.

Интересная статья? Поделись ей с другими: