gototopgototop

Использование приёмов Арт-терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Полякова Ксения Олеговна – студентка магистратуры заочного отделения Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается использование метода арт-терапии на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста. Дано определение арт-терапии, рассмотрены ее наиболее актуальные виды. Описаны методики арт-терапии и ее основные принципы. В конце статьи дана оценка эффективности использования этого метода в работе логопеда с детьми.

Ключевые слова: Арт-терапия, логопедия, рисование, танцевально-двигательная терапия, драматургия, сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, пескотерапии.

Согласно сегодняшней статистике, количество нарушений речи у детей ежегодно увеличивается. Дети испытывают сильную неуверенность в своих занятиях по языковой терапии, особенно если они впервые пришли к логопеду и недостаточно мотивированы для познавательной деятельности. Использование арт-терапевтических подходов и методов в работе логопеда, помогает детям обрести уверенность в своих силах, снять внутренние «зажимы», которые важны для «безречевых» детей, преодолеть трудности и повысить мотивацию к обучению. Часто можно обнаружить, что дети, пришедшие на занятия, слишком медленно участвуют в процессе и выполняют определенные задачи [3].

Находясь на границе между педагогикой, психологией и медициной, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные (инновационные) методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу логопеда. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционной работы и развития у детей с проблемами речи. На фоне комплексной логопедической терапии нетрадиционные методы терапии, не требующие особых усилий, оптимизируют процесс языковой коррекции речи на языке детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много:

  1. Арт - терапевтические технологии.
  2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.
  3. Современные технологии сенсорного воспитания.
  4. Телесноориентированные техники.
  5. «Су – Джок» – терапия.
  6. Криотерапия.
  7. Информационные технологии. В нашей статье мы рассмотрим метод арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия - терапия исскуством ‒ возниклаиз идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психических заболеваний с помощью живописи. Метод был основан на том, что человек через искусство выражал свои чувства и освобождался от них [1].

Суть арт-терапии заключается в терапевтическом, корректирующем воздействии художественных приемов на субъектов и проявляется в реконструкции и выходе из травмирующей ситуации. Все это происходит через создание произведений искусства, перевод внутренних переживаний во внешнюю форму и создание новых положительных эмоций и чувств. Арт-терапия, широко используется в логопедии для установления контакта с ребенком и включения его в учебный процесс. В настоящее время многие логопеды все чаще используют этот подход.

Эффективность использования различных видов арт-терапии в коррекции подробно описана в работах таких авторов как: С. Машура и З. Матейова, И. В. Вачков, А. В.Гнездилов, Л. Д. Короткова, Т. Н. Щербакова, М.И.Лисина, М.А Панфилова, Л.В Чернецкая, С.С Бычкова, Л.А Дубина и др. И. В. Сусанина дала следующее определение понятия «арт-терапия»: «Арт-терапия ‒ это сфера, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, способ соприкоснуться с глубочайшими аспектами нашей духовной жизни».

Обычные методы обучения не всегда дают ожидаемый результат.

Различают активную и пассивную арт-терапию. Первый включает импульс для самостоятельного творчества, пассивный ‒ основанный на использовании существующих произведений искусства. Он также может быть групповым и индивидуальным. В ходе занятий используются: рисунок, лепка, скульптура, мозаика т.д. В качестве материала можно использовать натуральные материалы ( глина, мел, песок, листья, камни, ветви, овощи, фрукты и т. д.) и искусственные (краски, гуашь, бумага, пластилин, целлофановая веревка и т. д.) [5].

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражение, развитие личности и взаимоотношений в обществе, снятие стресса, помогает реализовать некоторые психологические проблемы.

Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые может использовать логопед в своей работе:

  1. Рисование – классический метод арт-терапии, любимый детьми, самый доступный на логопедических занятиях.
  2. Музыкотерапия – прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, логоритмика под музыку и т.д.
  3. Танцевально-двигательная терапия – терапия с использованием элементов танца или танцевальных физкультминуток.
  4. Драматургия – разыгрывание жизненных сюжетов и ситуаций, близких ребенку или по известным произведениям детской литературы.
  5. Сказкотерапия – чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов.
  6. Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета.
  7. Пескотерапия – это игра песком или рисование на нем. Развивает мелкую моторику, повышает активность ребенка. Также является одним из наиболее популярных видов арт-терапии [3].

Поскольку основным видом деятельности дошкольного возраста является игра, необходимо обеспечить, чтобы каждый урок логопеда носил характер образовательной и игровой деятельности, был эмоционально окрашен.

В обучения необходимо использовавть следующие виды занятий: пересказывать уроки, рассказывать истории с картин, рассказывать истории с элементами творчества. Рассказывая истории, дети могут составлять текст коллективно, а сами они могут распределять функции: кто скажет по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто завершит рассказ.

Развитие навыков построения действия в рассказе, использования различных средств коммуникации между семантическими частями высказывания формирует элементарную осведомленность о структурной организации текста у детей, влияет на развитие в них визуального, образного и логического мышления. Развивая двигательные навыки посредством рисования, мы создаем условия для формирования многих психических процессов (языка, мышления, воображения и т.д.).

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.Техники изо-терапии, используемые для развития речи: 

  • техника «кляксография»;
  • пальцевая живопись;
  • рисование мягкой бумагой;
  • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
  • рисование на стекле;
  • ниткография;
  • рисование на манке;
  • техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
  • техника отпечатывания ватой;
  • рисование ладонями.

Подробнее рассмотрим некоторые виды изотерапии. 

1. Кляксография – отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Этот тип рисунка относится к нетрадиционным методам. Кляксография помогает формировать способность отражать силуэт и развивать навыки в использовании красок и кистей. Она прекрасно развивает креативность, воображение, воображение, способствует эстетическому восприятию произведений искусства, а также способствует эмпатии. Кляксография успешно используется психологами в коррекционных классах. Этот тип рисунка помогает развивать глаз, координацию.

Кляксографию разделяют на:

  • кляксография обычная;
  • кляксография с трубочкой;
  • кляксография с ниточкой. Работать в этой технике можно начинать с 4-5 лет.
  • кляксография обычная.

2. Ниткография ‒ выкладывание контуром из кружева или толстой нити. В логопедии эту технику можно рассматривать как один из методов развития не только познавательной активности, но и речевой деятельности. Метод ниткографиипозволяет решать сразу несколько дидактических задач:

  • совершенствовать зрительное восприятие детей;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • формировать плавность, ритмичность и точность движений;
  • подготавливать руку ребенка к письму.

Ниткография может сочетаться с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа, имеет смысл поручить ребенку задачу представления своих персонажей. Также можно загадывать загадки или задавать вопросы, ответами на которые будут «рисунки» в виде общей темы.

3. «Рисование методом тычка» ‒ (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

4. Техника рисования листьями ‒ использует разные листья с разных деревьев. Они покрыты краской кистью и не оставляют пустых мест. Это делается на отдельном листе бумаги. Затем нарисованная страница плотно прижимается к бумаге и пытается не двигаться. Листья можно использовать повторно, нанося на них другой цвет. При смешивании цветов может появиться необычный оттенок, остальное рисуется кистью. Получается чудесные пейзажи.

5. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило ‒ каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой и т.д.

В заключении данной статьи можно сказать, что инновационные методы воздействия на деятельность логопеда становятся перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми с проблемами речи. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт-терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые не позволяют ему полностью участвовать в процессе занятия.

Список литературы

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. ‒ М.: Детство-Пресс, 2015. ‒ 381 c.
  2. Артемьева.И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. ‒ 2015. ‒ №7. ‒ С. 31-35.
  3. Колягина.В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие. ‒ М.: «Прометей», 2016.
  4. Салтыкова-Волкович М.В. Арт-терапия в работе с детьми: пособие – Гродно: ГрГУ, 2016.
  5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail