Готовность преподавателей по физической культуре к организации инклюзивного образовательного процесса со студентами

Макалютина Юлия Владимировна – старший преподаватель МИРЭА-Российского технологического университета.

Аннотация: В статье проведен анализ готовности преподавателей по физической культуре к организации инклюзивного образовательного процесса со студентами. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: Физическая культура, инклюзивное образование, процесс, студенты, образование, интеграция.

Введение

По данным ВОЗ на 2019 г., в мире насчитывалось около 1 млрд. человек с ограниченными возможностями здоровья. Система образования в России и мире стремится к решению вопросов социализации данных лиц на базе образовательных учреждений. Как отмечают специалисты, психофизические проблемы человека не должны лишать его возможность учиться и интегрироваться в общество. С учетом этого в системе обучения появляется инклюзивный образовательный процесс, который охватывает все больше дисциплин. Актуальность организации инклюзивного образовательного процесса обусловлена требованиями современного общества и законодательной базой, представленной Конвенцией ООН по правам инвалидов и другими нормативно-правовыми актами. Цель настоящего исследования сводится к оценке готовности преподавателей по физической культуре к организации инклюзивного образовательного процесса со студентами. Методика исследования базируется на изучении составных компонентов образовательного процесса (когнитивного, эмоционального и поведенческого) с целью изучения особенностей их применения в образовательном процессе, а также на обобщении результатов научно-исследовательских работ по проблеме инклюзивного образовательного процесса и проведении анкетирования среди преподавателей кафедры физического воспитания. [2]

Цель исследования – провести анализ готовности преподавателей по физической культуре к организации инклюзивного образовательного процесса со студентами.

Методология исследования – проведение анкетирования, сбор статистических данных и их обработка.

Результаты исследования

Эффективность профессиональной преподавательской деятельности во многом зависит от того, обладают ли педагоги знаниями о личностях студентов, имеющих особенности здоровья. [1]

Для оценки готовности к инклюзивному образовательному процессу на кафедре физической культуры было проведено анкетирование среди 10 преподавателей. В анкету были включены открытые вопросы, блок закрытых и полузакрытых вопросов. Стаж профессиональной деятельности преподавателей составил от 2 до 36 лет.

Средний возраст респондентов составил 46 лет. При оценке когнитивного компонента готовности к занятиям физической культурой преподаватели отметили препятствие в виде отсутствия необходимой инфраструктуры. Также группа испытуемых указала на отсутствие адаптированных программ и низкий уровень психологической готовности студентов с ограничениями в здоровье к обучению в ВУЗе. На основе этих ответов можно предположить, что у преподавателей имеется опыт организации образовательного процесса для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и именно отсутствие необходимой инфраструктуры делает невозможным переход к использованию инклюзивного компонента в преподавании физической культуры.

60% преподавателей отметили, что программу обучения в ВУЗе могут освоить все студенты с НОДА. 10% преподавателей выразили уверенность в том, что необходимым условием для освоения учебной программы является интеллект, любые другие физические и иные ограничения не могут повлиять на освоение программы. Преподаватели в ходе анкетирования сошлись во мнении о том, что только при тяжелых функциональных нарушениях у студентов могут быть трудности с освоением учебной программы. Студенты с третьей группой инвалидности, как считают преподаватели, могут полностью включаться в основную студенческую группы на занятиях физкультурой. Для студентов с иными группами инвалидности требуется использовать смешанную форму обучения. Оптимальный вариант для студентов с НОДА педагоги видят переход на индивидуальное обучение. Группа опрошенных преподавателей выразила мнение о том, что наибольшие трудности на занятиях физкультурой у студентов с НОДА могут возникнуть при выполнении ими самостоятельных упражнений и упражнений, требующих активного взаимодействия с другими учащимися. Сложно работать, по мнению преподавателей, со студентами, имеющими психические нарушения. Об этом заявили 40% опрошенных преподавателей. [3]

В то время как в научных исследованиях Е. Самсоновой и В. Мельниковой говорится о том, что только 3% педагогов в области физической культуры готовы работать со студентами, имеющими психические заболевания. 30% преподавателей заявили о том, что им было бы сложно работать со студентами, имеющими проблемы со зрением. Еще 30% опрошенных преподавателей отметили, что им было бы сложно работать со студентами, которые имеют проблемы со слухом или ограничения для самостоятельного передвижения. О готовности работать со всеми категориями студентов из группы учащихся с НОДА никто из опрошенных преподавателей не заявил. 50% преподавателей отметили, что трудно работать со всеми категориями студентов с НОДА, поскольку “они выбиваются из учебного процесса”. И все же опрошенные сходятся во мнении о том, что успех образовательного процесса во многом зависит от ступени индивидуального развития студента. Эти ответы говорят о том, что преподаватели не обладают необходимыми знаниями об особенностях обучающихся в ВУЗе с НОДА.

Чтобы удовлетворить в полной мере образовательные потребности студентов, требуется предоставить преподавателям информацию о базовых требованиях к организации образовательного процесса с учащимися с НОДА. Также требуется ознакомить преподавателей с адаптированными программами, разработанными специально для занятий физкультурой со студентами с НОДА. Решить проблему с недостаточными знаниями преподавателей об особенностях студентов с НОДА можно через организацию курсов дополнительной профессиональной подготовки. Не знакомы с требованиями к организации образовательной деятельности со студентами с НОДА 50% опрошенных преподавателей.

Эти же преподаватели отметили, что не разрабатывали индивидуальные методики обучения студентов с НОДА для занятий физической культурой. Большая часть респондентов сходится во мнении о том, что для них следует организовать дополнительное профессиональное обучение.

При этом в повышении уровня психолого-педагогической подготовки для инклюзивного образовательного процесса нуждаются лишь 20% опрошенных преподавателей. Остальные 80% преподавателей считают, что их уровень психолого-педагогической подготовки является оптимальным для выстраивания инклюзивного образовательного процесса. [4]

Не готовы нести ответственность за успешность процесса обучения 70% опрошенных педагогов. По их мнению, ключевую ответственность за успешную организацию образовательного процесса должна нести администрация ВУЗа, поскольку именно в ее ведении находятся вопросы технического оснащения спортивного зала, предоставление методического и информационного обеспечения. В качестве дополнительных требований для включения инклюзивного компонента в образовательный процесс педагоги выдвигают техническое переоснащение помещений для занятий физкультурой (80% опрошенных), предоставление специального сопровождения в виде тьюторов и т. д. (70% опрошенных), переход к дистанционным формам обучения (40% опрошенных), переход на обучение на основе адаптированных программ (30% опрошенных). Преподаватели считают, что при помощи технического переоснащения помещений удастся повысить доступность образовательной среды, а через предоставление специального сопровождения удастся перейти на дистанционные формы обучения со студентами с НОДА. Для организации инклюзивного обучения преподаватели видят необходимым техническое переоснащение и предоставление соответствующего методического обеспечения. Лишь треть из опрошенных преподавателей заявила о необходимости перехода на индивидуальные программы обучения. Для того, чтобы у преподавателей была возможность планирования и организации инклюзивного образовательного процесса, им требуются консультации со студентами с НОДА.

70% опрошенных преподавателей заявляют о том, что в основу индивидуальных планов обучения должно лечь индивидуальное состояние здоровья каждого студента. Таким образом, когнитивный компонент готовности в организации инклюзивного образовательного процессе зависит от наличия методического и технического обеспечения, предоставления информационного сопровождения. Теперь оценим эмоциональный компонент готовности преподавателей к инклюзивному образовательному процессу. Результаты опроса об отношении преподавателей к ситуации с ростом количества студентов с НОДА приведены ниже на диаграмме. Был задан вопрос: Как вы относитесь к росту количества студентов в вашем ВУЗе с НОДА?

1

Рисунок 1. Результаты опроса респондентов.

Некоторые преподаватели скорее положительно относятся к увеличению числа студентов с НОДА, поскольку осознают, что с увеличением их численности придется устанавливать специальное оборудование, менять программу практикумов и тестов со сдачей нормативов по физической подготовке. Что касается особого отношения преподавателей к студентам с НОДА, то оно может быть сформировано на основе дополнительных консультаций с другими педагогами. Группе преподавателей был задан вопрос о том, что нужно для формирования особого отношения к студентам в ВУЗе с НОДА. Результаты анкетирования представлены ниже в таблице.

Таблица 1. Результаты опроса преподавателей.

Что нужно для формирования особого отношения к студентам с НОДА

Консультации с другими педагогами во время выстраивания инклюзивного процесса образования - 60% опрошенных

Лояльное отношение со стороны педагогов при оценке результатов деятельности студентов - 20% опрошенных

Изменение требований со стороны педагогов и администрации учреждения образования в отношении студентов с НОДА - 10% опрошенных

Предоставление помощи студентам с НОДА со стороны педагогов при сдаче ими нормативов - 10% опрошенных

С ответами преподавателей по теме формирования отношения к студентам с НОДА необходимо согласиться, так как все заявленные ими факторы в той или иной мере способны повлиять на успех организации инклюзивного образовательного процесса. Для оценки поведенческого компонента, характеризующего готовность преподавателей выстраивать инклюзивный образовательный процесс, им был задан вопрос о готовности дополнительно оказывать помощь студентам с НОДА. Результаты анкетирования представлены ниже в таблице.

Таблица 2. Готовность дополнительно оказывать помощь студентам.

Готовы ли вы дополнительно помогать студентам с НОДА при занятиях физкультурой

Да, безусловно - 50% опрошенных

Да, при условии, что они сами об этом попросят - 40% опрошенных

По возможности мне бы хотелось этого избежать - 20% опрошенных

Нет, не буду дополнительно помогать - 0% опрошенных

На основе оценки поведенческого компонента необходимо сделать вывод о том, что большая часть преподавателей готова оказывать дополнительную помощь для студентов. В то же время большая часть преподавателей готова включать студентов с НОДА в общую группу учащихся. О том, что для занятий со студентами с НОДА не нужно создавать специальные условия, заявили лишь 10% преподавателей. Опять же большая часть респондентов сходится во мнении о необходимости предоставления специального технического, методического и информационного обеспечения для организации инклюзивного образовательного процесса. На необходимость специальной подготовки для работы со студентами с НОДА указывают 80% опрошенных.

Вывод

Таким образом, на уровне когнитивного компонента преподаватели ВУЗов не готовы к организации инклюзивного образовательного процесса со студентами с НОДА из-за отсутствия необходимого технического оснащения, методического и информационного обеспечения, а также в связи с отсутствием специальных знаний у преподавателей по требованиям к организации учебных занятий со студентами с НОДА. На уровне эмоционального компонента преподаватели готовы к организации инклюзивного образовательного процесса. На уровне поведенческого компонента большая часть преподавателей готова выстраивать инклюзивный образовательный процесс при условии предоставления необходимого методического и информационного обеспечения.

Список литературы

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. 512 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2013. №5. С. 34-42.
  3. Инклюзивная физическая рекреация студентов: метод. рекомендации / под. ред. С.О. Филипповой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 96 с.
  4. Хижняк Л.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. №2. С. 21-31.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. 2017. №5. С. 55-61.

Интересная статья? Поделись ей с другими: