Формирование инновационно-квалификационной системы в образовании
Иовлева Ольга Владимировна – кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного экономического университета; доцент Уральский государственный аграрный университет.
Аннотация: Целью данного исследования является поиск новой модели образования. Автор обосновывает, что включение дисциплин по инноватике, обеспечит логическую завершенность по отношению к целям и результатам обучения. Предлагаемая парадигма образования требует целенаправленной интеграции научных знаний и дисциплин учебного плана.
Ключевые слова: Высшее образование, интеграция научных знаний, инновации, инновационно-квалификационная система, инновационно-квалификационные модули, учебный план.
В настоящее время возникает неотложная нужда в совершенствовании системы образования в России. Этот процесс уже идет, хотя и осложнен многими факторами.
Студент должен быть вооружен инструментарием для оценки результатов индивидуальной и групповой проектно-технологической, экспериментально-исследовательской и других видов профессиональной деятельности, качества сырья и техники при осуществлении входного контроля с учетом их инновационного уровня и эффекта на производстве, конкурентоспособности наукоемкой готовой продукции на выходе предприятия, для управления инновационной деятельностью и оценки влияния инноваций на финансовые результаты предприятия.
Ныне идет жесткий отбор, формируется образование, нацеленное на саморегулирование, конкурентную борьбу. Это требует иного типа сознания, целостного миросозерцания, что достигается комплексным подходом к образованию и воспитанию.
Образование должно стать элементом системы развития предпринимательской способности у большей части населения страны как необходимого условия становления нарождающегося рынка и его динамичного развития. Реакцией на ожидаемую динамичность рынка должны быть разнообразие и гибкость образования, предоставление возможности как молодым людям, так и работникам предприятий, имеющим большой производственный опыт, выбрать характер образования и формы развития предпринимательской способности.
Актуальной становится необходимость разработки концепции высшего образования в подготовке специалистов современного уровня, так называемого элитарного образования. Сущность такого образования заключается в реализации следующих основных принципов:
- гуманизация образования с приоритетами общечеловеческих ценностей;
- качественное повышение уровня образования;
- максимальная индивидуализация обучения;
- приоритет работы с одаренными студентами при максимальном индивидуальном развитии каждого.
При этом для реализации профессиональной компоненты элитарного образования требуется наличие двух составляющих:
- высокий потенциал профессорско-преподавательского состава;
- должная материально-техническая база образовательного учреждения.
Однако, до настоящего времени не существует не только комплексной разработки реализации концепции элитарного образования, но и даже психологической концепции построения подобного образования.
Новые условия выдвигают новые требования к высшей школе, среди которых важнейшим является резкое повышение эффективности образовательного процесса. Выполнение этого требования связано прежде всего с изменением структуры обучения, организацией учебного процесса и осуществлением действенного его контроля, усилением материальной базы, установлением тесных межпредметных связей и использованием опыта преподавания отдельных дисциплин.
До последнего времени в качестве основной активно проявляла себя тенденция дифференциации, т.е. отпочкования все новых дисциплин. Тенденция дифференциации в образовании и науке дала немало ценных результатов и продолжает действовать в настоящее время. Однако, она обнаружила свою ограниченность: ее развитие не позволяло эффективно решить охарактеризованные выше современные инновационные проблемы национальной экономики.
Простейшая форма интеграции заключается в появлении на стыке двух-трех дисциплин еще одной, новой дисциплины. Это, так сказать, интеграция на основе элементаризма, оборотной стороной которой оказывается все та же дифференциация.
Можно выделить следующие этапы реализации новой парадигмы образования.
- Разработка выпускающей кафедрой (кафедрой-интегратором) концепции учебного плана по профилю бакалавров и формирование инновационно- квалификационной системы и модулей.
На наш взгляд, формирование учебного плана, интеграция входящих в него дисциплин является функцией, прежде всего, выпускающей кафедры, факультета (Института) и научно-методического Совета вуза, так как инновационно-квалификационная система должна представлять собой не случайный, а упорядоченный набор дисциплин.
- Оценка кафедрой-интегратором потенциала других кафедр и факультетов в целях отбора кафедр-партнеров. Оценка их сильных и слабых сторон с точки зрения удовлетворения своей потребности на конкретные знания в рамках образовательной системы и модулей [1, с. 517].
- Выявление проблем реализации модуля и направлений корректировки рабочих программ и учебно-методических комплексов кафедрой-интегратором и кафедрами-партнерами, исходя из целей и задач построения модуля совместными усилиями.
- Согласование порядка организации учебного процесса, контроля за реализацией совместного модуля и взаимодействия кафедр.
Внутри теории инноваций сформировались относительно самостоятельные направления в зависимости от целей, решаемых исследователями. Однако следует отметить, что в литературе отсутствуют направления, детерминированные целями образования.
В условиях рыночной экономики в составе инновационно-квалификационной системы учебного плана экономические и инновационные дисциплины должны обеспечить студенту знания, умения и навыки по определению и расчету рыночного эффекта продуктовых и процессных инноваций.
Список литературы
- Иовлева О.В. Профессионал в эпоху современных технологий: новые требования к подготовке в вузе // Российский человек в «разломе эпох»: quo vadis? : материалы XV Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета: доклады / Редкол. : Л. А. Закс и др. : в 2 т. – Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2012. – Т. 1. – 724 с.