Проблемы экологического образования в современном мире

Романчук Мария Валериевна – студентка магистратуры Педагогического факультета Крымского инженерно-педагогического университета.

Аннотация: В данной работе рассматривается важность экологического воспитания - «любви к природе». В общении с природой развивается и крепнет бесценное качество человеческой личности - экологическая воспитанность. Именно уровень сформированности экологической культуры ставит человека в активную позицию по защите природы. Несомненно, прививать внимание и любовь к экологической культуре необходимо с раннего возраста. Сегодня каждый человек, несмотря на род своей деятельности, должен быть экологически образован и уделять проблемам экологии внимание.

Ключевые слова: Экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое образование, экологическое поведение.

Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура. Сегодня взаимодействие человека с природой и его влияние на окружающую среду, носит угрожающий характер и является проблемой мирового масштаба.

По мнению отечественных и зарубежных ученых и специалистов (Н. Н. Моисеев, И. Д. Зверев, Н. А. Рыков, Г. А. Ягодин, С. О. Шмидт и др.) вопрос о выживании и продолжительности жизни человечества в большей степени зависит от уровня экологической образованности граждан.

В этой связи образованию необходимо утверждать ценности новой, адекватной природе человеческой культуры. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения. Экологическое воспитание и образование должно присутствовать на протяжении всей жизни человека. Большое значение для решения этой задачи играет школа. В ФГОС НОО одним из основных направлений работы с учащимися является «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» [1 с. 78]. Государство ставит перед образовательным учреждением важную задачу: совершенствование экологического воспитания подрастающего поколения, для более полного, гармоничного развития личности и правильного отношения к экологическим проблемам общества.

Теоретической базой образования учащихся в области экологической культуры и взаимоотношении с окружающим миром являются базовые знания по экологии в учебном процессе начальной школы.

Самого продуктивного результата в воспитании разносторонне развитой личности можно добиться при грамотном сочетании урочной деятельности и внеклассной работы. Они должны быть построены на принципе дополнения и совершенствования друг друга. При таком подходе у ребенка происходит развитие эмоционально - ценностного отношения ко всему, что его окружает, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющихся во взаимодействиях его с природой.

Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И. Д. Зверевым, А. Н. Захлебным, Л. П. Симоновой, Л.Н. Ердаковым и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического обучения и воспитания. Все выдающиеся ученые и педагоги считают, что природа имеет большое значение как средство экологического воспитания детей.

Экологические понятия у ребенка начинают формироваться еще в семье, а затем воспитание совершенствуется в дошкольном учреждении. Воспитание любви к природе и животным – это основа экологического образования.

Экологическое воспитание — формирование у человека осознанное восприятия окружающей природы, убежденности в необходимости бережного отношения к ней, разумного использования ее богатств, недр и различных ресурсов [2, с.6].

В нынешних условиях целью экологического образования становится не столько формирование знаний и навыков воспитанников, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и, конечно практике, идет поиск эффективных подходов формирования экологической культуры индивидуума.

Дети приходят в школу еще совсем наивными и чувствительными ко всему окружающему. Школьники младших классов не совсем понимают, как человек может навредить природе и животному миру, хотя минимальные знания и опыт (работа в живом уголке) они уже получили и усвоили в дошкольном образовательном учреждении. Дети крайне восприимчивы, читая или слушая рассказы о том, как страдают детеныши зверей, чью маму убили охотники, беспокоятся о рыбках в грязном водоеме, сопереживают птенцам, выпавшим из гнезда, готовы помочь бездомному котенку или щенку. Они добры и неравнодушны к окружающему миру. Поэтому так важно именно в этот момент дать взрослеющим воспитанникам правильные понятия и верные ориентиры.

Экологическое образование младших школьников должно стать комплексным процессом. В этом возрасте у детей меняется главный вид деятельности – с игровой на учебную. Происходят изменения в мышлении, развивается потребность к трудовым процессам в природе, но знаний и практических умений в этой области у них еще недостаточно. Поэтому важно применять в процессе образования и воспитания игровую деятельность, наблюдения, эксперименты и пояснительные беседы. Тема экологии должна содержаться в различных школьных предметах – это важное условие, выполнение которого способствует формированию личности с экологической культурой.

Н.Ф. Виноградова определяла экологическую культуру как способность людей пользоваться имеющимися экологическими знаниями и навыками в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но совершенно не применять их. Экологическая культура человека подразумевает его экологическое сознание в совокупности с экологическим поведением [2 с. 40].

Экологическая культура влияет на формирование экологического поведения.

Экологическое поведение – это конкретные действия и поступки людей, непосредственно связанных с воздействием на природную среду и использование природных ресурсов. Экологическое поведение человека зависит от особенностей его экологического сознания, воспитания и практическими умениями природопользования.

В процессе формирования у детей экологической культуры необходимо помнить о развитии нравственных, гражданских, общекультурных ценностей, без которых процесс может превратиться в обычное накопление информации. Для того чтобы избежать такого положения дел и не просто знать, но еще и применять полученные знания на практике необходимо четко определить конечные цели экологического поведения: высокая нравственность, ответственность, социальная значимость, личностная ценность, толерантность [3 с. 20].

Рассматривая цели экологического воспитания школьников, можно определить несколько уровней экологической культуры: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической образования.

1

Рисунок 1. Схема структуры экологической культуры.

В процессе формирования экологической культуры мы должны учитывать единство эмоционального, интеллектуального и деятельностного характера, а не их противопоставление. Главной задачей педагогической системы экологического образования младших школьников является содержание экологических знаний и навыков и их трансформация по отношению к окружающей природной среде.

Список литературы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 2006. 238 с.
  2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991. 156 с.
  3. Бесова М.А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: