gototopgototop

УДК 37.013

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе музыкального исполнительства

Танкова Екатерина Валерьевна – студент магистратуры Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

Научный руководитель Беляева Ольга Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

Аннотация: Статья посвящена проблеме социально-коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которое рассматривается как одно из направлений дошкольного образования. Также рассматриваются особенности и анализируются психолого-педагогические подходы к социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, социализация, коммуникация, общение (взаимодействие).

Процесс социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных, поскольку речь, являясь средством коммуникации, возникает и развивается в процессе общения. Для детей с общим недоразвитием речи (далее с ОНР) социально - коммуникативное развитие наиболее важно и актуально, потому что данная категории детей имеет речевые нарушения, а значит, коммуникация может иметь низкий уровень.

Родоначальником изучения данного вопроса стал Ж. Пиаже. Он утверждал, что социальное развитие ребенка необходимо всем детям в отношении, как с взрослыми, так и сверстниками [6].

В своей работе В.Н. Денисенко отмечает, что коммуникация определяется через взаимодействие людей. Термины «коммуникация» и «общение» имеют тесную связь [4].

Под социальным развитием Белинская Е. П. определяет процесс важных контактов с другими людьми. Именно социальные навыки, по ее мнению – главный компонент развития социализации [1].

Э. Гидденс, в своей работе, определяет такие навыки коммуникации, как: умение верно выражать свое эмоциональное состояние и чувства, взаимодействие с собеседником [2].

В своих работах Г.Х. Юсупова отметила, что социально-коммуникативное развитие детей с ОНР различается ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Дети имеют потребность в общении, у них плохо сформированы способы коммуникации, страдает способность к сотрудничеству [7].

Е.А. Гущина, в своих данных отмечает, что 70% детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеют трудности в социально-коммуникативном развитии. Дети имеют сложности в осуществлении коммуникации, что влияет на их общение [3].

Проблеме социально-коммуникативного развития детей также посвящены работы М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской. Главная мысль их концепции посвящена тому, что развитие общения дошкольников является процессом и способствует социально-коммуникативному развитию [5].

Дети с ОНР имеют слабое социально-коммуникативное развитие, поскольку им трудно объясниться самому, а также зачастую сложно воспринимать речь говорящего, что приводит к плохо развитым навыкам коммуникации. Дети, у которых имеются речевые нарушения, в большей степени нуждаются в социально-коммуникативном развитии. Любое нарушения речевой функции негативно отражается на коммуникативном процессе и социализации ребенка в обществе.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что комплексного подхода в определении понятия социально-коммуникативное развитие нет. Однако дети с ОНР имеют ряд особенностей социально-коммуникативного развития (вследствие своего речевого дефекта). Подходы по изучению данного вопроса основываются на том, что детям не хватает навыков общения, что непосредственно мешает полноценному социально-коммуникативному развитию.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что социально-коммуникативное развитие ещё никто не связывал с музыкой. Что подтверждает нашу мысль о том, что социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР в процессе музыкального исполнительства – актуальная тема для исследования, которую мы постараемся разработать и доказать далее.

Список литературы

  1. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / М. : Аспект Пресс, 2001. - 301с.
  2. Гидденс, Э. Социология / Изд-во: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
  3. Гущина, Е. А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраст // Пермь: Меркурий, 2013. - С. 36-38.
  4. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации / М.: РУДН, 2008. - 258 с.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / СПб.: Питер, 1-е издание, 2009. - 320 с.
  6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994, 526 с.
  7. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / М. : Книголюб, 2004. - 104 с.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail