Методика обучения учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы основам фрактальной графики с применением технологии развития критического мышления во внеурочной деятельности по информатике

Выприцкая Дарья Сергеевна – студентка факультета Математики, информатики, биологии и технологии филиала Кубанского государственного университета в г.Славянске-на-Кубани.

Научный руководитель: Чернышева Ульяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент филиала Кубанского государственного университета в г.Славянске-на-Кубани.

Аннотация: В статье рассматривается методика обучения во внеурочной деятельности по информатике учащихся девятых классов. Проведен анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация теоретических и методических сведений. В заключение представлено проектирование программы элективного курса и занятий.

Ключевые слова: Фрактальная графика, технология развития критического мышления, внеурочная деятельность, математика, информация, художественное творчество.

На важность ознакомления учащихся с такими объектами современной информатики, как элементы фрактальной графики, указывают авторы исследований по теории и методике обучения информатики в школе (Шаляев А.А., Хмылко О.Н., И.Н. Клипов и др.).

Применение фракталов в науке нашло отражение в диссертационных исследованиях B. В. Афаунова, М. В. Будянского, В. В. Кириченко, П. А. Шиляева. [1].

С методической точки зрения применение теории фрактальных множеств в обучении рассматривается в работах А. И. Азевича, А. В. Дикого, Д. В. Кронина, В. Н. Осташкова и Е. И. Смирнова и др .[2].

Так же многие ученые отмечают тот факт, что интеграцию знаний по смежным дисциплинам (математика и информатика) целесообразно реализовать с помощью построения целостных интегрированных курсов на основе двух или более предметов (Г. К. Селевко, Г. Д. Луканкин, М. А. Родионов, Е. Н. Трофимец). Это дает возможность школьникам наиболее полно реализовать себя в процессе творчества, раскрыть имеющиеся способности, получить новые знания на стыке дисциплин. [3].

Фрактальная графика получила широкое распространение не только в науке, но и в практической деятельности.

Такое достоинство фрактальной графики делает актуальной работу по созданию элективного курса для 9-х классов «Фрактальная графика», в основе которого лежит интеграция математики, информатики и художественного творчества.

Для того чтобы проводить уроки в оптимальном режиме, повысить уровень работоспособности учащихся, усвоение знаний на уроке происходило в процессе постоянного поиска, мы предлагаем использовать технологию развития критического мышления.

ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. Она направлена на развитие ученика, открытие новых идей, развитие собственного мнения и рефлексии собственных суждений.[4].

При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.[5].

Объект исследования – процесс обучения информатике учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методика обучения учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы основам фрактальной графики с применением технологии развития критического мышления во внеурочной деятельности по информатике.

Целью данного исследования является разработка элективного курса для обучения учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы фрактальной графике с применением технологии развития критического мышления. 

Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи

  • провести анализ нормативных документов (ФГОС ООО, ПООП ООО);
  • провести анализ учебно-методического материала по методике преподавания фрактальной графики; 
  • изучить сущность технологии развития критического мышления;
  • разработать рабочую программу элективного курса «Фрактальная графика» для учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы;
  • разработать три занятия элективного курса.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация теоретических и методических сведений, проектирование программы элективного курса и занятий.

В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты: проведенный анализ нормативных документов (ФГОС ООО, ПООП ООО) показал, что в школьном курсе тема фрактальной графики рассматривается, поверхностно (в учебнике И.Г. Семакина за 7 класс только говорится о ее существовании); изучена технология развития критического мышления; разработан 15-часовой элективный курс по изучению фрактальной графики для 9-х классов средней общеобразовательной школы.

 Проведенное исследование было направлено на изучение теоретических положений по изучению фрактальной графики и графических редакторов, по созданию фрактальных множеств, редактированию их, а так же созданию элективного курса. [6].

В разработанных уроках использовались следующие приемы:

  • инсерт - эффективно позволил проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника;
  • «толстые» и «тонкие вопросы» - использовался для актуализации опорных знаний и домашнего задания;
  • кластер- был использован на стадии вызова, а продолжен на стадии рефлексии;
  • синквейн - был использован как творческое задание на дом.

Ниже представлено планирование разработанного нами элективного курса «Фрактальная графика».

Таблица 1. Курс «Фрактальная графика».

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Предпосылки возникновения фрактальной графики

1

-

1

Классификация фракталов:

2.

Алгебраические и геометрические фракталы

1

-

1

3.

Стохастические и мультифракталы

1

-

1

Область применения фракталов:

4.

Фрактальное сжатие

1

-

1

5.

Фракталы в природе и медицине

1

-

1

6.

Фракталы в информатике, естественных науках и радиотехнике

1

1

2

7.

Фракталы в литературе

1

-

1

8.

Примеры построения некоторых фрактальных кривых

1

1

2

9.

Построение фракталов Pascal.АВС

1

3

4

10.

Достоинства и недостатки фрактальной графики, в частности фракталов

-

1

1

Итого:

9

6

15

В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты: проведенный анализ нормативных документов (ФГОС ООО, ПОО ООО) показал, что в школьном курсе тема фрактальной графики рассматривается не достаточно хорошо; изученная технология развития критического мышления позволила разработать 15-часовой элективный курс по изучению фрактальной графике в школе для 9-х классов средней общеобразовательной школы. Проведенное исследование было направлено на изучение теоретических положений по изучению фрактальной графики и графических редакторов, по созданию их, редактированию, а так же созданию элективного курса. В конце работы была достигнута цель - разработан элективный курс по теме «Фрактальная графика».

Особое внимание в данном курсе было уделено написанию программ, позволяющих наглядно продемонстрировать построение некоторых видов фракталов, что позволяет развивать не только навыки работы на персональном компьютере, но и развивать творческие способности каждого ученика. При программировании и построении фрактальных множеств наряду с развитием словесно-логического типа мышления происходит формирование и развитие творческих способностей человека, так называемой художественной (эстетической) составляющей его личности.

Список литературы

  1. Божокин, С.В. Фракталы и мультифракталы / С.В. Божокин, Д.А. Паршин.- М: Ижевск, 2001.- 128 с.
  2. Левченко, И.В. Программа и справочно-методические материалы для педагогической практики по информатике: учеб.-методич. пособие для студентов пед. вузов и ун-тов / И.В. Левченко, О.Ю. Заславская, Л.М. Дергачева.- М.: МГПУ, 2006.-123 с.
  3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]: научное издание / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2005- 48 с.
  4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько.- М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995.- 235 с.
  5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.- М.: Просвещение, 2012.- 193 с.
  6. Абрамов, В.Г. Введение в язык Паскаль / В.Г. Абрамов, Н.П. Трифонов, Г.Н. Трифонова.- М. : Наука, 1988.-205 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: